Рефераты. Интерпол и его международные отношения с Российской Федерацией p>      Сотрудники Интерпола не  выполняют  сугубо  полицейских  функций.  Они подразделяются на две категории: офицерский корпус от лейтенанта до  майора, (выполнит  оперативно-аналитические  функции   при   обработке   поступающей информации о преступлениях, и исполнит просьбы о  предоставлении  информации из  своих  картотек)  и  обслуживающий  персонал  -  секретари,  машинистки, телефонистки,  операторы  картотек,  фотографы,  переводчики,   библиотечные работники и др.

            Главная задача  всех  этих  «канцелярских работников»  -  обеспечить   сотрудничество   ведомств   уголовной   полиции различных стран, снабдить их необходимой информацией в целях  своевременного раскрытия, расследования и предупреждения преступлений.

РОССИЯ  И ИНТЕРПОЛ

РОССИЯ И ЕВРОПОЛ

         Россия как правопреемник СССР является полноправным членом  Интерпола[6]. На основе  его  Устава,  международных  договоров  РФ  и российского законодательства в рамках МВД создано  Национальное  центральное бюро Интерпола в России (НЦБ РФ), принято Положение о НЦБ РФ[7],  Инструкция  о порядке обработки информации в НЦБ РФ и другие документы.  НЦБ  РФ  является самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата МВД  РФ  на правах главного управления. Его штатная численность 60  человек,  а  главная функция-координация взаимодействия российской милиции  с аналогичными органа-ми других государств-членов Интерпола и его  Генерального секретариата.

Решение о создании Европола было принято странами Евросоюза 14 лет назад: Маахстрихтское соглашение о Европейском союзе от 8 февраля 1992 г. предусматривало создание в своей структуре Европола, однако с 1994 по 1999 г. Европол, по сути,  осуществлял только функции отдела по борьбе с наркотиками.  

В полном объеме выполнять свои функции новая организация начала в июле 1999 г. после того, как в 1998 г. все страны-члены ЕС ратифицировали Конвенцию о Европоле и  приняли ряд общеевропейских законодательных актов.

Сегодня управление деятельностью Европола осуществляет Совет министров юстиции и внутренних дел стран-участниц ЕС. Совет назначает директора Европола, его заместителей и утверждает бюджет. К примеру, бюджет 2006 года составил 63,4 млн. евро, и сформирован за счет взносов стран-членов ЕС в соответствии с их ВНП. Штаб-квартира Европола располагается в Гааге.

         Европол осуществляет свою деятельность только на территории Европейского Союза, финансируется за счет взносов стран-членов, с третьими странами, т.е. не входящими в ЕС, сотрудничает только на основании соответствующих договоров.

         Европол на сегодняшний день подписал договоры о сотрудничестве со следующими международными организациями и странами: Всемирная Таможенная Организация (WCO), Европейский центр контроля за наркотиками и наркоманией (EMCCDA), Европейский центральный банк, Европейская Комиссия, Евроюст, Болгария, Интерпол, Исландия, Канада, Колумбия, Норвегия, Россия, Румыния, США, Турция, Швейцария.

История развития отношений России и Европола началась в 2003 г. Именно тогда на саммите "Россия - ЕС" было подписано Соглашение о сотрудничестве (так называемое стратегическое соглашение), в котором были определены российские компетентные органы, ответственные за его реализацию, и предусматривался обмен стратегической и технической информацией о состоянии и развитии преступности, новых формах противодействия ей, методах проведения полицейских расследований и криминалистических экспертиз, каналах перевода денежных средств, полученных преступным путем и др.

В 2004 г. приказом МВД России № 859 в структуре НЦБ Интерпола при МВД России был создан Российский национальный контактный пункт по взаимодействию с Европолом (РНКП), в функции которого входят организация и осуществление сотрудничества компетентных органов РФ (МВД России, ФСБ России, ФТС России, ФСКН России, Росфинмониторинг) с Европолом, а также выработка мер, направленных на  усовершенствование механизма взаимодействия.

Российский национальный контактный пункт по взаимодействию с Европейской полицейской организацией (Европолом) является структурным подразделением Национального центрального бюро Интерпола при Министерстве внутренних дел Российской Федерации.

 РНКП обеспечивает в пределах своей компетенции функции МВД России как головного (центрального) компетентного органа Российской Федерации в рамках Соглашения о сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейской полицейской организацией.

         Основными задачами РНКП являются: 

- Обеспечение обмена информацией между компетентными органами Российской Федерации, определенными Соглашением, и Европолом.

- Участие в пределах своей компетенции в выработке мер, направленных на совершенствование механизма сотрудничества компетентных органов Российской Федерации и Европола.

         Основными функциями РНКП являются: 

- Обеспечение приема, обработки и направления в подразделения МВД России запросов, ответов на запросы компетентных органов Российской Федерации и иной информации, поступающих из Европола.

- Направление запросов, ответов на запросы Европола, иной информации, полученных в установленном порядке от компетентных органов Российской Федерации, подразделений МВД России, в Европол.

- Обеспечение соблюдения установленного порядка обращения с конфиденциальной информацией, содержащейся в поступающих из Европола и компетентных органов Российской Федерации, подразделений МВД России документах; принимает меры, исключающие возможность несанкционированной передачи этой информации юридическим и физическим лицам, которым она не предназначена.

- Формирование в установленном порядке документальных и информационно-справочных массивов, в том числе собственных баз данных, по вопросам, касающимся сотрудничества с Европолом.

- Осуществление консультативно-методической помощи компетентным органам Российской Федерации, подразделениям МВД России по вопросам сотрудничества с Европолом.

- Анализ в пределах своей компетенции практики осуществления сотрудничества компетентных органов Российской Федерации и Европола.

- Участие в установленном порядке в разработке предложений по совершенствованию взаимодействия компетентных органов Российской Федерации и Европола по вопросам, отнесенным к компетенции РНКП.

- Участие в установленном порядке и в пределах своей компетенции в разработке международных соглашений и нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам сотрудничества с Европолом.

- Выполнение иных функций и полномочий в соответствии с нормативными правовыми актами МВД России. 

РНКП для осуществления своих задач и функций имеет право:

- Запрашивать в установленном порядке из соответствующих подразделений органов внутренних дел документы, справочные и иные материалы, необходимые для выполнения задач в установленной области деятельности.

- Пользоваться в установленном порядке базами данных подразделений системы МВД России.

- Использовать в своей деятельности информационное, материально-техническое, кадровое и иное обеспечение НЦБ Интерпола при МВД России.

         К РНКП на правах офицеров связи могут быть прикомандированы сотрудники российских и зарубежных компетентных органов для обеспечения их взаимодействия с Европолом.

      Кроме розыскной деятельности НЦБ РФ анализирует  и  обобщает  практику исполнения в РФ запросов международных  правоохранительных органов и способствует устранению недостатков;  формирует  банк  данных  о лицах, организациях, событиях и документах,  связанных  с преступлении-ями международного  характера;  составляет  по установленной  форме  и  направляет  в  Генеральный  секретариат   Интерпола сведения о состоянии и структуре преступности в России, о лицах  входящих  в организованные преступные группы;  о  лицах,  совершивших преступления,  связанные  с  терроризмом,  незаконным  оборотом  наркотиков, фальшивомонетничес-твом,  посягательствами  на  исторические   и   культурные ценности  и  др.  преступления,   включенные   в   международную   уголовную статистику.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вступление нашей страны в Интерпол в 1990 году, ставшее началом пути, явилось событием действительно исторического значения.

         Растущие транснациональные связи преступных групп разных стран требуют самого тесного международного сотрудничества правоохранитель-ных органов. Деятельность Бюро Интерпола важна для МВД России не только с точки зрения эффективности сегодняшней деятельности, но и с точки зрения перспектив развития. Качество работы Бюро – один из важнейших факторов международного авторитета органов внутренних дел России.

         Несмотря на относительно короткий период деятельности, Национальное Центральное Бюро Интерпола проявило себя с самой лучшей стороны. Высококвалифицированный и ответственный личный состав, грамотное руководство, умение наладить рабочие отношения с зарубежными коллегами, полномасштабное использование технических возможностей, – все это способствовало успешной работе Бюро. С первых же дней оно проявило себя как дееспособная структура МВД, которая постоянно наращивает свои усилия. Все более активный обмен оперативной информацией в рамках Интерпола сопровождался и оптимизацией этого процесса с нашей стороны. Не случайно уже в 2001 году российское подразделение было признано одним из лучших в Европе.

         Качественная и своевременная информация, которую предоставляло наше подразделение зарубежным коллегам, способствовала достижению максимальной результативности совместных действий. Эффективность российского Бюро подтвердила положительная динамика количества лиц, выданных в Россию из-за рубежа. За прошлый год оно ощутимо возросло. Помимо вопросов задержания преступников и подозреваемых, обмен информацией не раз позволял, например, снимать с иностранных аукционов произведения искусства, незаконно вывезенные из России. Эти достижения заслуженно получили широкое общественное внимание.

         В последнее время все большее значение приобретает совместная антитеррористическая работа правоохранительных органов разных стран. Россия, осознавшая угрозу международного терроризма раньше, чем другие государства, входит в число самых активных участников этой борьбы. Взаимодействие с зарубежными коллегами по линии Интерпола позволяет существенно повысить эффективность пресечения каналов финансирования и иной поддержки террористических формирований, по розыску исполнителей и организаторов терактов.

Однако в работе данной структуры существует ряд проблем, об одной из которых  Глава Национального центрального бюро (НЦБ) Интерпола при МВД России Тимур Лахонин заявил в одном из интервью - это необходимость принятия ряда нормативных документов для сокращения ненужной документации в работе Бюро.

Как отметил в ходе совещания руководителей НЦБ Интерпола стран-участниц СНГ в Геленджике Т.Лахонин, ежегодно документооборот российского Бюро Интерпола возрастает на 20%, в связи с этим, по его словам, появилась необходимость принятия ряда нормативных документов для сокращения ненужной документации. "Это позволит значительно улучшить качество и оперативность работы российского Бюро Интерпола", - сказал Т.Лахонин. Он также сообщил журналистам, что лидерами по взаимодействию с Россией по линии Интерпола являются страны СНГ.

В свою очередь, руководитель исполнительного директората оператив-ного обеспечения полиции Генерального секретариата Интерпола Жан-Мишель Лабутан в ходе этого совещания отметил, что в последнее время идет увеличение количества документов, фиксирующих кражи антиквариата и культурных ценностей. "При этом отмечено значительное снижение терроризма и фальшивомонетчества" - сказал Жан-Мишель Лабутан. "В настоящее время нет границ для криминальных структур. Как только происходит важное событие, преступники пребывают в регион проведения мероприятия из разных регионов мира. В этих ситуациях, если не будет взаимодействия между странами, арестовать их будет невозможно. Поэтому так важно говорить сегодня о подключении всех стран, на чьих территориях действует Интерпол, к обмену информации по системе  I-24/7. Это оперативная помощь 24 часа в сутки", - сказал Лабутан.

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативно-правовые акты Российской Федерации

из  справочной системы «Гарант»

1. Конституция РФ от 12.12.1993г.

2. Указ Президента РФ от 30 июля 1996 г. N 1113 "Об участии Российской Федерации в деятельности Международной организации уголов-ной полиции - Интерпола"

3. Постановление Правительства РФ от 14 октября 1996 г. N 1190 "Об утверждении Положения о Национальном центральном бюро Интерпола" с изм. от 29.05.2006 г.

МВД РФ от 9 марта 1997 г. N 137 "О подчинении НЦБ Интерпола по вопросам межведомственного сотрудничества"

5. Приказ МВД РФ от 8 мая 1997 г. N 280 "Об организационно-штатных вопросах НЦБ Интерпола"

6. Приказ МВД РФ от 3 июня 1997 г. N 333 "О дополнительных мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 14 октября 1996 г. N 1190" (с изм. и доп. от 10 октября 1997 г., 28 февраля 2000 г.)

7. Приказ МВД РФ от 7 декабря 1999 г. N 998 "Об объявлении Дня создания НЦБ Интерпола"

8. Письмо Госналогслужбы РФ от 13 сентября 1994 г. N ВГ-6-14/347 "О порядке получения налоговыми органами информации в странах - членах Интерпола"

9. Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минск, 22 января 1993 г.) (с изм. и доп. от 28 марта 1997 г.)

10. Приказ Главного управления внутренних дел Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13 августа 2003 г. N 1039 "Об утверждении Положения о филиале НЦБ Интерпола ГУВД". Приложение N 1. Положение о филиале (на правах отдела) НЦБ Интерпола ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Международные нормативно-правовые акты

из  справочной системы «Гарант»

11. Устав Международной организации уголовной полиции Интерпол (вступил в силу 13 июня 1956 г., с изменениями по состоянию на 1 января 1986 г.)

12. Международная конвенция по борьбе с подделкой денежных знаков (Женева, 20 апреля 1929 г.)

13.Устав(Конституция) Всемирной Организации Здравоохранения
(Нью-Йорк, 22 июля 1946 г.)

13. Европейская Конвенция о выдаче (Страсбург, 13 декабря 1957 г.)

14. Европейская Конвенция о взаимной правовой помощи по уголов-ным делам (Страсбург, 20 апреля 1959 г.)

15. Конвенция о психотропных веществах (Вена, 21 февраля 1971 г.)

16. Единая Конвенция о наркотических средствах (Нью-Йорк, 30 марта 1961 г.) (с изм. и доп. от 25 марта 1972 г.)

17. Протокол о поправках к Единой конвенции о наркотических средствах 1961 года (Женева, 25 марта 1972 г.)

18. Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия (Париж, 16 ноября 1972 г.)

19. Дополнительный протокол к Европейской Конвенции о выдаче (Страсбург, 15 октября 1975 г.)

20. Европейская конвенция о борьбе с терроризмом от 27 января 1977 г.

21. Второй дополнительный протокол к Европейской Конвенции о выдаче (Страсбург, 17 марта 1978 г.)

22. Конвенция о праве, применимом к договорам международной купли-продажи товаров (Гаага, 22 декабря 1986 г.)

23. Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (Вена, 20 декабря 1988 г.)

         24. Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (Вена, 20 декабря 1988 г.)



[1] Устав Международной организации уголовной полиции Интерпол

[2] Международная конвенция по борьбе с подделкой денежных знаков (Женева, 20 апреля 1929 г.)


[3] Единая Конвенция о наркотических средствах (Нью-Йорк, 30 марта 1961 г.) (с изм. и доп. от 25 марта 1972 г.)


[4] Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия (Париж, 16 ноября 1972 г.)

5 Устав(Конституция)Всемирной Организации Здравоохранения(Нью-Йорк, 22 июля 1946 г.)



 

[6] Указ Президента РФ от 30 июля 1996 г. N 1113 "Об участии Российской Федерации в деятельности Международной организации уголовной полиции - Интерпола"

7 Постановление Правительства РФ от 14 октября 1996 г. N 1190 "Об утверждении Положения о Национальном центральном бюро Интерпола"


 


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.