Рефераты. Государственное регулирование занятости в Чувашии

в) Обучение, переобучение и повышение квалификации кадров. Структурная перестройка централизованной экономики и становление ее на рыночные рельсы неизбежно порождают структур­ирую безработицу, которая характерна в переходный период для стран СНГ. Следует заметить, что переобучение кадров не должно носить временный характер, а осуществляться постоянно в соответствии с изменениями рыночной конъюнктуры. В Германии, например, большое внимание уделяется подготовке кадров к конкретному производству. Для этого обучение организуется непосредственно на предприятиях и при этом выплачиваются стипендии.

г) Поощрение территориальной мобильности рабочей силы. Это значит, что государство должно оказывать всяческое содействие и материальную помощь тем гражданам и семьям, которые решили поменять место жительства и переехать в те районы, которые испытывают недостаток рабочей силы. Кроме того, сюда относятся мероприятия по организованному набору рабочей силы. Ор­ганизованный набор рабочей силы позволяет решать вопросы трудоустройства с меньшими издержками для человека и большим эффектом для экономики (например, вахтовый метод работы в рай­онах Дальнего Севера или в районах, пораженных аварией на ЧАЭС).

д)  Регулирование международных потоков рабочей силы.

В этих целях должны быть подписаны международные соглаше­ния, регулирующие передвижение рабочей силы между государст­вами. В свою очередь каждая из стран, исходя из собственной эко­номической ситуации, формирует внутреннее законодательство, поощряющее или ограничивающее приток иммигрантов в страну. В международной практике всегда поощряется приток в страну вид­ных ученых и специалистов уникальных профессий.

е)   Регулирование демографических процессов. Государство отслеживает процессы рождаемости и смертности и в случае проявления негативных тенденций прини­мает меры по их регулированию.

Наряду с вопросами занятости безработных государство решает проблемы их социальной защиты. Сюда входят:

а)   гарантии лицам, высвобожденным с предприятий, из учреждений и организаций. Они предусматривают: выплату выходного пособия, досрочное назначение пенсий и др.

б)  Выплата стипендий безработным на период профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки.

в)  Выплата пособия по безработице.

Условия назначения, порядок выплаты и размер пособия по без­работице определяются законодательством.

г)   Пенсионное обеспечение.

д)  и др.

3.2 Прогнозы развития рынка труда в Чувашии

Кроме ожидаемой положительной динамики основных макроэкономических показателей на развитие рынка труда в оказывают влияние следующие факторы:

1) увеличение численности населения трудоспособного возраста. Предположительная численность населения в трудоспособном возрасте. Этот рост обусловлен вступлением в трудоспособный возраст граждан, родившихся в конце 80-х годов XX века, когда в республике наблюдался естественный прирост населения;

2) сохранение в экономике республики неэффективной занятости, открытым проявлением которой является неполная занятость населения;

3) продолжение процесса высвобождения работников в ходе реформирования экономики, в том числе реструктуризации и модернизации черной металлургии, электроэнергетики, железнодорожного транспорта и других отраслей;

4) недостаточный спрос на рабочую силу по причине несоответствия профессионально-квалификационной структуры спроса и предложения, низкой трудовой мобильности населения, старения и сокращения кадрового состава высококвалифицированных рабочих;

5) рост напряженности на рынке труда в сельской местности, обусловленный увеличением численности трудоспособного населения, недостаточными темпами развития малых форм хозяйствования на селе, сдерживающими рост новых рабочих мест в аграрном секторе экономики;

6) значительная дифференциация районов и городов республики по ситуации, сложившейся в сфере занятости и на рынке труда;

7) сохранение низкой конкурентоспособности на рынке труда отдельных категорий граждан (молодежи без практического опыта работы; женщин, имеющих малолетних детей; инвалидов; беженцев, вынужденных переселенцев и других), обусловленной ужесточением требований работодателей к потенциальным работникам.

Данные прогнозного расчета общей и регистрируемой безработицы на 2006 год (разработан в двух вариантах с учетом менее благоприятного (1 вариант) и благоприятного (2 вариант) путей развития экономики) представлены в таблице.

Таблица 1

Прогноз занятости на 2006 г.

Показатель (в среднегодовом исчислении)

2006 (1 вар)

2006 (2 вар)

Численность экономически активного населения, тыс. чел.

в том числе:

занятые в экономике

безработные

в том числе:

зарегистрированные в органах службы занятости

Уровень безработицы (в%)

общей

регистрируемой

687,6

 

622,6

65,0

14,4

 

9,5

2,1

690,7

 

627,7

63,0

13,8

 

9,1

2,0

По данным #"_Toc136862195">3.3 Приоритетные направления государственной политики

Следует отметить роль малого предпринимательства в Чувашии. Дальнейшее развитие малого предпринимательства является резервом, дающим возможность поднять жизненный уровень населения и создать новые рабочие места. Особое значение в силу ряда объективных экономических и социальных причин (рост численности трудоспособного населения, имеющиеся резервы в развитии агропромышленного комплекса, специфика условий сельского труда и ряд других факторов) имеет развитие малого предпринимательства для поддержания занятости сельского населения.

К приоритетным направлениям государственной политики занятости в Чувашии необходимо отнести направления, которые могут способствовать улучшению общей ситуации на рынке труда в республике и способны принести наилучший положительный результат.

К таким направлениям можно отнести

1. Совершенствование нормативной правовой базы в сфере занятости населения республики, направленное на создание необходимых условий для решения следующих задач государственной политики занятости: обеспечение социальных гарантий гражданам, потерявшим работу, и усиление социальной защиты неконкурентоспособных на рынке труда групп населения; повышение качества рабочей силы на основе развития рынка образовательных услуг в соответствии с требованиями рынка труда; развитие трудовой мобильности на основе динамичного развития системы рабочих мест и свободного передвижения рабочей силы по отраслям, профессиям, территориям; поддержка малого бизнеса и предпринимательства как источника для создания новых рабочих мест, особенно в сельской местности; повышение уровня занятости молодежи, в том числе выпускников учебных заведений; улучшение условий и охраны труда в отраслях экономики.

2. Развитие социального партнерства на рынке труда, которое предусматривает следующие направления действий: обеспечение комплексного подхода к решению проблем занятости путем укрепления взаимодействия органов исполнительной власти Чувашской Республики всех уровней, работодателей, общественных организаций при разработке и реализации республиканской, районных и городских программ содействия занятости населения; учет целей политики занятости при принятии решений в области инвестиционной, налоговой и кредитно-финансовой политики, а также при разработке и реализации инвестиционных, отраслевых, образовательных и иных программ; проведение социальной экспертизы проектов программ социально-экономического развития территорий и иных программ по вопросам их влияния на создание и сохранение рабочих мест, ситуацию на республиканском рынке труда; создание в организациях, предусматривающих увольнение работников в процессе реструктуризации отраслей экономики, пунктов для их консультирования перед увольнением и содействия в дальнейшем трудоустройстве; организация общественных работ в целях обеспечения временной занятости работников, увольняемых в условиях реструктуризации отдельных отраслей экономики.

3. Повышение качества рабочей силы и конкурентоспособности граждан на рынке труда следующими способами:

3.1. Профессиональная ориентация граждан и психологическая поддержка безработных граждан в виде: совершенствование системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения как важнейшего средства развития профессиональной карьеры; развитие профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных школ, повышение их мотивации к трудовой деятельности по профессиям, специальностям, востребованным на рынке труда; развитие системы социально-профессиональной адаптации выпускников учреждений профессионального образования в целях повышения их конкурентоспособности на рынке труда; оказание психологической поддержки безработным гражданам, профессиональная адаптация на рынке труда длительно не работающих безработных граждан, а также безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды; несовершеннолетние граждане в возрасте от 14 до 18 лет; беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; лица, освобожденные из исправительных учреждений; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей или детей-инвалидов; лица предпенсионного возраста и др.).

3.2. Профессиональное обучение безработных граждан направленное на: обеспечение соответствия объемов и профилей их подготовки потребностям рынка труда в рамках реализации Указа Президента Чувашской Республики от 4 августа 2003 г. N 81 "О Республиканской программе сбалансированности потребностей экономики в кадрах и рынка образовательных услуг на 2003 - 2005 годы и на период до 2010 года"; повышение эффективности профессионального обучения безработных граждан путем осуществления контроля качества обучения, внедрения в учебный процесс современных педагогических технологий; развитие системы стажировок безработных граждан в организациях республики как самостоятельного вида обучения.

4. Реализация профилактических мер по содействию трудоустройству населения, оказание адресной поддержки при трудоустройстве граждан, особо нуждающихся в социальной защите, включающих в себя: повышение информированности населения и работодателей о положении на рынке труда; организацию ярмарок вакансий и учебных рабочих мест; организацию общественных работ, позволяющих обеспечить потребность районов и городов в работах, носящих временный или сезонный характер, сохранить у безработных граждан мотивацию к трудовой деятельности и обеспечить им материальную поддержку в виде временного заработка; временное трудоустройство безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите (инвалидов, имеющих показания к труду; одиноких и многодетных родителей; граждан, освобожденных из мест лишения свободы, и других); организацию временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет; организацию временного трудоустройства безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые; социальную адаптацию безработных граждан на рынке труда; оказание содействия самозанятости населения, особенно проживающего в сельской местности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.