Рефераты. Коллективные трудовые споры

После внесения изменений и дополнений в ТК РФ, в том числе - в статьи, относящиеся к примирительным процедурам рассмотрения коллективных трудовых споров, эти рекомендации, как и рекомендации, касающиеся посредника и трудового арбит­ража, имеют ориентирующее значение и должны быть скорректи­рованы с учетом новых положений ТК РФ.

Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посред­ника (ст. 403 ТК РФ). После составления примирительной комис­сией протокола разногласий стороны коллективного трудового спора могут в течение трех рабочих дней пригласить посредника. При необходимости стороны могут обратиться в соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудо­вых споров за рекомендацией кандидатуры посредника.

Задача посредника — помочь сторонам коллективного трудо­вого спора выработать согласованную позицию и тем самым раз­решить этот спор. Сам посредник решение по спору не принима­ет. На основе законодательства и оценки ситуации он рекоменду­ет пути выхода из конфликтной ситуации.

Порядок рассмотрения коллективного трудового спора опреде­ляется соглашением сторон с участием посредника.

Посреднику предоставлено право запрашивать у сторон кол­лективного трудового спора и получать от них необходимые доку­менты и сведения, касающиеся этого спора.

Для рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника установлен срок — до семи рабочих дней со дня его приглашения (назначения).

Рассмотрение коллективного трудового спора с участием по­средника завершается принятием его сторонами согласованного решения, которое оформляется письменно. При недостижении соглашения составляется протокол разногласий. Рекомендации об организации работ по рассмотрению коллек­тивного трудового спора с участием посредника были утверждены постановлением Минтруда России от 14 августа 2002 г. № 58 [4]

Рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбит­раже (ст. 404 ТК РФ). Трудовой арбитраж временно действую­щий орган по рассмотрению коллективного трудового спора. Он создается в случае, если стороны этого спора заключили соглаше­ние в письменной форме об обязательном выполнении его реше­ний.

Трудовой арбитраж создается сторонами коллективного трудо­вого спора и соответствующим государственным органом по урегулированию коллективных трудовых споров в срок не позднее трех рабочих дней со дня окончания рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией или посредником.

Создание трудового арбитража, его состав, регламент, полно­мочия оформляются соответствующими решениями работодателя, представителя работников и государственного органа по урегули­рованию коллективных трудовых споров.

Коллективный трудовой спор рассматривается в трудовом ар­битраже с участием представителей сторон этого спора в срок до пяти рабочих дней со дня его создания.

Трудовой арбитраж:

·        рассматривает обращения сторон коллективного трудового спора;

·        получает необходимые документы и сведения, касающиеся это­го спора;

·        информирует в случае необходимости органы государственной власти и органы местного самоуправления о возможных социаль­ных последствиях коллективного трудового спора;

·        принимает решение по существу коллективного трудового спора.

Решение трудового арбитража по урегулированию коллектив­ного трудового спора передается сторонам этого спора в письмен­ной форме.

В случаях, когда законом запрещено или ограничено проведе­ние забастовок (ч. 1 и 2 ст. 413 ТК РФ), создание трудового арбитража обязательно и его решение имеет для сторон обяза­тельную силу. При этом, если стороны не приходят к соглаше­нию о создании трудового арбитража, его составе, регламенте и полномочиях, то решение по этим вопросам принимает соот­ветствующий государственный орган по урегулированию коллек­тивных трудовых споров.

Рекомендации об организации работы по рассмотрению кол­лективного трудового спора в трудовом арбитраже утверждены постановлением Минтруда России от 14 августа 2002 г. № 59 [4].

Гарантии в связи с разрешением коллективного трудового спора (ст. 405 ТК РФ). В связи с разрешением коллективного трудового спора предусмотрены гарантии:

1)           для членов примирительных комиссий, трудовых арбитров;

2)           для участвующих в разрешении  коллективного трудового
спора представителей работников, их объединений.

Члены примирительной комиссии, трудовые арбитры на время их участия в разрешении коллективного трудового спора освобо­ждаются от основной работы с сохранением среднего заработка на срок не более трех месяцев в течение одного года.

Этот годичный срок следует исчислять для каждого члена при­мирительной комиссии, каждого трудового арбитра персонально, включая в него время участия в разрешении коллективных трудо­вых споров, начиная с первого привлечения его к этой процедуре, а не с 1 января по 31 декабря каждого календарного года.

Участвующие в разрешении коллективного трудового спора представители работников, их объединений не могут быть в пери­од разрешения коллективного трудового спора подвергнуты дис­циплинарному взысканию, переведены на другую работу или уво­лены по инициативе работодателя без предварительного согласия уполномочившего их на представительство органа. Если предста­вителями работников, участвующими в разрешении коллективно­го трудового спора, являются руководители (их заместители) вы­борных коллегиальных органов первичных профсоюзных органи­заций или структурных подразделений организаций (не ниже цеховых и приравненных к ним) и они не освобождены от основ­ной работы, то на них помимо приведенных выше гарантий рас­пространяются дополнительные гарантии, предусмотренные ст. 374 ТК РФ. Если же среди представителей работников при разрешении коллективного трудового спора имеются иные проф­союзные работники, то к ним кроме гарантий, названных в ст. 405 ТК РФ, применяются еще и гарантии, содержащиеся в ст. 375, 376 ТК РФ.

Участие государственных органов по урегулированию коллективных трудовых споров в их разрешении (ст. 407 ТК РФ). Государственными органами по урегулированию коллективных трудовых споров являются: федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг в сфере урегулиро­вания коллективных трудовых споров, и органы исполнительной власти субъектов РФ, участвующие в урегулировании коллективных трудовых споров.

Их полномочия разграничены. Федеральный орган исполни­тельной власти, осуществляющий функции по оказанию государ­ственных услуг в сфере регулирования коллективных трудовых споров:

1)     проводит уведомительную регистрацию:

а)        коллективных трудовых споров по поводу заключения, изменения и выполнения соглашений, заключаемых на федераль­ном уровне социального партнерства;

б)        коллективных трудовых споров в организациях, финанси­руемых из федерального бюджета;

в)         коллективных трудовых споров,  возникающих в случаях,
когда в соответствии с законом (ч.1и 2 ст.413 ТК РФ) в целях разрешения коллективного трудового спора забастовка не может быть проведена;

2)           содействует урегулированию указанных коллективных трудовых споров;

3)           ведет базу данных по учету трудовых арбитров;

4)     организует подготовку трудовых арбитров.

Органы исполнительной власти субъектов РФ, участвующие в урегулировании коллективных трудовых споров:

проводят уведомительную регистрацию коллективных трудо­вых споров, за исключением тех, регистрация которых отнесена к ведению федерального органа исполнительной власти, осущест­вляющего функции по оказанию государственных услуг в сфере урегулирования коллективных трудовых споров;

содействуют урегулированию коллективных трудовых споров, отнесенных к сфере их деятельности.

У федерального органа и органов субъектов РФ, названных выше, имеются и общие полномочия. Они:

проверяют в случае необходимости полномочия представите­лей сторон коллективного трудового спора;

выявляют, анализируют и обобщают причины возникновения коллективных трудовых споров, подготавливают предложения по их устранению;

оказывают методическую помощь сторонам коллективного трудового спора на всех этапах его рассмотрения и разрешения;

организуют в установленном порядке финансирование прими­рительных процедур.

Государственные органы по урегулированию коллективных трудовых споров при организации своей работы взаимодействуют с представителями работников и работодателей.

Работники государственных органов по урегулированию кол­лективных трудовых споров имеют право беспрепятственно (при предъявлении удостоверения установленного образца) посещать любых работодателей (организации независимо от их организаци­онно-правовых форм и форм собственности, а также работодате­лей — физических лиц) в целях урегулирования коллективных тру­довых споров, выявления и устранения причин, их порождающих.

Содействие в разрешении трудовых споров (в том числе кол­лективных) оказывают также трехсторонние комиссии по регули­рованию трудовых отношений.


4.ЗАБАСТОВКИ

В соответствии со ст. 37 Конституции РФ признается право работников на забастовку как способ разрешения коллективного трудового спора. Забастовка — временный добровольный отказ работников от ис­полнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора (ч. 4 ст. 398 ТК РФ).

       Соответственно признаками забастовки являются:

1)         отказ работников от исполнения трудовых обязанностей;

2)         временный характер такого отказа;

3)         добровольный характер такого отказа;

4)    его цель — разрешение коллективного трудового спора.
Признаком забастовки служит также коллективный характер действий работников, прекращающих работу.

Временный характер забастовки означает, что работники, не прекращая трудовых отношений с работодателем, на определен­ный срок прекращают работу.

Добровольный характер забастовки означает, что никто из ра­ботников не может быть принужден к участию в забастовке или неучастию в ней.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.