Рефераты. Государственный аппарат: структура и функции

Основу любой законности и конституционности составляют кон­ституции различных государств, а также законы, принятые в их развитие. Наличие четкого, хорошо развитого, отвечающего непре­рывно изменяющимся и все более возрастающим требованиям прак­тической жизни законодательства является принципиально важным и необходимым условием последовательного укрепления законности и конституционности в деятельности как отдельных государствен­ных органов, так и всего государственного механизма в целом.

Строгое и неуклонное соблюдение законности и конституцион­ности является важнейшим принципом деятельности не только государственных, но и негосударственных органов, учреждений и ор­ганизаций. Конституция России, равно как и конституции других государств, закрепляет положение, согласно которому все государ­ственные органы, государственные и общественные организации, должностные лица обязаны соблюдать конституцию и все изданные на ее основе и в ее развитие законы. Все партийные органы и организации, равно как и все политические и общественные движения, также обязаны действовать в рамках конституции и других законов.

В числе важнейших принципов организации и деятельности государственных аппаратов разных стран наряду с принципами-требованиями оптимальности их построения, эффективности фун­кционирования, политической лояльности, законности и конститу­ционности огромное значение имеют принципы-требования, касаю­щиеся высокого профессионализма государственных чиновников разных рангов, а также соблюдения ими соответствующих этичес­ких норм.

Проблемы профессионализма и этики государственных служа­щих практически всегда стояли на повестке дня с момента образо­вания государства. Почти всегда они оставались и остаются весьма острыми проблемами. Вокруг них почти всегда велись довольно жаркие, нескончаемые споры.

Одна из причин этого состоит в том, что от профессионально­го и этического уровней чиновников, особенно высших рангов, во многом зависят характер деятельности, стиль и уровень эффектив­ности самого государственного аппарата, состояние дел в обществе и государстве. Вполне понятно поэтому, что чиновничество всегда находилось под критическим оком широких слоев населения.

Другая причина подобных споров состоит в том, что нигде в мире и никогда еще чиновничество вполне сознательно и доброволь­но не признавало свое профессиональное или иное несовершенство, свою профессиональную или этическую ущербность. Естественно, что самый благоприятный для себя имидж оно пытается создавать и у "опекаемого" им населения. И, кстати, как было подмечено ис­следователями разных стран, далеко не всегда безуспешно.

В связи с этим вскоре после Второй мировой войны знамени­тый английский памфлетист, великий знаток психологии и нравов бюрократии Сирил Паркинсон писал: "Подросткам, учителям и ав­торам пособий по истории государственных учреждений и политике кажется, что мир сравнительно разумен. Они думают, что люди сво­бодно выбирают своих представителей из тех, к кому питают осо­бое доверие. Они полагают, что самые умные и самые дельные из этих избранных становятся министрами. Они воображают, как заправилы промышленности, свободно выбранные акционерами, обле­кают деловой ответственностью тех, кто проявил себя на более скромной работе. Все это бодро утверждается или тихо подразуме­вается во многих книгах". Но тем же, заключает автор, "кто хоть как-то знает деловую жизнь, предположения эти просто смешны. Высокий совет благородных мудрецов существует лишь в мозгу учителя, и потому небесполезно напоминать иногда о правде".

Учитывая важность и постоянную актуальность принципов
профессионализма и этики государственных служащих, этим вопросам всегда уделялось значительное внимание не только в науч­ной литературе, но и на официальном уровне. Во многих странах это стало особенно заметно после Второй мировой войны.        

Это проявилось прежде всего в разработке и принятии в ряде стран кодексов чести и поведения государственных служа­щих, в принятии специальных законов и других нормативных актов, регулирующих деятельность и характер поведения государственных чиновников, и др.

В США, например, еще в 1958 г. Конгресс принял резолюцию, устанавливающую кодекс поведения всех без исключения феде­ральных государственных служащих. Позднее были приняты и дру­гие аналогичные акты. Это, в частности, Исполнительный приказ Президента США (1990 г.), обновленный Акт об этике поведения государственных служащих США (1978 г.), Кодекс этического пове­дения членов Сената Конгресса США (1977 г.) и Кодекс этического поведения членов Палаты представителей Конгресса США (1977 г.).

Обратимся к Исполнительному приказу Президента США от 17 октября 1990 г. Прежде всего этим актом были введены в действие обязательные для всех чиновников исполнительной власти США "Общие принципы этического поведения членов правительства и служащих". Всем федеральным чиновникам предписывалось сделать все возможное, чтобы "добиться полной убежденности каждого гражданина США в честности и искренности усилий федерального правительства". Наконец, членам кабинета и всем остальным госу­дарственным служащим строго предписывалось постоянно уважать и неукоснительно соблюдать фундаментальные принципы этической службы в том виде, как они изложены в приказе.

В чем же конкретно заключаются эти принципы и к чему они сводятся? В чем их смысл и каково содержание? Отвечая на эти вопросы, следует заметить, что по существу своему данные принци­пы представляют собой довольно конкретные юридические и мо­рально-этические требования, предъявляемые к чиновникам высше­го ранга и к рядовым государственным служащим.

Вот примеры некоторых из них, которые оказались бы далеко.
не лишними применительно к отечественной государственной службе.

Один из принципов-требований гласит, что госслужбу следует рассматривать как такую сферу деятельности, из которой исключаются "какие бы то ни было личные или иные финансовые интересы, препятствующие добросовестному выполнению" государствен­ными чиновниками своего служебного долга.

Государственные служащие не должны участвовать в финан­совых операциях, при проведении которых предполагается исполь­зование закрытой правительственной информации или такого же рода информации в личных целях.

Служащим категорически запрещается в какой бы то ни было форме "поощрять подношения" или принимать подарки от любых лиц или группы лиц, "добивающихся от них совершения каких-либо официальных действий, имеющих вместе с ними какие-либо общие дела или осуществляющих деятельность, регулируемую со стороны государственного органа, в котором работают эти служащие". Не разрешается также принимать подарки и от тех лиц, интересы ко­торых в значительной степени зависят от выполнения или невыпол­нения этими служащими своих должностных обязанностей.

В целях обеспечения высокого уровня доверия к правитель­ственным кругам со стороны населения государственным чиновни­кам США вменяется в обязанность не только проявлять лояльность к конституции страны, праву и этическим принципам, но и "всячес­ки избегать таких действий, которые могли бы быть истолкованы как их нарушение".

В этих же целях государственным служащим США предписы­вается "самым честным образом исполнять свой служебный долг". Не брать на себя никаких выходящих за рамки их компетенции обязательств. Не давать каких бы то ни было обещаний, связываю­щих правительство. Все вопросы решать объективно и справедли­во. Не отдавать никаких "предпочтений отдельным лицам или ча­стным организациям". Строго использовать свое служебное положе­ние лишь в государственных, но не в личных целях.

Помимо названных можно привести еще ряд других принци­пов-требований, свидетельствующих о стремлении администрации США не только к приобретению, но и к сохранению в глазах широких слоев населения высокого престижа федерального и местного чиновничества, к обеспечению твердой поддержки со стороны обще­ства всех проводимых им "мероприятий".

Дальновидность выработки и введения в действие такого рода принципов-требований в конечном счете заключается в том, чтобы в максимальной степени "приблизить" государственный аппарат к обществу, сократить неизбежный для любой страны разрыв между ними, представить "среднему американцу" любого, даже самого вы­сокого администратора не иначе как "своего человека".

Было бы наивным идеализировать практику их применения и исходить из того, что они всегда и во всем одинаково применимы и эффективны. Многочисленные примеры, обзор и обобщение практики применения данных принципов показывают, что не все здесь, как и в самой жизни, складывается просто.

Из новой и новейшей истории Соединенных Штатов известно, какие грандиозные скандалы, связанные с коррупцией чиновниче­ства, вымогательством, взяточничеством и другими неблаговидны­ми делами "слуг народа", время от времени удивляли и сотрясали не только страну, но и весь мир. Вынужденный уход в 70-е гг. со своего поста вице-президента США Спиро Агню за неуплату нало­гов с получаемых доходов, разразившийся в начале 90-х гг. скандал вокруг руководителя аппарата сотрудников Белого дома в админи­страции Буша Джона Сунуну, использовавшего военные самолеты и казенные лимузины в личных целях, и другие нашумевшие дела — это примеры лишь некоторых получивших широкую огласку скан­дальных историй.

Означает ли это, однако, что утвержденные Президентом США "Общие принципы этического поведения членов правительства и служащих" в социальном плане бессмысленны, а в юридическом — неэффективны? Нет, разумеется. Как показывает практика, они при всех их недостатках, известной неполноте и несовершенстве в лю­бом случае устанавливают не только правовые, но и морально-эти­ческие рамки поведения государственных чиновников всех рангов, выступают в качестве серьезного барьера на пути возможных с их стороны злоупотреблений, оказывают вполне реальное профилакти­ческое, сдерживающее на них влияние.

Поэтому такого рода акты и принципы, весьма полезные для американской государственной жизни и государственного аппарата, были бы не в меньшей, а, скорее, в большей степени полезны и для российской общественно-политической и государственной жизни.

Это же касается и других общепризнанных принципов органи­зации и деятельности государственного аппарата.

Заключение

В результате проведенного исследования по проблеме устройства аппарата  (механизма) государственной власти можно сделать следующий основополагающий вывод.

Механизм государства, как система органов и учреждений, посредством которых обеспечивается выполнение внешних и внутренних функций государства, представляет собой живой, постоянно развивающийся организм. Эволюция его в конкретных исторических условиях обусловлена многими факторами, в том числе формой правления государства, социально-экономическими и политическими условиями, национальными особенностями, традициями управления и т.д. Устройство механизма государства и создание правовой базы его функционирования является одной из главных задач любой конституции. Весь огромный разветвленный горизонтально и вертикально механизм властвования должен работать согласованно, разделяя сферы регулирования, охватывая все стороны жизни общества.

Этот вопрос особенно актуален для России в настоящее время, когда идет интенсивное государственное строительство, многое возникает вновь или кардинально обновляется. Здесь для нас может быть очень полезен мировой опыт старых демократий, нестареющие труды великих мыслителей и теоретиков. Многие декларированные в конституции СССР положения наполняются реальным содержанием: разделение властей,  местное самоуправление, права человека и т.д.

Непосредственно организация и деятельность государственного аппарата осуществляется на основе ряда принципов, под которыми понимаются руководящие идеи, начала, лежащие в основе его создания и функционирования, и проявляющиеся как в деятельности государственного аппарата в целом, так и в его отдельных частях, структурно обособленных единицах. Большинство данных принципов закреплено в Конституции страны, либо в иных законах и нормативно-правовых актах, где они могут быть развиты и дополнены.

Список литературы


1.     Конституция Российской Федерации

2.     Головистикова А. Н. «Теория государства и права: вопросы и ответы». – М.: 2001

3.     Кошаров С. А. «Общая теория государства и права: учебник для студентов». – М.: 1998

4.     Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах / под ред. М. Н. Марченко. – Том 1. Теория государства. – М.: 2001

5.     Протасов В. Н. «Теория государства и права. Проблемы теории права и государства: вопросы и ответа». – М.: 1999




Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.