Рефераты. Избирательное право в Российской Федерации и практика его реализации

Итоги голосования по каждому избирательному участку, результаты выборов по избирательному округу в объеме данных, содержащихся в протоколе соответствующей избирательной комиссии и непосредственно нижестоящих избирательных комиссий, должны предоставляться для ознакомления любому избирателю, кандидату, наблюдателю и представителю средств массовой информации.

Избирательные комиссии, проводившие регистрацию кандидатов (списков кандидатов), направляют общие данные о результатах выборов по избирательному округу в средства массовой информации в течение одних суток после определения результатов выборов.

Официальное опубликование результатов выборов, а также данных о количестве голосов избирателей, полученных каждым из кандидатов (списков кандидатов), голосов, поданных против всех кандидатов (списков кандидатов) осуществляется соответствующей избирательной комиссией не позднее одного месяца со дня голосования. Официальное опубликование полных данных о результатах выборов в федеральные органы государственной власти осуществляется в течение трех месяцев со дня голосования, в свою очередь, официальное опубликование полных данных о результатах выборов в органы государственной власти субъекта РФ, органы местного самоуправления осуществляется в течение двух месяцев со дня голосования.

Следовательно, описанный выше порядок подсчета голосов практически исключает возможность фальсификации на данном этапе избирательного процесса, делает его «прозрачным». Введение в практику этого порядка после вступления в силу Федерального закона об основных гарантиях несколько усложнило процесс подсчета голосов, но значительно сократило число жалоб, касающихся этого этапа избирательного процесса. Также указанный порядок публикации и ознакомления с итогами голосования и результатами выборов позволяет осуществить действенный контроль за работой избирательных комиссий по установлению итогов голосования и результатов выборов.

На губернаторских выборах в Рязанской области уверенную победу одержал ныне депутат Госдумы от фракции "Родина" бывший командующий Воздушно-десантными войсками Георгий Шпак, набирав 54% голосов избирателей. Его соперник - депутат Госдумы от "Единой России" Игорь Морозов получил поддержку примерно в 39%. Против всех проголосовало чуть более 5% избирателей.

В первом туре за Морозова отдали голоса около 29% избирателей, за Шпака - около 24%. По мнению председателя облизбиркома Михаила Бирюкова, решающими в губернаторской гонке стали голоса жителей Рязани, где за Георгия Шпака проголосовали во втором туре более 60% избирателей.
          Георгий Шпак родился в 1943 году, закончил Рязанское училище ВДВ, а также Военную академию Генерального штаба, доктор педагогических наук. Шпак - житель Москвы, женат, имеет дочь. Сын погиб в Чечне. Кандидатуру на пост губернатора Георгий Шпак выдвинул сам.

Георгий Шпак в апреле официально вступил в должность. На церемонии присутствовали полпред президента РФ в Центральном федеральном округе Георгий Полтавченко, депутаты областной думы, главы администраций городов и районов. Г-н Полтавченко огласил поздравление президента РФ Владимира Путина. Георгий Шпак заявил, что “главная цель его политики – осуществить мощный экономический прорыв, коренным образом улучшить качество жизни люде”. По его словам, “для этого, в частности, в области предстоит удвоить региональный валовой продукт, расширить жилищное и дорожное строительство, газификацию населенных пунктов, улучшить работу системы ЖКХ, повысить заработную плату и надбавки к пенсиям”.

ГЛАВА 3. ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ВЫБОРАХ


Юридическая ответственность за нарушение избирательного законодательства является публично-правовым средством обеспечения интереса в правопорядке при реализации гражданами избирательных прав.

Под юридической ответственностью в публично-правовой сфере понимается установленная законом обязанность правонарушителя ответить за совершенное им правонарушение перед государством и претерпеть действие санкций в виде определенных правоограничительных мер, которые применяются к нему соответствующими юрисдикционными органами.

За нарушение законодательства о выборах федеральными законами предусмотрено несколько видов юридической ответственности.

В ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" (ст. 79) указаны "уголовная, административная либо иная ответственность".

В зависимости от отраслевой принадлежности нормативно-правовой основы различают четыре вида ответственности за нарушение законодательства о выборах:

1) избирательно-правовая ответственность;

2) административная ответственность;

3) уголовная ответственность;

4) дисциплинарная.

Каждый из указанных видов ответственности отличается друг от друга основаниями (правовыми и фактическими), санкциями, субъектным составом, процессуальной формой реализации.

В свою очередь возможна и внутривидовая дифференциация юридической ответственности за нарушение законодательства о выборах. Так, в зависимости от субъектного состава, индивидуальных особенностей оснований и правового содержания санкций избирательно-правовая ответственность подразделяется на публично-правовую ответственность избирательных комиссий и публично-правовую ответственность кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков и иных участников избирательного процесса.

Административную ответственность за нарушение законодательства о выборах можно подразделить на административную ответственность граждан, административную ответственность специальных субъектов (должностных лиц, членов избирательных комиссий, председателей этих комиссий и других лиц) и административную ответственность юридических лиц.

Теперь более подробно рассмотрим правовые особенности каждого вида юридической ответственности за нарушение избирательного законодательства.

К первому виду публично-правовой ответственности относится избирательно-правовая ответственность

По поводу ответственности за нарушения избирательного законодательства, весьма интересна точка зрения М.С. Матейковича1, который выделяет меры избирательно-правовой ответственности.

В соответствии с ФЗ от 12 июня 2002г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" к ним относятся:

1)     досрочное прекращение полномочий члена избирательной комиссии с правом решающего голоса в связи с признанием его систематически  не выполняющим обязанности (п. «д» ч.8 ст.29);

2)  расформирование избирательной комиссии; (ст.31)

2)     отказ в регистрации кандидата (списка кандидатов); (ч.23 ст.38)

3)     отмена регистрации кандидата (списка кандидатов) либо исключение кандидата из списка кандидатов; (ч.8 ст.38) отмена решения избирательной комиссии в том числе об итогах голосования, результатов выборов; (ч.1 ст.77)

4)     признание незаконными решений или действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения или должностного лица, нарушившего избирательное законодательство и др.

Данная мера предусмотрена ч.1 ст.261 ГПК РФ и носит исключительно правовосстановительный характер.

Именно данные меры ответственности могут послужить базой для определения видов избирательно-правовых наказаний.

Практическое применение приведенных видов ответственности связано с целым рядом проблем.

Так, досрочное прекращение полномочий члена избирательной комиссии с правом решающего голоса  в связи с признанием его систематически не выполняющим своих обязанностей возможно только по вступившему в законную силу решению суда. Однако при всей важности и актуальности данной санкции она применяется крайне редко ввиду того, что федеральный законодатель четко не закрепляет обязанностей члена комиссии (кроме присутствия на заседаниях). Остальные обязанности обычно перечисляются в подзаконных актах – регламентах, постановлениях и т.д. Не определены критерии "систематически" невыполнения этих обязанностей.

Весьма неэффективной санкцией является  расформирование избирательных комиссий. Так как, территориальные избирательные комиссии по выборам в федеральные органы государственной власти, участковые избирательные комиссии не нужно расформировывать: их полномочия в случае обжалования или опротестования итогов голосования на соответствующей территории прекращаются после вынесения вышестоящей комиссией  или судом окончательного решения  по существу жалобы или протеста.

Требуют серьезного уточнения основания отказа в регистрации кандидата (списка кандидатов). ЦИК РФ рассматривает отказ в регистрации кандидата (списка кандидатов) в зависимости от его оснований и как санкцию, и как правовое последствие соблюдения формальных требований закона (например, в связи с непредставлением достаточного количества  подписей в поддержку выдвижения). С таким разграничением, несомненно, нужно согласиться.

По-прежнему несовершенна процедура отмены регистрации кандидата (списка кандидатов). Например, ЦИК предлагает ввести правило, согласно которому отмена регистрации кандидата (списка кандидатов) в качестве меры ответственности за нарушения избирательного законодательства за 15-1 день до дня госования может быть произведено только в судебном порядке. Предложение вполне обоснованное и своевременное. Широко известны решения об отмене регистрации кандидатов в депутаты Государственной Думы России по одномандатным избирательным округам № 50 и № 152, признанные судом незаконными уже после того, как выборы состоялись, поставили под сомнение самих легитимность

Наиболее серьезной избирательно-правовой санкцией, применяемой за нарушения избирательного законодательства, является отмена решения избирательной комиссии об итогах голосования, результатов выборов. По существу, данная мера лишает юридического значения предыдущую деятельность участников и организаторов выборов на соответствующей территории.

В частности, избирательная комиссия Тюменской области признала недействительными итоги голосования  по выборам губернатора области на избирательном участке в связи с тем, что в стационарном ящике было обнаружено всего на один бюллетень больше, чем выдано гражданам. С точки зрения соблюдения прав избирателей этого участка принято весьма сомнительное решение, но Федеральный закон не регламентирует ни данную ситуацию, ни возможность применения аналогии.

Вторым видом юридической ответственности является  административная ответственность за нарушение избирательного законодательства.

Данный вид ответственности регламентирован в Кодексе РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и иных федеральных законах. Следует отметить, что установление административной ответственности относится к ведению федерального законодателя.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.