Постановлением Верховного Совета от 5 февраля 1993 г. было поручено Конституционной комиссии и ее рабочей группе по итогам обсуждения доработать проект Конституции с учетом предложений и замечаний, высказанных депутатами.
Историческое решение — принятие новой Конституции, к которому очень трудно шли депутаты на протяжении почти четырех лет, состоялось 15 марта 1994 г. При кворуме для голосования и принятия решения 231 депутат, зарегистрировалось 307, проголосовали: за — 236, против — 6, воздержалось —8, не голосовало — 57. В этот же день был принят конституционный закон о порядке вступления в силу Конституции Республики Беларусь. При кворуме для голосования и принятия решения 231 депутат, зарегистрировалось 297, проголосовали: за — 237, против — 4, воздержалось — 13, не голосовало — 43.
Законом о порядке вступления в силу Конституции ее подписание поручено Председателю Верховного Совета Республики Беларусь. Это было сделано в торжественной обстановке на заседании Президиума Верховного Совета 28 марта 1994 г. 30 марта 1994 г. Конституция была опубликована в республиканских газетах и с этого дня она вступила в действие. 15 марта — день принятия Конституции — объявлен праздничным днем.
Двухлетний опыт применения положений Конституции показал неоднозначность ее понимания различными государственными органами. Возникла потребность не только в более четком разграничении полномочий между органами государства, но и уточнении многих прав и свобод граждан. С этой целью на республиканский референдум от 24 ноября 1996 г. Президентом и некоторыми фракциями Верховного Совета Республики Беларусь были предложены два самостоятельных проекта новой редакции Конституции 1994 г. В результате народного голосования был поддержан проект, предложенный Главой государства.
Для лиц, изучающих право, необходимо четко представлять назначение Конституции в государстве и обществе. Слово «Constitutio» означает «учреждаю, устанавливаю» и употреблялось еще в законодательстве Римской империи, где выражало различные установления и указы императоров. Со временем значение этого слова менялось. В нынешнем понимании Конституция — это единый, основной закон государства и общества, объединяющий множество юридических норм.
Конституция Республики Беларусь (Основной Закон) – это приведенная в единую научную систему совокупность юридических норм, выражающих волю народа, облеченных наивысшей юридической силой, закрепляющих и регулирующих основные устои общества, государства, правовой статус человека и гражданина.
К основным устоям общества, государства относятся: основы конституционною строя, его демократический, гуманный характер; структура политической системы (т.е. все формы политической власти); взаимодействие между властями государственными и общественно-политическими; государственное устройство и его принципы; правовой статус человека и гражданина; суверенитет народа, нации, государства и иные общественно-политические и экономические институты.
По своему содержанию, назначению и юридической силе Конституция отличается от всех нормативных актов. Это основной политический, юридический документ государства и общества; это закон законов. Конституция является правовым отражением нового этапа в развитии общества и государства. Она концентрирует то, что уже дала жизнь. Поскольку в нашем обществе функционируют десятки политических партий, иные политические объединения, допускается плюрализм мнений, то Конституция почти всегда является правовым актом компромисса. В силу этого она не может полностью удовлетворить желания отдельных общественных групп и граждан. Но это не означает, что они вправе не исполнять Конституцию.
С принятием Конституции и вступлением ее в силу исполнение ее является обязанностью для всех государственных органов, предприятий, организаций, общественных объединении, должностных лиц и граждан. Несоблюдение или нарушение Конституции ведет к подрыву политики государства.
Назначение Конституции. Конституция определяет весь уклад политического общественного строя, органов государства, формы власти и их взаимодействие, развитие демократических процессов, многообразные жизненные устои граждан. Она определяет правовой порядок функционирования общества, государства и роль граждан в этом процессе. Таким образом, Конституция нужна всем субъектам права.
Конституция — основной источник конституционного права как отрасли права и всех других его отраслей: административного, финансового, гражданского, трудового, экологического, аграрного и др. От всех правовых актов в государстве Конституция отличается своим содержанием, назначением и юридической силой. В пирамиде права она занимает верхнюю позицию. Все иные нормативные акты — конституционные законы, простые законы, декреты, указы и распоряжения Президента Республики Беларусь, постановления и распоряжения Совета Министров, приказы и инструкции министерств, государственных комитетов и ведомств, решения местных Советов депутатов, решения и распоряжения местных, исполнительных комитетов, приказы руководителей отделов и управлений областных, районных и городских
исполнительных комитетов — вытекают из Конституции и соответствуют ее содержанию. Таким образом. Конституция вносит упорядочение, стабильность в правовую систему государства и устанавливает конституционную законность. Она определяет формы всех нормативных актов государственных органов, устанавливает их соподчиненность, порядок отмены и требует соответствия их духу и букве Основного Закона. Акты всех общественных формирований также должны соответствовать Конституции.
Несоответствие законов, иных нормативных актов, а также международно-правовых соглашений, ратифицированных Парламентом Беларуси, Конституции определяет специально созданный государственный орган в Республике Беларусь — Конституционный Суд. Его заключения являются обязательными для всех органов, организаций, опротестованию и обжалованию не подлежат.
Конституция создает также систему юридических гарантий принципа законности в нормотворческой деятельности органов государства.
Как дерево не может расти и развиваться без корня, так и законодательство государства не может развиваться и отражать происходящие в стране изменения без Конституции – базы текущего законодательства.
Основные функции Конституции. Направления, предназначения и действия, или функции, Конституции следующие:
· учредительная — закрепляет определенные устои общества, государства, человека и др.;
· регулятивная — устанавливает определенные правила, например порядок формированиях двух палат Национального собрания;
· правонаделительная — определяет предметы ведения, правомочия государственных органов, отдельных должностных лиц и граждан;
· интеграционная — объединяет основы всех отраслей права и дает им начало: объединяет все органы государства для проведения единой политики;
· систематизирующая — определяет систему государственных органов, норм права и иных государственно-правовых институтов;
· охранительная — защищает интересы государства, общества, права граждан, основы общественного строя и другие жизненно важные устои;
· социальная — воздействует на структуру общества, общественный порядок;
· политическая — определяет политику внутри государственной и общественной жизни, внешнеполитическую деятельность государства;
· экономическая — определяет формы собственности, рыночные отношения, экономические и финансовые формы и методы хозяйствования;
· идеологическая — закрепляет основные идеи формирования государственных органов, демократические формы правления, многопартийность, плюрализм мнений и др.
· воспитательная — Конституция оказывает влияние на формирование взглядов и поведения граждан и должностных лиц;
· организационная — направлена на организацию функционирования государственных органов, общественных формирований граждан в определенно заданном аспекте;
· экологическая — проявляется в создании и поддержании нормального состояния окружающей природной среды, способствующей поддержанию здоровья и устойчивой жизни людей;
· народовластия — способствует созданию условий для дальнейшего развития демократических процессов в государстве и обществе и повышению роли личности в решении государственных и общественных дел;
· обеспечения законности и правопорядка — проявляется в единообразном понимании и четком соблюдении законов и иных нормативных актов всеми государственными органами, предприятиями, учреждениями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами. В нормах права выражается политика, поэтому их соблюдение всеми субъектами способствует проведению государственной политики на местах и укреплению правопорядка. Конституция закрепляет и обеспечивает конституционную законность;
· информационная — проявляется в широкой гласности и информированности граждан органами государства и общественными объединениями о внутренней и внешней политике, решении иных жизненно важных вопросов.
Широкий спектр конституционных функций дает представление о важности и значении Конституции для государства, общества и каждого гражданина.
Понятие и назначение политической системы. В главе 1-й Конституции БССР 1978 г. впервые в конституционной практике республики компактно закреплялась политическая система общества. В ныне действующей Конституции отсутствует подобная глава, а политическая система закрепляется в нескольких главах и статьях.
В самой общей форме под политической системой белорусского общества понимается механизм народовластия. Более конкретно политическая система — это организационно-правовой механизм, объединяющий государство, политические партии, общественные объединения и трудовые коллективы, через которые народ осуществляет власть. Составные части политической системы (государство, общественные объединения, партии и трудовые коллективы) называются элементами. Элементы делятся на субъекты. Например, государство — это элемент политической системы, а все государственные органы являются" субъектами политической системы.
Страницы: 1, 2, 3, 4