Рефераты. Формы современных государств

          Глава государства в парламентарной республике обладает полномочиями: обнародует законы, издает декреты, назначает главу правительства, является верховным главнокомандующим вооруженными силами и т.д.

         Глава правительства (премьер-министр, председатель совета министров, канцлер) назначается, как правило, президентом. Он формирует возглавляемое им правительство, которое осуществляет верховную исполнительную власть и отвечает за свою деятельность перед парламентом. Наиболее существенной чертой парламентарной республики является то, что любое правительство лишь тогда правомочно осуществлять управление государством, когда оно пользуется доверием парламента.

        Главной функцией парламента является законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью. Парламент обладает важными финансовыми полномочиями, поскольку он разрабатывает и принимает государственный бюджет, определяет перспективы развития социально-экономического развития страны, решает основные вопросы внешней, в том числе оборонной политики. Парламентарная форма республиканского правления представляет собой такую структуру  высших органов государственной власти, которая реально обеспечивает демократизм общественной жизни, свободу личности, создает справедливые условия человеческого общежития, основанные на началах правовой законности. К парламентарным республикам можно отнести ФРГ, Италию (по конституции 1947 года), Австрию, Швейцарию, Исландию, Ирландию, Индию и др.


Президентская республика -  одна из разновидностей современной формы государственного правления, которая наряду с парламентаризмом соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства.

     Наиболее характерные черты президентской республики:

-   внепарламентский метод избрания президента и фор-

     мирования правительства;

-   ответственность правительства перед президентом, а не

     перед парламентом;

-   более широкие, чем в парламентарной республике,

     полномочия главы государства.

     Классической президентской республикой являются Соединенные Штаты Америки. В соответствии с конституцией США, в основе которой лежит принцип разделения властей, четко определено, что законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная - президенту, судебная - Верховному суду. Президент США избирается населением страны путем косвенного голосования (выборов)  -  через коллегию выборщиков. Количество выборщиков должно соответствовать числу представителей каждого штата в парламенте (конгрессе). Правительство формируется победившим на выборах президентом, из лиц, принадлежащих к его партии.

       Президентская форма правления в различных странах имеет свои особенности. Во Франции президент избирается всеобщим голосованием. Избранным считается кандидат, получивший абсолютное количество голосов. Такой же порядок избрания президента установлен в России в 1991 году.

       Характерным для всех президентских республик, несмотря на их разнообразие, является то, что президент либо совмещает полномочия главы государства и главы правительства и участвует в формировании кабинета или совета министров (Франция, Индия). Президент наделяется и другими важными полномочиями: как правило, он имеет право роспуска парламента, является верховным главнокомандующим, объявляет чрезвычайное положение, утверждает законы путем их подписания, нередко представительствует в правительстве, назначает членов Верховного суда.

       В цивилизованных странах президентскую республику отличает сильная исполнительная власть, наравне с которой по принципу разделения властей нормально функционируют законодательная и судебная власти. Эффективно действующий механизм издержек и противовесов, существующих в современных президентских республиках, способствует возможности гармоничного функционирования властей, позволяет избежать произвола со стороны исполнительной власти.

       В странах Латинской Америки часто встречаются «суперпрезидентские республики». Эта форма правления  -  практически независимая, слабо контролируемая законодательной и судебной властью. Это особый конгломерат традиционной формы с полу диктаторским управлением.

       В современном цивилизованном обществе принципиальных различий между формами не существует. Их сближают общие задачи и цели.


  Монархия   

       Монархия  -  это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству.

       Основными признаками классической монархической формы управления являются:

                

                 -   существование единоличного главы государства, пользую-

                     щегося своей властью пожизненно (царь, король, импера-

                     тор, шах);

                 -   наследственный порядок преемственности верховной

                     власти;    

                -   представительство государства монарха по своему усмо-

                    трению;

                -   юридическая безответственность монарха.

      Монархия возникла в условиях рабовладельческого общества. При феодализме она стала основной формой государственного правления. В буржуазном же обществе сохранились лишь традиционные, а в основном формальные черты монархического управления.

            В свою очередь монархия делится на:

              -   абсолютную

              -   ограниченную (парламентарную, конституционную)

              -   дуалистическую

              -   теократическую

              -   парламентарную


      Абсолютная монархия  -  такая форма правления, при которой верховная государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу.

       По формуле Петровского Воинского устава  — « самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен». Основным признаком абсолютной монархии является отсутствие каких-либо государственных органов, ограничивающих компетенцию монарха.

        Возникновение абсолютизма связано с процессом зарождения буржуазных отношений и начинающимся процессом разложения феодализма и старых феодальных сословий. К наиболее существенным чертам абсолютной монархии относятся ликвидация или полный упадок сословных представительных учреждений, юридически неограниченная власть монарха, наличие в его непосредственном подчинении и распоряжении постоянной армии, полиции и развитого бюрократического аппарата.

        Власть в центре и на местах принадлежит не крупным феодалам, а чиновникам, которые могут назначаться и увольняться монархом.

         Государственное вмешательство в частную жизнь в эпоху абсолютизма приобретает более цивилизованные формы, получает юридическое закрепление, хотя по-прежнему имеет принудительную направленность. В истории такими странами были Россия XVII - XVII и Франция до революции 1789 года.

    

        Конституционная монархия - представляет собой такую форму правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом. Обычно это ограничение определяется конституцией, утверждаемой парламентом. Монарх же не в праве изменить конституцию.

        Как форма правления, конституционная монархия возникает в период становления буржуазного общества. Формально она не утратила своего значения в ряде стран Европы и Азии и до настоящего времени (Англия, Дания, Испания, Норвегия, Швеция и др.).

        Конституционная монархия бывает парламентарной и дуалистической.

      

       Парламентская монархия характеризуется следующими основными признаками:


                        -   правительство формируется из представителей опреде-

                             ленной партии (или партий) получивших большинство

                             голосов на выборах в парламент;

                        -   лидер партии, обладающий наибольшим числом депу-

                            татских мест, становится главой государства;

                        -   в законодательной, исполнительной и судебной сферах

                            власть монарха фактически отсутствует, она является

                            символической;

                        -   законодательные акты принимаются парламентом и

                            формально подписываются монархом;

                        -   правительство согласно конституции несет ответствен-

                             ность не перед монархом, а перед парламентом.

        Примерами такой монархии можно считать  -  Великобританию, Бельгию, Данию и др.

        При дуалистической монархии государственная власть носит двойственный характер. Юридически и фактически власть разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом.

      Правительство в дуалистических монархиях формируется независимо от партийного состава в парламенте и не ответственно перед ним. Монарх при этом выражает преимущественно интересы феодалов, а парламент представляет буржуазию и другие слои населения. Подобная форма правления существовала в кайзеровской Германии (1871-1918), сейчас в Марокко.

        В некоторых государствах монарх возглавляет не только светское, но и религиозное управление страной. Такие монархи носят название теократические (Саудовская Аравия, Ватикан – феномен, религиозный лидер является главой государства – «Государство в государстве»).

       Такова краткая характеристика основных разновидностей монархической формы государственного правления.









3.   Форма  государственного устройства.

       Термин «государственное устройство» в политико-правовой литературе используется в двух смыслах. В широком смысле слова - как понятие, охватывающее круг вопросов, касающихся государственного строя в целом, устройства всего государства (социально – экономической и политической основе государства, основы правового статуса его граждан, территориального устройства государства, системы государственных органов).

В узком смысле слова – для характеристики территориальной (национально - территориальной) организации государственной власти (вопросы внутреннего деления территории государства на те или иные составные части, их правовое положение, взаимоотношения между государством в целом и его составными частями).

При характеристике государственного устройства как одной из форм государства имеется ввиду второе (узкое значение этого термина)

Таким образом, формы государственного устройства – это внутреннее строение государства, деление его на составные части и их взаимоотношения между собой.[5] С точки зрения государственного устройства государства можно подразделить на унитарное (единое государственное образование), федерации (союзы, относительно самостоятельных, в правовом отношении государственных образований: союзных республик, автономных республик, кантонов, штатов, земель и тому подобное), конфедерации (государственно-правовые объединения, союзы суверенных государств).

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.