Рефераты. Формы современных государств

Формы современных государств

Министерство наук и образования Российской Федерации

            Государственное образовательное учреждение

      Нижегородский Государственный Университет

                               им. Н.И.Лобачевского

 


 

7факультет дистанционного образования.

г. Заволжье

 

 

Контрольная работа по предмету

теория государства и права

на тему:

 

Формы современных государств

 

 

 

 

                                                           Выполнил:                                                                                                            

                                                           Студент  группа 7-21ю/7

                                                           Панкратова Ю.А.

                                  Рецензент:

                                   Сэруа В.С.

           





 

Г. Заволжье

2004

 

 

Содержание:

 

1.   Понятие и элементы формы государства………………………………………………3

2.   Форма правления: понятия и виды………………………………………………………5

3.   Форма  государственного устройства………………....13

4.   Политический (государственный) режим: понятия и виды……………………………………………………...16

5.   Соотношения и взаимосвязь элементов формы государства……………………………………………...19

6.   Список литературы……………………………………21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


1.   Понятие и элементы формы государства

Понятие  формы государства является одним из важнейших содержательных характеристик государствоведения. Несомненно, также и его методологическое значение: еще Кант рассматривал форму в качестве принципа упорядочения, синтезирования материи государственности. Научные разработки  и политико-правовая практика недавнего прошлого свидетельствуют об известной недооценки данной категории. Однако строгость  и четкость формы государства (как и нормы права), вытекающие из государственно-правовой природы, могли бы существенно ограничить субъективизм и произвол в провидении провозглашенного политического курса.     

  Исследуя  форму государства, необходимо исходить, прежде всего из того, что она: а) является одной из важнейших « составных» частей, проявлений и атрибутов государства и б) не существует сама по себе, вне связи и взаимозависимости с другими « составными» частями, атрибутами государства.

        В частности, форма государства всегда имеет самую непосредственную связь с сущностью и содержанием государства, выступает в качестве выразителя его сущности и содержания. Исходя из этого можно сказать, что каковы сущность и содержание государства, такова, в конечном  счете и его форма. Изучить государство с точки зрения его формы – значит, в  первую очередь изучить его строение, его основные составные части, внутреннюю структуру, основные  методы установления и осуществления государственной власти.

      Форма государства не остается раз и навсегда установленной, неизменной.     Под влиянием множества экономических, социально-политических, идеологических  и иных факторов она всегда изменялась и развивалась[1].

           История многих стран учит, что во времена жестоких социально-политических кризисов, чреватых национальными  катастрофами, лишь форма государства, его внутренняя организация, если в ней оставались живые силы, спасала от гибели. Все, что в   государстве устойчиво, стабильно, главным образом относится  к его форме.[2] Серьёзное влияние на форму государства оказывают культурный уровень народа, его исторические  традиции, характер религиозных воззрений, национальные особенности, природные условия проживания и другие факторы. Специфику формы государства определяет также характер взаимоотношений государства  и его органов с не государственными организациями (партиями, профсоюзами, общественными движениями, церковью, и другими организациями.) В различных странах, государственные формы имеют свои особенности характерные признаки, которые  по мере общественного развития наполняются новым содержанием, обогащаясь  во взаимосвязи и взаимодействии. В месте с тем форма всех существующих государств, особенно современных, имеет общие признаки, что позволяет дать определение каждому элементу формы государства.

Форма государства - сложное общественное явление, которое включает в себя три взаимосвязанных элемента: форму правления, форму государственного устройства и форму государственного режима.[3]

Понятие формы государства охватывает:

·        организацию верховной государственной власти, источники её образования и принципы взаимоотношений высших органов власти  между собой и населением;

·        территориальную организацию государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями;

·        методы и способы осуществления государственной власти.



2.   Форма правления: понятия и виды.

 Данная категория показывает, как образуются высшие органы, что они собой  представляют, на каких началах взаимодействуют.

  Форма правления также свидетельствует, участвует ли население в формировании высших органов государства, т.е. демократическим или недемократическим способом они образованы. Не демократическим путем формируются, например, высшие органы государства при наследственной монархии. Таким образом, форма правления рассказывает способ организации верховной государственной власти, порядок образования её органов, их взаимодействия  между собой и с населением, степень участия населения в их формировании. Существуют две основные формы правления – монархия и республика. Их верховные органы отличаются друг от друга и  по порядку образования, и по составу, и по компетенции.[4]

Республика-это формула правления, в которой высшая, государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок несущим ответственность перед избирателями.

        Республике присущ демократически способ образования верховных органов государства; в развитых государствах взаимоотношения между высшими органами строятся на принципе разделения властей,. они имеют связь с избирателями и ответственны перед ними.

       Общими признаками республиканской формы правления являются:


                      -   существование единоличного и коллегиального главы

                           государства;

                      -   выборность на определенный срок главы государства и

                          других верховных органов государственной власти;

                      -   осуществление государственной власти не по-своему

                          велению, а по поручению народа;

                      -   юридическая ответственность главы государства в

                          случаях, предусмотренных законом;

                      -   обязательность решений верховной государственной

                          власти.

       Республиканская форма правления в окончательном виде сформировалась в Афинском государстве. По мере развития общественной жизни она видоизменялась, приобретала новые черты, все больше наполнялась демократическим содержанием.

Насчитывается несколько основных разновидностей республиканского правления. В свою очередь они делятся по форме государственного устройства на:

                                                           -  парламентарные

                                                           -  президентские

                                                           -  смешанные (полупрезидентские) 


      Парламентская республика  -  разновидность современной формы государственного правления, при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту.

         В такой республике правительство формируется парламентским путем из числа депутатов, принадлежащих к тем партиям, которые располагают большинством голосов в парламенте. Правительство несет коллективную ответственность перед парламентом о своей деятельности. Оно остается до тех пор у власти, пока в парламенте они обладают большинством. В случае утраты доверия большинство членов парламента правительство либо уходит в отставку, либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначения досрочных парламентских выборов.

       Как правило, глава государства в подобных республиках избирается парламентом либо специально образуемой парламентской коллегией. Назначение парламентом главы государства является главным видом парламентского контроля над исполнительной властью. Процедура избрания главы государства в современных парламентарных республиках неодинакова. В Италии, например, президент республики избирается членами обеих палат на их совместном заседании, но при этом в выборах участвуют по три депутата из каждой области, избранных областным советом. В федеративных государствах участие парламента в избрании главы государства, также разделяется с представителями членов федерации. Так в Германии президент избирается федеральным собранием, состоящим из членов бундестага, и такого же числа лиц, выбираемых ландтагами земель на началах пропорционального представительства. Выборы главы государства в парламентарной республике могут осуществляться и на основе всеобщего избирательного права, что характерно для Австрии, где президент избирается сроком на шесть лет.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.