Рефераты. Коллективные трудовые споры

Отношения по разрешению трудовых споров (в том числе — коллективных) непосредственно связаны с трудовыми отношения­ми, входят в предмет трудового права и регулируются нормами трудового законодательства (ст. 1 ТК РФ).

Установление порядка их разрешения относится к ведению федеральных органов государственной власти (он установлен в гл. 61 ТК РФ) и обязателен для применения на всей территории Российской Федерации (ст. 6 ТК РФ).

Урегулированные правом отношения по разрешению коллективных трудовых споров становятся соответствующими правоотношениями.

Юридическим содержанием правоотношения по разрешению коллективного трудового спора являются права и обязанности сто­рон (их представителей), реализуемые ими при его разрешении.

В обобщенном виде порядок разрешения коллективных трудовых споров характеризуется следующими положениями ТК РФ:

1)         о порядке выдвижения Требований работников, их представителей, рассмотрения требований (ст. 399, 400);

2)         о примирительных процедурах (ст. 401—404);

3)         о гарантиях в связи с разрешением коллективного трудово­го спора (ст. 405);

4)         об участии  государственных  органов  по  урегулированию
коллективных трудовых споров в их разрешении (ст. 407);

5)         о забастовке (ст. 409—414);

6)         о запрещении локаута (ст. 415);

7)         о  ведении документации  при разрешении  коллективного
трудового спора (ст. 418).                                  .

2.Выдвижение и рассмотрение Требований работников и их представителей

Субъекты, имеющие право выдвигать требования к работода­телю (работодателями), и порядок выдвижения таких требований
определены ст. 399 ТК РФ.                                

Правом выдвижения требований к работодателю (работодате­лям) обладают работники и их представители, определенные в со­ответствии со ст. 29—31 ТК РФ:

1)  профсоюзы и их объединения, иные профсоюзные организации,   предусмотренные   уставами   общероссийских,   межрегиональных профсоюзов;

2)         иные представители, избранные работниками на общем собрании (конференции), при отсутствии первичной профсоюзной организации, а также при наличии нескольких первичных профсоюзных организаций, ни одна из которых не объединяет более половины работников данного работодателя и не уполномочена в порядке, установленном ТК РФ, представлять интересы работников в социальном партнерстве на локальном уровне.

Требования, выдвинутые работниками и (или) представитель­ным органом работников организации (филиала, представительст­ва, иного обособленного структурного подразделения), индивиду­ального предпринимателя, утверждаются на соответствующем соб­рании (конференции) работников.

Собрание считается правомочным, если на нем присутствует бо­лее половины работающих. Конференция считается правомочной, если на ней присутствует не менее двух третей избранных делегатов.

Решение принимается большинством голосов присутствующих на собрании (конференции).

Для проведения собрания (конференции) по выдвижению тре­бований работодатель обязан предоставить работникам или их представителям необходимое помещение. На работодателе лежит и другая обязанность — не препятствовать проведению собрания (конференции) с такой повесткой дня.

Требования работников излагаются в письменной форме и на­правляются работодателю. Дата получения требований работодате­лем должна быть письменно зафиксирована, поскольку с ней связа­ны сроки дальнейшего прохождения коллективного трудового спора.

Требования профсоюзов и их объединений выдвигаются и направляются соответствующим сторонам социального партнерства.

Копия требований, оформленных в письменном виде, может быть направлена в соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров. В этом случае соответствующий государственный орган обязан проверить полу­чение требований другой стороной коллективного трудового спора.

В результате изменений в системе и структуре федеральных органов исполнительной власти в соответствии с Указом Прези­дента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 [2] урегулирование коллективных трудовых споров включено в функции Федеральной службы по труду и занятости [3].

Получение работодателем (работодателями) требований работ­ников или их представителя порождает определенные обязанности:

1)         работодатель обязан принять к рассмотрению направлен­ные ему требования;

2)         о своем решении работодатель сообщает представительному органу работников в письменной форме в течение трех рабо­чих дней со дня получения требований;         .

3)         представители работодателей (объединений работодателей) обязаны принять к рассмотрению направленные им требования профсоюзов (их объединений) и сообщить профсоюзам (их объединениям) о принятом решении в течение одного месяца со дня получения указанных требований (ст. 400 ТК РФ).

В поддержку своих требований в период рассмотрения и раз­решения коллективного трудового спора, включая период органи­зации и проведения забастовки, работники имеют право в уста­новленном законом порядке проводить собрания, митинги, де­монстрации, пикетирование (ч. 8 ст. 401 ТК РФ).


3.Примирительные процедуры

В России коллективные трудовые споры в настоящее время мо­гут разрешаться только с помощью примирительных процедур, по завершении которых работники имеют право объявить забастовку. К таким процедурам ТК и ФЗ от 23.11.1995 г. относят примирение, посредничество и трудовой арбитраж

Соответственно порядок разрешения коллективного трудового спора состоит из следующих этапов:

1)         рассмотрение коллективного трудового спора примиритель­
ной комиссией;

2)         рассмотрение  коллективного трудового спора с участием
посредника и (или)

3)         рассмотрение  коллективного трудового спора в трудовом
арбитраже.

Таким образом, органами, уполномоченными рассматривать кол­лективные трудовые споры, являются: примирительная комиссия и трудовой арбитраж, посредник участник разрешения спора.

Переход от одного этапа рассмотрения коллективного трудо­вого спора к другому происходит следующим образом:

а) рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией   является   обязательным   этапом    (ч. 2 ст. 401 ТК РФ). Миновать его и обратиться к посреднику или в трудовой арбитраж нельзя;

б)       при недостижении согласия в примирительной комиссии
стороны коллективного трудового спора приступают к перегово­рам о приглашении посредника и (или) создании трудового ар­битража (ч.8 ст. 402 ТК РФ);

в)        если в течение трех рабочих дней стороны коллективного
трудового спора не достигли соглашения относительно кандидату­ры посредника, то они  приступают к переговорам о создании трудового арбитража (ч.1 ст. 403 ТК РФ).

Каждая из сторон коллективного трудового спора имеет право обратиться в соответствующий государственный орган по урегули­рованию коллективных трудовых споров для уведомительной ре­гистрации спора.

Ни одна из сторон трудового спора не вправе уклоняться от участия в примирительных процедурах.

Представители сторон, примирительная комиссия, посредник, трудовой арбитраж, государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров обязаны использовать все преду­смотренные законодательством возможности для разрешения кол­лективного трудового спора.

Примирительные процедуры проводятся в сроки, предусмотрен­ные ТК РФ. В случае необходимости эти сроки могут быть про­длены по согласованию сторон коллективного трудового спора.

Действия сторон коллективного трудового спора, соглашения, рекомендации, принимаемые в связи с разрешением этого спора, оформляются протоколом представителями сторон, примирительны­ми органами, органом, возглавляющим забастовку (ст. 418 ТК РФ).

Соглашение, достигнутое сторонами коллективного трудового спора, оформляется в письменной форме и имеет для сторон обя­зательную силу. Контроль над его выполнением осуществляется са­мими сторонами коллективного трудового спора (ст. 408 ТК РФ).

 Днем начала коллективного трудового спора является день сооб­щения решения работодателем (его представителем) об отклонении всех или части требований работников (их представителей) или не­сообщения работодателем (его представителем) своего решения в соответствии со ст. 400 ТК РФ (ч. 3 ст. 398 ТК РФ).

Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией (ст. 402 ТК РФ). Примирительная комиссия создается в срок до трех рабочих дней с момента начала коллективного трудового спора.

Решение о создании примирительной комиссии при разреше­нии коллективного трудового спора на локальном уровне социального партнерства оформляется соответствующим приказом (распоряжением) работодателя и решением представителя работ­ников. Решение о создании примирительной комиссии при раз­решении коллективных трудовых споров на иных уровнях соци­ального партнерства оформляется соответствующими актами (приказом, распоряжением, постановлением) представителей ра­ботодателей и представителей работников.

Примирительная комиссия формируется из представителей сторон коллективного трудового спора на равноправной основе.

Стороны коллективного трудового спора не имеют права ук­лоняться от создания примирительной комиссии и участия в ее работе.

На работодателе лежит обязанность создать необходимые ус­ловия для работы примирительной комиссии.

Коллективный трудовой спор должен быть рассмотрен прими­рительной комиссией в срок до пяти рабочих дней со дня изда­ния соответствующих актов о ее создании. Этот срок может быть продлен при взаимном согласии сторон, что оформляется прото­колом.

Решение примирительной комиссии принимается по соглаше­нию сторон коллективного трудового спора, оформляется прото­колом. Для сторон оно имеет обязательную силу, исполняется в порядке и в сроки, которые установлены этим решением.

Рекомендации об организации работы по рассмотрению кол­лективного трудового спора примирительной комиссией были утверждены постановлением Минтруда России от 14 августа 2002 г. № 57 [4]

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.