Рефераты. Избирательное право в Российской Федерации и практика его реализации

Предвыборная агитация в пользу голосования за того или иного кандидата (списков кандидатов) - это, по сути, отправная ступень и одновременно основное звено в деле знакомства избирателей с личностью и предвыборными программами (платформами) кандидата, избирательного объединения, избирательного блока. С точки зрения этих субъектов избирательной кампании, она представляет собой наиболее распространенный и действенный инструмент политической борьбы.

Содержание проводимой предвыборной агитации во многом зависит от «исходной позиции», с которой она начинается, будь то кампания лица, находящегося на выборной должности или не занимающего таковой. Многие отечественные и зарубежные исследователи вполне справедливо отмечают, что первые вступают в политическую кампанию с огромным преимуществом, уже имея и широкое общественное признание, и деньги», и время. У таких кандидатов главным содержанием агитации является информация об их деятельности на конкретном посту, которая, как правило, и ранее была связана с освещением ее средствами массовой информации. Среди них - члены правительства, губернаторы, главы муниципальных образований. Об этом же свидетельствуют и результаты социологических исследований популярности органов власти и должностных лиц.

Содержание агитации в пользу таких кандидатов отражает уровень консолидации различных ветвей власти, а также крупного финансового и промышленного капитала в интересах своего сохранения, что имеет место практически в ходе любых избирательных кампаний. Результатом этой корпоративной унии нередко является закрытие доступа в органы власти для интеллигенции, людей свободных профессий, активистов общественных ассоциаций. То есть тех, кто ни одним из этих преимуществ не обладает. Кроме того, они разнятся между собой по общественному или служебному положению, партийной принадлежности, имущественному состоянию, а также по предшествующему политическому опыту. Соответственно и содержание агитации в пользу таких кандидатов имеет существенные особенности и различия.

Законодатель устанавливает и перечень субъектов предвыборной агитации: граждане РФ, кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки, общественные объединения. Этому кругу субъектов гарантируются равные условия доступа к средствам массовой информации.

Одновременно законодатель не только устанавливает перечень субъектов предвыборной агитации, но и вводит прямые запреты на участие в ней. Статья 48 п.7 Федерального закона об основных гарантиях запрещает участие в агитации комиссиям, членам избирательных комиссий с правом решающего голоса, государственным органам, органам местного самоуправления, благотворительным организациям, религиозным объединениям, лицам, замещающим государственные должности категории «А» или выборные муниципальные должности, а также лицам, находящихся на государственной и Муниципальной службе, в том числе военнослужащим. При этом не делается различий между агитацией в пользу участия в выборах и агитацией в пользу голосования за или против кандидатов (списков кандидатов).

Согласно законодательству главным в содержании деятельности избирательных комиссий является обеспечение защиты и реализация избирательных прав граждан в ходе выборов, выполнение федеральных целевых программ, в том числе связанных с правовым обучением избирателей, профессиональной подготовкой организаторов избирательных кампаний. Решение упомянутых задач прямо влияет не только на общий уровень правовой культуры граждан, но и на их правовое поведение, объективно формирует у избирателей устойчивое стремление к участию в выборах. Кроме того, законодательством предписано государственным органам, органам местного самоуправления, учреждениям, организациям, предприятиям с государственным участием, а также их должностным лицам оказывать всестороннее содействие избирательным комиссиям в реализации их полномочий. Содержание этой работы нацеливает на формирование у избирателей вполне определенной линии политического поведения - принять личное участие в выборах. По данному признаку она вполне может быть отнесена к предвыборной агитации. Поэтому закон и исключает из числа субъектов предвыборной агитации избирательные комиссии, государственные органы, органы местного самоуправления, хотя на деле они ведут ее.

Таким образом, анализ приведенных положений законодательства свидетельствует о том, что в них далеко не всегда учитывается не только реальные потребности общественной практики, но и тенденции его развития на международном уровне - стремление мирового сообщества узаконить меры обеспечения участия избирателей в выборах, в том числе предпринимаемые системой государственных органов и системой избирательных комиссий. С другой стороны, необходимо его дальнейшее развитие с точки зрения выделения в предвыборной агитации в качестве самостоятельной ее части агитации по поводу участия избирателей в выборах. Это позволит устранить (преодолеть) известную противоречивость законодательства и объективно будет содействовать более активному участию граждан в выборах.

Приведенный выше анализ позволяет подойти к понятию «предвыборная агитация» в широком и узком смысле слова. В широком смысле слова ее следует считать составной частью политической агитации, под которой понимается деятельность, проводимая политиками, политическими группами и партиями, их сторонниками, по распространению политических идей, взглядов в целях создания и закрепления у всего населения определенной системы ценностей и побуждения его к конкретному поведению в общественной жизни. Эта деятельность проводится непрерывно, ее содержание включает и агитацию в поддержку конкретных лиц, избранных в состав органов государственной власти или органов местного самоуправления, укрепления их авторитета и доверия со стороны населения, что объективно может быть основой их победы на будущих выборах.

В узком смысле слова предвыборная агитация представляет  одновременно и институт избирательного права, и стадию избирательного процесса. Как институт избирательного права она представляет собой совокупность материальных и процессуальных норм избирательного права, регулирующих правоотношения, возникающие между субъектами избирательного процесса в ходе совершения ими избирательных действий с целью побудить избирателей к участию в выборах, к голосованию за тех или иных кандидатов или против них. Как стадию избирательного процесса предвыборную агитацию можно рассматривать как определенный законом период избирательной кампании, в рамках которого зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки осуществляют избирательные действия в целях побуждения избирателей к участию в выборах, к голосованию за тех или иных кандидатов или против них. Эта деятельность включает в себя строго определенный набор избирательных действий, конечной целью которых является полная и последовательная реализация конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

         

§6 Правовые основы и организация проведения референдума в РФ.


Референдум - это форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в голосовании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного масштаба1.

РЕФЕРЕНДУМ - форма прямого волеизъявления граждан РФ по наиболее важным вопросам государственного и местного значения в целях принятия решений, осуществляемого посредством голосования граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме (ст. 2. ФЗ от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).


Признаки референдума:


1)        непосредственное осуществление народом своей власти, позволяющее выявлять волю народа в своем «чистом» виде,

2)        всегда голосование - способ выявления воли большинства населения;

3)        законопроекты, принятые на референдуме, как правило, могут изменяться (отменяться) только путем принятия нового решения на референдум;

4)        решение, принятое на референдуме, не нуждается в утверждении каким-либо другим органом и вступает в силу, как правило, с момента официального опубликования результатов референдума.


Классификация референдумов:


В зависимости от предмета референдума - выносимого на него вопроса выделяются:

-    конституционный, предметом, которого является внесение изменений в конституцию либо принятие нового проекта конституции;

-    законодательный, предметом, которого является принятие законопроекта, внесение изменений или отмена действующих законов;

-    международно-правовой, предметом, которого может быть вступление в международные организации, ратификация или денонсация международных договоров, решение вопросов о международно-правовой судьбе территории. Он проводится для решения вопросов, возникающих в межгосударственных отношениях;

-    административный, предметом, которого может быть изменение административно-территориального деления, досрочного прекращения полномочий должностных лиц, вопросы местного значения (строительство сооружений, прокладка дорог и т. п.). Он проводится по вопросам, не связанным с принятием, изменением или отменой нормативно-правовых актов. Первый в России местный административный референдум был проведен в 1990 г. в г. Воронеже по поводу строительства в городе атомной электростанции. Большинство граждан проголосовало против строительства, и оно было заморожено.

По характеру юридической силы решения, принятого на референдуме, различают:

·        консультативный, который проводится для выяснения мнения населения по каким-либо вопросам, окончательное решение по которым принимает орган, инициирующий проведение референдума. Решение, принятое на консультативном референдуме, не имеет обязательной силы;

·        императивный (обязательный), решения, которого обязательны для исполнения всеми органами и лицами на территории, в рамках которой они были приняты. Такие решения не нуждаются в дополнительном утверждении и обычно могут быть изменены (отменены) только таким же референдумным путем. Законодательство РФ предусматривает проведение только императивного референдума.



В зависимости от условий, необходимых для их проведения, различают:

·        Обязательный референдум, который проводится в связи с необходимостью, установленной законом, и является одним из способов принятия какого-либо государственного решения.

·        Факультативный референдум, который проводится только при наличии инициативы определенных законом субъектов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.