Рефераты. Конституционное право в системе права Республики Беларусь

В статьях анализируемого раздела Конституции упот­ребляются и такие понятия, как «гражданин» и «каждый». Если содержание статьи обращено к гражданину, это значит, что она распространяется только на граждан Республики Беларусь. Если же статья начинается со слова «каждый», это означает распространение ее на наших граждан, иностранцев и лиц без гражданства, т.е. на че­ловека.

Правовой статус граждан — это совокупность консти­туционных прав, свобод и обязанностей в основных сферах жизни людей. Такие права, свободы и обязанности назы­ваются основными, они отличаются от прав и обязанно­стей, закрепленных в текущих отраслевых нормативных актах (гражданского, трудового, финансового и иных от­раслей права).

Характерные особенности основных прав, свобод и обязанностей граждан:

·        они в наиболее общей форме определяют правовое положение личности;

·        являются равными, едиными, универсальными для всех граждан, чьи специальные правовые статусы  резко различаются (правовые статусы колхозника, студента, военнослужащего, депутата и др.);

·        обладают высшей юридической силой, вследствие чего все остальные (обычные) права и обязанности выте­кают из них и полностью им соответствуют;

·        закрепляют и регулируют наиболее важные отно­шения, определяющие правовой статус граждан;

·        основные права и свободы не приобретаются и не отчуждаются по воле граждан;

·        конституционные права,  свободы и обязанности выступают в качестве исходных положений для целых от­раслей и институтов права (трудового, избирательного, семейного и др.);

·        осуществляются не только в интересах отдельных граждан, но и других лиц, государства и общества;

·        реализация этих прав, свобод и обязанностей граж­дан создает реальные возможности и условия для их активного участия во всех областях общественно-полити­ческой, государственной, хозяйственной, культурной жизни страны и удовлетворения материальных и духов­ных потребностей;

·        они действуют на всей территории государства;

·        использование гражданами основных прав и свобод не должно наносить ущерба интересам общества, госу­дарства, а также правам других граждан.

Следует иметь в виду, что основные права и обязанно­сти граждан закреплены как в разделе втором Конститу­ции, так и в иных ее разделах.

В зависимости от содержания, характера конституци­онных прав и свобод они объединены в три большие группы: 1) личные права и свободы; 2) политические права и свободы; 3) социально-экономические права.

Такое объединение однопорядковых общественных явлений и приведение их в определенную научную сис­тему (классификацию) позволяет видеть единство и вза­имосвязь основных прав и свобод граждан, а также значительно глубже осмыслить их содержание и значе­ние. Система конституционных прав и свобод охватывает все основные сферы жизни граждан. В ст. 24-32, 50 Кон­ституции закрепляются личные права и свободы: право на жизнь, право на неприкосновенность личности, ее лич­ную жизнь (тайна жизни), жилища и иных законных вла­дений, добровольность вступления в брак и создания семьи, недопущение принуждения к даче показаний и объяснений против самого себя, членов семьи, близких родственников, презумпция невиновности, свобода сове­сти и др.

Особенностью личных прав и свобод является их неотъемлемость от человека.

Политические права и свободы закреплены в ст. 2, 3, 10, 13 (ч. 8), 33-40, 50, 64-69, 72, 76, 81, 82, 92, 118, 138 Конституции Республики Беларусь. В реализации поли­тических прав и свобод отражается степень участия граж­дан в политических акциях государства и общества.

Социально-экономические права граждан закреплены в следующих статьях Конституции Республики Беларусь: право на труд — ст. 41, на вознаграждение за труд — ст. 42, на отдых — ст. 43, на собственность — ст. 44, на охрану здоровья — ст. 45, на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права — ст. 46: на социальное обеспечение — ст. 47. на жилище — ст. 48, на образование — ст. 49, на участие в культурной жизни — ст. 51. Реализация этих прав обеспе­чивает экономическую и социальную стороны жизни граждан. Несмотря на различие, все права и свободы граждан взаимно обусловлены и дополняют друг друга.

Характерная особенность Конституции Республики Беларусь состоит в том, что в ней закрепляются гаран­тии, способствующие реализации основных прав и сво­бод граждан, а также формы их защиты (Конституция Республики Беларусь, ст. 59-62). Кроме прав и свобод в Конституции устанавливаются обязанности граждан. Если право (свобода) — это реальная возможность для граждани­на воспользоваться чем-либо, то обязанность обществен­но необходимая мера поведения лица, устанавливаемого и гарантируемого государством.

Осуществление прав и свобод граждан зависит от их воли (они могут воспользоваться предоставленными им правами или не воспользоваться). Юридические же обя­занности должны выполняться независимо от желания людей в точном соответствии с предписаниями норм права. За невыполнение гражданами правовых обязанно­стей устанавливается ответственность (гражданско-право­вая, административная, уголовная).

Конституционные обязанности гражданина Республи­ки Беларусь (ст. 52—57):

·        соблюдать Конституцию, законы и уважать нацио­нальные традиции, достоинство права, свободы, закон­ные интересы других лиц;

·        беречь историко-культурное, духовное наследие и другие национальные ценности, охранять природную среду;

·        защищать Республику Беларусь;

·        уплачивать государственные налоги, пошлины, иные платежи.

В демократическом обществе действует правило: «Нет прав без обязанностей, как нет обязанностей без прав». Добросовестное исполнение гражданами конституцион­ных обязанностей является важнейшей гарантией реали­зации их прав и свобод.


ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА И ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО

В конституционном развитии Беларуси постоянно фигурировало понятие «избирательная систе­ма». Содержание его изменялось, а название всегда оста­валось единым. Среди ученых конституционно-правовой науки нет единства в объяснении понятия «избиратель­ная система». Некоторые из них даже вносили предложе­ние о замене конституционного понятия «избирательная система* понятием «избирательное право». Законодатель же вкладывает в это понятие точный смысл.

В главе 1-й Конституции Республики Беларусь «изби­рательная система» закреплен перечень основных прин­ципов выборов депутатов и других лиц, избираемых на государственные должности народом. К ним относятся: всеобщие, свободные, равные, прямые выборы, тайное голосование, выдвижение кандидатов в депутаты общественными объединениями, трудовыми коллективами и гражданами. Расходы на выборы осуществляются за счет государства; проведение выборов обеспечивают избира­тельные комиссии; выборы не проводятся в период чрезвычайного и военного положения: С введением пре­зидентской власти большинство этих принципов распро­страняется и на порядок проведения выборов Президента.

Принципы выборов закреплены в Конституции в оп­ределенной системе, т.е. в научной и логической после­довательности  от более общих к конкретным, частным явлениям. Поэтому законодатель и называет данную гла­ву Конституции избирательной системой. Таким образом, избирательная система - совокупность конституционных принципов организации и проведения выборов депутатов в представительные органы государства (и Президента) и установление принципиальных отношений между из­бранными и избирателями. В избирательной системе от­ражается сущность конституционного строя, при котором народ обладает подлинной властью при формировании депутатского корпуса и избрании Президента.

Взаимоотношения «избирательной системы» с «избира­тельным правом» строятся так как Конституция соотносит­ся с простым законом. Поскольку нормы, закрепляющие основные принципы выборов, являются конституцион­ными, они имеют высшую юридическую силу и служат правовой основой для избирательного права, представ­ленного простыми законами (законами о выборах и дру­гими актами).

Издание текущего законодательства — избирательного права — предусмотрено в самой Конституции Республики Беларусь: «Порядок проведения выборов определяется законами Республики Беларусь» (ст. 71, ч. 2). То есть, избирательное право — это совокупность юридических норм, изданных на основе конституционных принципов, детально регулирующих всю процедуру организации и проведения выбо­ров в Советы депутатов (а также Президента) и устанав­ливающих взаимоотношения избранных лиц с избирателями. Избирательное право как бы конкретизирует и развивает основные конституционные положения о выборах. Нельзя противопоставлять избирательную систему изби­рательному праву, так как последнее основано на кон­ституционных принципах, составляющих в совокупности избирательную систему. Какова по сущности избирательная система, таково и избирательное право. Избирательная си­стема демократична — демократично и избирательное право.

В законах «О выборах Президента Республики Бела­русь», «О выборах депутатов местных Советов депутатов Республики Беларусь» и других детально регулируется последовательность этапов проведения выборов:

І — порядок назначения выборов и образование изби­рательных округов (от каждого округа избирается один депутат). При выборах Президента не образуются изби­рательные округа;

II  — порядок образования избирательных участков;

III  — образование системы избирательных комиссий и определение их полномочий. Фактически всю работу по проведению выборов проводят избирательные комиссии во главе с Центральной комиссией по выборам и прове­дению республиканских референдумов;

IV - составление списков избирателей по избирательным участкам;

V  — выдвижение и регистрация кандидатов в Прези­денты, в депутаты, члены Совета Республики;

VI  — определение гарантий деятельности кандидатов в Президенты и в выборные органы;

VII — установление порядка голосования и подведение итогов первого тура выборов;

VIII  - определение порядка подведения и опублико­вания итогов первого тура выборов;

IX  - правила о втором туре голосования, повторных выборах, выборах депутатов Советов депутатов. Палаты представителей, вместо выбывших депутатов, членов Со­вета Республики.

Отдельными законами регулируется порядок отзыва депутатов, не оправдавших доверия или совершивших действия, несовместимые с высоким званием представи­теля власти и народа. Регулируются и иные отношения, связанные с выборами и взаимоотношениями избранных лиц с избирателями.

ЛИТЕРАТУРА

1.     Шишко Г.Б. ”Основы права”, Минск 1998,

2.     Мицкевич А.В. ”Основы права”, Минск 1997,

3.     Конституция Республики Беларусь.


Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.