Рефераты. Государственный аппарат: структура и функции

Высказывается точка зрения, согласно которой все государ­ственные власти и их носители должны находиться в совершенно одинаковом положении, уравновешивать друг друга. В странах с тоталитарным или авторитарным режимом усиленно насаждается также мнение, что исполнительная власть, а вместе с ней и ее но­сители должны при этом быть "впереди других".

Однако, как показывает исторический опыт, реализация подоб­ной концепции приводит не к демократии, а к диктатуре. Об этом свидетельствует, в частности, политическая практика фашистской Германии, Италии и ряда иных стран.

Другой подход к решению проблем соотношения государствен­ных властей и их носителей заключается в том, что на первый план выступает государственная власть, источником которой является народ.

Во всех демократических странах эта концепция получила все­общее признание. Политическая практика подтвердила жизнеспо­собность и гуманность данной идеи, развитой еще в XVII в. англий­ским философом-материалистом Дж. Локком.

В своем знаменитом произведении "Два трактата о правлении" (1690) Локк писал: "Хотя в конституционном государстве, опираю­щемся на свой собственный базис и действующем в соответствии со своей собственной природой, т.е. действующем ради сохранения со­общества, может быть только одна верховная власть, а именно за­конодательная, которой все остальные подчиняются и должны под­чиняться, все же законодательная власть представляет собой лишь доверенную власть, которая должна действовать ради определен­ных целей, и поэтому по-прежнему остается у народа верховная власть устранять или заменять законодательный орган...".

Что же собой представляет каждая из частных систем государ­ственных органов, входящих в общую систему — государственный аппарат? Начнем с органов государственной власти, или — с законодательных органов.

Основным назначением этих органов является законодательная деятельность. Они занимают центральное место в структуре государственного аппарата. Органы государственной власти подраз­деляются на высшие и местные. К высшим органам государственной власти относятся парламенты. Одной из важнейших их функций является принятие законов.

Выделяя особую роль парламентов в политической жизни об­щества и государства, конституции некоторых государств специально указывают не только на то, что "парламент является высшим органом государственной власти", но и на то, что он является единственным законодательным органом государства" (Конституция Японии 1947 г., ст. 41).

Конституции других стран в этих же целях обращают внимание на то, какие по характеру правила должны содержаться в при­нимаемых парламентами законах. Так, например, действующая Конституция Франции устанавливает, что в законах могут содер­жаться правила, касающиеся "гражданских прав и основных гарантий, предоставленных гражданам для пользования публичными сво­бодами"; обязанностей, накладываемых "национальной обороной лично на граждан и их имущество"; "гражданства, состояния и пра­воспособности лиц, семейных отношений, наследования и дарения"; определения "преступлений и правонарушений, а также налагаемых за них наказаний"; уголовного судопроизводства, амнистии, "создания новых судебных установлений и статуса судей" и др. (Конституция Французской Республики, 1958, ст. 34).

Сосредоточивая в себе законодательные функции, парламент нередко передает часть из них другим, подконтрольным ему орга­нам, делегируя их. Возникающая в результате этого система актов носит название делегированного законодательства.

Разумеется, идеальным, строго конституционным считалось бы такое положение, когда законодательная власть оставалась бы ис­ключительно привилегией законодателей, непосредственно подот­четных избирателям. Это было бы справедливым в отношении лю­бого современного государства. Однако в реальной жизни все обсто­ят далеко не так.

Федеральное Собрание России, Конгресс США, Парламент Ан­глии, Национальное собрание и Сенат Франции, равно как и высшие законодательные органы других государств, зачастую вынуждены в силу самых разных причин, включая периодическую перегружен­ность данных органов правотворческой работой, поручать подготов­ку и принятие тех или иных актов правительству, отдельным ми­нистерствам и ведомствам.

Так, например, в Великобритании полномочиями по изданию
правовых актов парламентом наделяются министры короны, органы местного управления, независимые корпорации, английская церковь, частные компании, Комиссия и Совет Европейских сообществ.

Каждый из этих органов и организаций может принимать, изменять
или отменять правовые акты не иначе, как с санкции — по поруче­нию или с разрешения парламента. Таким путем сохраняется и поддерживается "суверенитет" высшего законодательного органа в правовой сфере.

Следует отметить, что, несмотря на монопольное положение в
области правотворчества, высший законодательный орган, особенно в парламентских странах, подвержен довольно эффективному
воздействию со стороны правительства. Нередко правительство сосредоточивает в своих руках весьма значительную законодательную
инициативу и оказывает сильное влияние на все направления деятельности парламента.

Что же касается президентских республик, то в них парламент в формально-юридическом плане более независим. Он, как правило, не может быть распущен президентом. Законодательная инициатива принадлежит в основном Депутатам. Однако и в этом случае
исполнительная власть в лице президента имеет много путей воздействия на парламент.

Так, например, согласно Конституции США, президент обладает правом вето на принимаемые Конгрессом акты. Он может выступать с инициативой созыва специальных сессий Конгресса. Прези­дент периодически представляет Конгрессу "сведения о состоянии союза и предлагает на его усмотрение такие меры, которые сочтет необходимыми и полезными". Он имеет право "с совета и согласия Сената заключать международные договоры при условии их одобрения двумя третями присутствующих сенаторов; с совета и согласия Сената назначать послов и иных полномочных представителей и консулов, судей Верховного суда, а. также других должностных лиц Соединенных Штатов ..." (Конституция США, ст. 11, раздел 2).

Наряду с высшими органами государственной власти в каждой
стране имеются местные органы. Они называются по-разному. Но
цель и назначение их сходны: осуществление государственной власти и управления на местах.      

Система органов государственного управления осуществляет в различных формах исполнительно-распорядительную деятельность. Исполнительная деятельность органов государственного управления проявляется в том, что они выступают как непосредственные исполнители требований, содержащихся в актах органов государственной власти и вышестоящих органов государственного управления. Распорядительная деятельность этих органов выражается в том, что они принимают меры и обеспечивают путем издания своих собственных актов (распоряжений) выполнение подчиненными им органами и организациями данных требований. Всю свою деятельность органы государственного управления осуществляют на основе законов и во исполнение законов.

В пределах своей компетенции органы государственного управления наделяются необходимой для их нормального функционирования оперативной самостоятельностью. На них возлагаются весьма ответственные задачи по правовому регулированию и руководству различными сферами жизнедеятельности общества и государства. Эти задачи, равно как место и роль органов управления в государственном аппарате, закрепляются в конституционных и обычных правовых актах. Так, согласно Конституции Франции, правительство "руководит внутренней и внешней политикой, гражданской и военной администрацией и обороной страны. Оно осуществляет исполнительную власть в соответствии с Конституцией и законами" (ст. 97).

Согласно Конституции Швеции правительство помимо обычных своих полномочий может принимать "постановления о предписаниях" по вопросам, касающимся охраны жизни, личной безопасности граждан, "пребывания иностранцев в государстве", ввоза и вывоза товаров, валюты или "других средств производства, средств связи, кредитов, хозяйственной деятельности, оформления строений, пред­приятий, планировки застроек", охраны природы и окружающей среды и др. (гл. 8, № 7).

В зависимости от сложности задач и территориального масштаба деятельности органы государственного управления подразделяются на центральные и местные. К центральным относятся те органы государственного управления, деятельность которых распространяется на всю территорию страны или на территорию госу­дарств — субъектов федерации. Это — правительства, именуемые в большинстве стран кабинетами или советами министров, министерства, государственные комитеты, специальные ведомства, находящиеся при советах министров.

К местным органам государственного управления относятся органы, деятельность которых ограничивается рамками одной или нескольких административно-территориальных единиц (края, про­винции, области, района, города т.п.).

В зависимости от характера, объема и содержания полномочий органы государственного управления подразделяются на органы общей, отраслевой и специальной (функциональной) компетенции. Органы общей компетенции (например, советы министров, исполко­мы) объединяют и направляют работу по руководству всеми или большинством отраслей государственного управления. Органы от­раслевой и специальной компетенции (министерства, различные государственные комитеты, специальные ведомства) осуществляют
руководство лишь отдельными отраслями государственного управления.  

Ведущую роль в системе органов государственного управления выполняют правительства. Они являются высшими исполнительными и распорядительными органами государств и возглавляют всю систему органов государственного управления. В соответствии с конституционными и иными актами на правительство возлагаются задачи по общему руководству экономикой и социально-культурным хозяйством страны, разработке и осуществлению государственных бюджетов, по защите интересов государства, охране собственности и общественного порядка, по обеспечению и защите прав и свобод; граждан, обеспечению государственной безопасности, осуществлению общего руководства строительством вооруженных сил и др.

Важное место в структуре государственного аппарата зани­мает система судебных органов, основной социальной функцией ко­торых является осуществление правосудия.

Подобно тому, как законодательные органы и органы управле­ния являются носителями соответственно законодательной и испол­нительной властей, система судебных органов выступает в качестве носителя судебной власти. Это положение закрепляется в конституциях и обычных законах ряда современных государств.

Так, например, в Конституции Испании (1978 г.) говорится, что "судебная власть исходит от народа и осуществляется от имени короля судьями и магистратами, которые являются независимыми, несменяемыми, ответственными и подчинены исключительно зако­ну" (п. 1 ст. 117). В Конституции ФРГ (1949 г.) прокламируется, что "судебная власть вверяется судьям; она осуществляется Федеральным конституционным судом, федеральными судами, указанными в настоящем Основном законе, и судами земель" (ст. 92).

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.