Рефераты. Конституционное право в системе права Республики Беларусь

Постановлением   Верховного   Совета  от   5   февраля 1993 г. было поручено Конституционной комиссии и ее рабочей группе по итогам обсуждения доработать проект Конституции с учетом предложений и замечаний, выска­занных депутатами.

Историческое решение — принятие новой Конститу­ции, к которому очень трудно шли депутаты на протяже­нии почти четырех лет, состоялось 15 марта 1994 г. При кворуме для голосования и принятия решения 231 депу­тат, зарегистрировалось 307, проголосовали: за — 236, против — 6, воздержалось —8, не голосовало — 57. В этот же день был принят конституционный закон о порядке вступления в силу Конституции Республики Беларусь. При кворуме для голосования и принятия решения 231 депутат, зарегистрировалось 297, проголосовали: за — 237, против — 4, воздержалось — 13, не голосовало — 43.

Законом о порядке вступления в силу Конституции ее подписание поручено Председателю Верховного Совета Республики Беларусь. Это было сделано в торжественной обстановке на заседании Президиума Верховного Совета 28 марта 1994 г. 30 марта 1994 г. Конституция была опуб­ликована в республиканских газетах и с этого дня она вступила в действие. 15 марта — день принятия Консти­туции — объявлен праздничным днем.

Двухлетний опыт применения положений Конститу­ции показал неоднозначность ее понимания различными государственными органами. Возникла потребность не только в более четком разграничении полномочий между органами государства, но и уточнении многих прав и сво­бод граждан. С этой целью на республиканский референ­дум от 24 ноября   1996 г.  Президентом и некоторыми фракциями   Верховного   Совета  Республики   Беларусь были предложены два самостоятельных проекта новой редакции Конституции  1994 г. В результате народного голосования был поддержан проект, предложенный Гла­вой государства.


ПОНЯТИЕ, НАЗНАЧЕНИЕ И ФУНКЦИИ КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Для лиц, изучающих право, необходимо четко представлять назначение Конституции в государ­стве и обществе. Слово «Constitutio» означает «учреждаю, устанавливаю» и употреблялось еще в законодательстве Римской империи, где выражало различные установле­ния и указы императоров. Со временем значение этого слова менялось. В нынешнем понимании Конституция — это единый, основной закон государства и общества, объединяющий множество юридических норм.

Конституция Республики Беларусь (Основной Закон) –  это приведенная в единую науч­ную систему совокупность юридических норм, выражающих волю народа, облеченных наивыс­шей юридической силой, закрепляющих и регули­рующих основные устои общества, государства, правовой статус человека и гражданина.

К основным устоям общества, государства относятся: основы конституционною строя, его демократический, гуманный характер; структура политической системы (т.е. все формы политической власти); взаимодействие между властями государственными и общественно-политически­ми; государственное устройство и его принципы; право­вой статус человека и гражданина; суверенитет народа, нации, государства и иные общественно-политические и экономические институты.

По своему содержанию, назначению и юридической силе Конституция отличается от всех нормативных актов. Это основной политический, юридический документ го­сударства и общества; это закон законов. Конституция является правовым отражением нового этапа в развитии общества и государства. Она концентрирует то, что уже дала жизнь. Поскольку в нашем обществе функционируют десятки политических партий, иные политические объе­динения, допускается плюрализм мнений, то Конститу­ция почти всегда является правовым актом компромисса. В силу этого она не может полностью удовлетворить желания отдельных общественных групп и граждан. Но это не означает, что они вправе не исполнять Конституцию.

С принятием Конституции и вступлением ее в силу исполнение ее является обязанностью для всех государ­ственных органов, предприятий, организаций, обще­ственных объединении, должностных лиц и граждан. Несоблюдение или нарушение Конституции ведет к под­рыву политики государства.

Назначение Конституции. Конституция определяет весь уклад политического общественного строя, органов государства, формы власти и их взаимодействие, разви­тие демократических процессов, многообразные жизнен­ные устои граждан. Она определяет правовой порядок функционирования общества, государства и роль граж­дан в этом процессе. Таким образом, Конституция нужна всем субъектам права.

Конституция — основной источник конституционного права как отрасли права и всех других его отраслей: ад­министративного, финансового, гражданского, трудово­го, экологического, аграрного и др. От всех правовых актов в государстве Конституция отличается своим со­держанием, назначением и юридической силой. В пира­миде права она занимает верхнюю позицию. Все иные нормативные акты — конституционные законы, простые законы, декреты, указы и распоряжения Президента Рес­публики Беларусь, постановления и распоряжения Сове­та Министров, приказы и инструкции министерств, государственных комитетов и ведомств, решения мест­ных Советов депутатов, решения и распоряжения мест­ных, исполнительных комитетов, приказы руководителей отделов и управлений областных, районных и городских

исполнительных комитетов — вытекают из Конституции и соответствуют ее содержанию. Таким образом. Консти­туция вносит упорядочение, стабильность в правовую си­стему государства и устанавливает конституционную законность. Она определяет формы всех нормативных актов государственных органов, устанавливает их соподчиненность, порядок отмены и требует соответствия их духу и букве Основного Закона. Акты всех общественных форми­рований также должны соответствовать Конституции.

Несоответствие законов, иных нормативных актов, а также международно-правовых соглашений, ратифициро­ванных Парламентом Беларуси, Конституции определяет специально созданный государственный орган в Респуб­лике Беларусь — Конституционный Суд. Его заключения являются обязательными для всех органов, организаций, опротестованию и обжалованию не подлежат.

Конституция создает также систему юридических га­рантий принципа законности в нормотворческой деятель­ности органов государства.

Как дерево не может расти и развиваться без корня, так и законодательство государства не может развиваться и отражать происходящие в стране изменения без Кон­ституции – базы текущего законодательства.

Основные функции Конституции. Направления, предназначения и действия, или функции, Конституции сле­дующие:

·        учредительная — закрепляет определенные устои общества, государства, человека и др.;

·        регулятивная — устанавливает определенные пра­вила, например порядок формированиях двух палат На­ционального собрания;

·        правонаделительная — определяет предметы веде­ния, правомочия государственных органов, отдельных должностных лиц и граждан;

·        интеграционная — объединяет основы всех отрас­лей права и дает им начало: объединяет все органы госу­дарства для проведения единой политики;

·        систематизирующая — определяет систему государ­ственных органов, норм права и иных государственно-правовых институтов;

·        охранительная — защищает интересы государства, общества, права граждан, основы общественного строя и другие жизненно важные устои;

·        социальная — воздействует на структуру общества, общественный порядок;

·        политическая — определяет политику внутри госу­дарственной и общественной жизни, внешнеполитичес­кую деятельность государства;

·        экономическая — определяет формы собственнос­ти, рыночные отношения, экономические и финансовые формы и методы хозяйствования;

·        идеологическая — закрепляет основные идеи фор­мирования государственных органов, демократические формы правления, многопартийность, плюрализм мне­ний и др.

·        воспитательная — Конституция оказывает влияние на формирование взглядов и поведения граждан и долж­ностных лиц;

·        организационная — направлена на организацию фун­кционирования государственных органов, общественных формирований граждан в определенно заданном аспекте;

·        экологическая — проявляется в создании и поддер­жании нормального состояния окружающей природной среды, способствующей поддержанию здоровья и устой­чивой жизни людей;

·        народовластия — способствует созданию условий для дальнейшего развития демократических процессов в государстве и обществе и повышению роли личности в решении государственных и общественных дел;

·        обеспечения законности и правопорядка — прояв­ляется в единообразном понимании и четком соблюде­нии законов и иных нормативных актов всеми государственными органами, предприятиями, учреждени­ями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами. В нормах права выражается поли­тика, поэтому их соблюдение всеми субъектами способ­ствует проведению государственной политики на местах и укреплению правопорядка. Конституция закрепляет и обеспечивает конституционную законность;

·        информационная — проявляется в широкой гласно­сти и информированности граждан органами государства и общественными объединениями о внутренней и внеш­ней политике, решении иных жизненно важных вопросов.

Широкий спектр конституционных функций дает представление о важности и значении Конституции для государства, общества и каждого гражданина.

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА


Понятие и назначение политической системы. В главе 1-й Конституции БССР 1978 г. впервые в конституционной практике республики компактно зак­реплялась политическая система общества. В ныне действующей Конституции отсутствует подобная глава, а политическая система закрепляется в нескольких главах и статьях.

В самой общей форме под политической системой бе­лорусского общества понимается механизм народовластия. Более конкретно политическая система — это организаци­онно-правовой механизм, объединяющий государство, политические партии, общественные объединения и тру­довые коллективы, через которые народ осуществляет власть. Составные части политической системы (государ­ство, общественные объединения, партии и трудовые коллективы) называются элементами. Элементы делятся на субъекты. Например, государство — это элемент поли­тической системы, а все государственные органы являют­ся" субъектами полити­ческой системы.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.