Рефераты. Государственное регулирование занятости в Чувашии

Свыше 500 жителей Чувашии были направлены на работу за пределы республики. Из них 210 сельских жителей, 106 человек в возрасте до 30 лет, 113 безработных граждан. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года численность трудоустроенных в других регионах России выросла на 52%. Жители Чувашии работали в золотодобывающих организациях Республики Саха-Якутия, сельскохозяйственных организациях Московской области и строительных организациях Нижнего Новгорода.

69 безработных прошли обучающие семинары-тренинги по организации предпринимательской деятельности. 41 тысяче человек оказаны профориентационные услуги. В программах социальной адаптации на рынке труда приняли участие 437 безработных граждан. На профессиональное обучение в январе-марте направлено 1370 безработных граждан, из них 65,3% - в возрасте до 30 лет, 62,9% - женщины, 39,3% - сельские жители. Более 60% из них нашли работу.

Региональное управление службы занятости рассмотрели 10 заявлений работодателей на выдачу разрешений на привлечение и использование труда 30 иностранных работников, по ним выданы положительные заключения. Среди иностранных работников 25 человек - граждане стран СНГ и 5 - дальнего зарубежья.

1279 инвалидов зарегистрированы в качестве безработных в органах службы занятости Чувашии на начало 2006 года. В 2005 году были трудоустроены 1343 инвалида или каждый второй из числа обратившихся. Всего в 2003-2005 годах при содействии органов службы занятости нашли работу 3653 человека с ограниченными возможностями, что составляет 47,8% общего числа обратившихся инвалидов.

Между управлением ФГСЗН и Минздравсоцразвития Чувашии действует соглашение о сотрудничестве, которое продлено до 2007 года. В 2005 году внедрены в практику ежемесячные приемы безработных инвалидов совместно с Государственной службой медико-социальной экспертизой. Одной из основных и результативных форм содействия занятости лиц с ограниченными возможностями остается трудоустройство на заквотированные в соответствии с законодательством рабочие места. На начало 2006 года в 711 организациям Чувашии заквотированы 4478 рабочих мест, на которых занято 3987 безработных инвалидов трудоспособного возраста (89% к установленной квоте). Наряду с этим граждане с ограничениями трудоспособности имеют возможность участвовать в различных программах содействия занятости[11].

Так, 171 инвалидов в 2005 году участвовал во временных и сезонных работах. Они занимались благоустройством территории парков и садов, работали курьерами, распространителями газет, помощниками повара, дворниками. 21 человек по направлению центров занятости обучался специальностям, позволяющим заняться малым бизнесом: обувщик по ремонту обуви, оператор ПЭВМ, портной, повар-кондитер, продавец-кассир, бухгалтер, часовщик по ремонту часов, заготовитель сырья, водитель. В минувшем году 2936 инвалидов получили профориентационные услуги, 60 приняли участие в мероприятиях по социальной адаптации, в работе клубов "Новый старт", тренингах "Я хочу быть", "Умейте властвовать собой", в позитивной программе решения жизненных трудностей на основе фильма "Форест Гамп".

Трудоустройство и профессиональная переподготовка инвалидов осуществляется с учетом их профессиональной квалификации, а также рекомендаций, содержащихся в индивидуальной программе реабилитации. В минувшем году управление сотрудничало с 40 образовательными учреждениями, прошедшими конкурсный отбор на право профессионального обучения безработных граждан. В 2003-2005 годах центрами занятости населения на профессиональную подготовку и переподготовку направлено 458 безработных инвалидов. Более 75% из них получили подготовку по рабочим специальностям.

2.      ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАНЯТОСТИ В ЧУВАШИИ

3.1 Регулирование рынка труда в странах СНГ: опыт для Чувашии

На государственную политику занятости в странах СНГ оказывают воздействие особенности формирования их рынка труда: отсутствие длительного эволюционного пути развития рынка труда, обособленное развитие после распада СССР, совпадение периода становления с форми­рованием других рынков, наличие стереотипов нравствен­ных критериев, сложившихся в эпоху административно-командной экономики. Эти и другие обстоятельства при­вели к необходимости обновления всего комплекса трудо­вого законодательства.

Анализ рынка труда стран СНГ позволяет выявить некоторые тенденции его развития. В области предложения рабочей силы – это ухудшение демографической ситуации, сверх­занятость ряда социально демографических групп, расши­рение предложения рабочей силы за счет высвобождаемых из производства, нетрудоустроенных выпускников, беженцев. Основными тенденциями в области спроса на рабочую силу являются сокращение совокупного спроса на рабочую силу со стороны государственных предприятий, рост спро­са на трудовые ресурсы со стороны негосударственного сектора, изменения отраслевой структуры спроса на рабо­чую силу.

Основной целью государственного регулирования занятости является достижение сбалансированности спроса и предложения на рынке труда и воздействие на процессы воспроизводства рабочей силы.

На рынке труда в СНГ используют несколько видов государственного регулирования: защитное – в целях уменьшения незащищенности отдельных групп трудящихся; поощри­тельное – стимулирование определенных видов деятель­ности; ограничительное – исключение неоправданных преимуществ; директивное – прямые меры воздействия на рынок труда; регулирование посредством экономических финансовых мер. Особую группу составляют мероприятия по социальной защите на рынке труда. При этом на одном рынке труда реализовываются как отдельные, так и все виды регулирования.

Перечисленные виды регулирования осуществляются со­гласно программам занятости населения, составлению кото­рых предшествует прогнозирование рынка труда. Целью составления такого прогноза является определение величины спроса и предложения на рабочую силу в предсто­ящем периоде на основе анализа состояния рынка труда и занятости в отчетном периоде, статистической и другой информации, складывающихся условий. При определении предложения рабочей силы учитывается только трудоспособное население. Величину спроса определяет наличие свобод­ных мест и вакантных должностей, образующихся в резуль­тате выбытия работников, создание новых рабочих мест и наличие свободных рабочих мест на начало года.

Спрос и предложение на рынке труда приводятся в соответствие с помощью активных и пассивных методов и мер. Совокупность методов и мер по созданию дополни­тельных сфер занятости относится к активным, а частичное возмещение безработным их потерь в доходах – к пассивным методам.

Актуальными проблемами на рынке труда являются создание единой информационной системы в масштабе отдельной страны, располагающей сведениями о вакантных рабочих местах на предприятиях разных форм собственности, раз­витие служб по профориентации и переподготовке кадров, центров по переквалификации, бюро по трудоустройству; формирование системы организационно-правового регули­рования межгосударственных отношений со странами СНГ и другими государствами по найму, миграции, социальной защите и пенсионному обеспечению граждан.

Развитие социального партнерства означает развитие взаимоотношений между профсоюзами, предпринимателями и правительством. Условиями социального взаимодействия являются: поддержание ба­ланса интересов партнеров, готовность к поиску компро­миссов, четкая фиксация прав и обязанностей каждой стороны, существование центральных организаций пред­принимателей и профсоюзов.

Главная задача государства (одного из партнеров) со­стоит в создании условий для социального взаимодействия, полной реализации гражданских и политических прав, обеспечивающих свободу действий, без глубокого вмеша­тельства в образование и деятельность предпринимателей и профсоюзов. Целью государства также является установ­ление рамок, в пределах которых социальные партнеры сохраняют свою независимость.

Задачи профсоюзов зависят от того, насколько полно данное объединение представляет интересы, входящих в него членов. Падение престижа профсоюзов в большинстве развитых стран связывают с их стремлением к государст­венной власти и установлению общих принципов отноше­ний с предпринимателями.

Цели создания объединений предпринимателей состоят в содействии развитию частного предпринимательства, ры­ночной экономики; совершенствовании трудовых отноше­ний; защите интересов предпринимателей во взаимоотно­шениях с государством; координации тактики и стратегии предпринимательства в области забастовочного движения. Социальное партнерство предполагает сотрудничество различных групп и слоев для достижения общих целей, согласование интересов работников и работодателей для обеспечения социального мира.

Социально-трудовые отношения регулируются соответ­ствующими законодательными актами, конвенциями Меж­дународной организации труда, соглашениями между пра­вительством, объединениями профсоюзов и нанимателей. На региональном и отраслевом уровнях заключаются тарифные соглашения, направленные на обеспечение ста­бильной работы предприятий и отраслей, защиту прав и интересов работников, обеспечение установленных госу­дарством минимальных социальных гарантий. На пред­приятиях, в учреждениях и организациях заключаются коллективные договора.

В области достижения социального партнерства в стра­нах СНГ существуют следующие проблемы: отсутствие правового статуса объединений нанимателей, сложности в определении представительства от трудящихся на всех уровнях социального партнерства, необходимость учета в коллективных договорах сложной экономической ситуа­ции, отсутствие научно обоснованной концепции развития системы социального партнерства.

Как показывает опыт многих стран, наиболее приемлемой госу­дарственной политикой является политика комплексного подхода к решению этих проблем при сохранении приоритета за "активной политикой", т.е. политикой создания рабочих мест. В таком подхо­де просматривается не столько "корыстный подход" государства, сколько психологический маневр, заставляющий безработного смотреть на себя не как на государственного иждивенца, а как на потенциального работника.

Комплексная реализация государственной политики занятости населения включает следующие основные направления:

а) создание правовой базы, регулирующей вопросы занятости и индивидуальной защиты безработных.

б) создание условий со стороны государства для самозанятости. Мировой опыт показывает, что наибольший эффект приносит содействие со стороны государства развитию малого и среднего бизнеса. Для этого должна быть сформирована соответствующая законодательная база.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.