Рефераты. Фирма в условиях чистой монополии p>Подводя итоги, можно охарактеризовать антимонопольное законодательство и антимонольную политику Украины как необходимые атрибуты структурных преобразований во всех сферах экономики страны. На данном этапе проблема монополизации и недобросовестной конкуренции перестает быть чисто экономической ( она все больше становится политической и общественной.
Поэтому чрезвычайно необходимо, чтобы население Украины осознало всю пагубность и все отрицательные последствия монополии как таковой.
Бесспорно, в некоторых случаях (но лишь в малой толике от их общего количества) существование монополии является оправданным и необходимым, но за этими процессами должен осуществляться жесткий контроль со стороны государства по недопущению злоупотребления своим монопольным положением.

Решающую роль в создании на рынке благоприятной конкурентной среды играют антимонопольное законодательство и деятельность антимонопольных органов, правильное поведение которых способствует стабилизации всей экономики в целом.

Антимонопольная служба Украины еще очень молода, но уже сделаны ее первые шаги к нормализации ситуации по данным проблемам. Намного больше ей еще предстоит сделать, и эти действия должны осуществляться одновременно с усовершенствованием антимонопольного законодательства
Украины. В данном направлении нужно обратить особое внимание на более чем вековой опыт антимонопольного законодательства США и на антимонопольную практику других развитых стран. Но здесь возникает еще одна проблема, заключающаяся в том, что десятилетиями складывающаяся отраслевая монополия не может быть быстро заменена свободным и самоорганизующимся рынком, ведь утверждение конкурентных отношений (не единовременная моментальная акция, а процесс длительный, сложный, а для немалого же числа предприятий гибельный). Выжить смогут лишь те предприятия, которые обеспечат более высокое качество товара, относительно более низкие цены и быструю сменяемость ассортимента.

В действующем антимонопольном законодательстве целесообразно предусмотреть снижение монопольной доли товара на рынке, что должно затруднить возможности сговора производителей с целью диктата цен и условий продажи товаров.

Также представляется необходимым введение действенного контроля за хозяйственной деятельностью государственных предприятий-монополистов и активизация управления государственной частью в акционерных обществах.
Кроме того, целесообразно применять мониторинговое слежение за индексами роста затрат и цен по основным видам монопольных товаров на различных стадиях их изготовления, особенно в период роста цен на услуги естественных монополистов (электроэнергия, транспорт, топливо и др.). В то же время не менее актуальным является контроль издержек и снижения цен на продукцию и услуги самих естественных монополистов. Считается целесообразным создание банка данных на продукцию предприятий- монополистов, что позволит оперативно обеспечивать необходимой информацией о ценах на монопольную продукцию потребителей и других заинтересованных лиц.

Заключение

На основании проделанной работы можно сказать, что проблема монополий в экономике является одной из основных для любого государства. Монополии – крупные хозяйственные объединения (картели, синдикаты, тресты, концерны и так далее), находящиеся в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей.
Монополия – исключительное право определенной области государства, организации, фирмы.

Чистая монополия - ситуация на рынке, когда существует только один продавец данного товара, который не имеет близких заменителей.
Монополистический рынок является полной противоположностью совершенно конкурентному рынку. Для покупателей существует только один источник предложения - монополист.

Понятно, что, как и совершенная конкуренция, чистая монополия является некой абстракцией. Во - первых, практически не существует продуктов не имеющих заменителей. Во- вторых, редко когда на национальном (или мировом) рынке есть только один продавец.

Формирование и рост монополий исторически неразрывно связаны с перерастанием капитала свободной конкуренции в монополистический капитализм. В экономической теории выделяют следующие виды монополий: естественная, административная, экономическая, случайная. Монополия означает определенную степень власти над ценой. И эта власть может базироваться на различных предпосылках: захват значительной доли отраслевого производства (концентрация и централизация производства и капитала), тайные или явные соглашения о разделе рынков и уровне цен, создание искусственных дефицитов и др. Цены на все вокруг нас – от ракет до хлеба, света и тепла в домах – зависят от цен на топливо, энергию и транспорт. Энергетические и транспортные монополии взвинтили их как только могли. Таким образом, можно сказать, что с появлением монополий появилась и новая функция у государства - антимонопольная деятельность. Фирма - монополист обладает монопольной властью тогда, когда она имеет возможность воздействовать на цену своего товара, изменяя количество, которое она готова продать, но результатом этой власти зачастую являются издержки общества. С целью уменьшения социальных потерь от монопольной власти государство проводит антимонопольную политику. Антимонопольное регулирование не ограничивается какими-то временными рамками, а является постоянной политикой государства.

Государство стремится не допустить превращения крупного бизнеса, возникшего на основе концентрации и централизации производства и капитала, в монополию, нарушающую нормальное функционирование рыночного механизма, а также контролирует процессы слияния корпораций, и далеко не каждое из них признается законным и допустимым.

Уровень развития конкуренции на Украине, как бы ни хвалили новое законодательство о конкуренции и ограничении монопольной деятельности, достаточно низок. Это вызвано многими причинами как экономического, так и правового характера.

Наиболее яркими представителями монополизма в Украине являются такие компании как: Укртелеком, Нефтегаз Украины, Укрспецэкспорт, Энергоатом,
Укрзалiзниця[13,ст.16].

Основную роль в проведении антимонопольной политики в стране играет
Антимонопольный комитет Украины (АКУ). В условиях переходной экономики
Антимонопольный комитет Украины выполнял и выполняет не только функции, свойственные коллегам в странах с развитой рыночной экономикой, такие как пресечение нарушений законодательства о конкуренции, контроль за рыночной концентрацией или контроль за согласованными действиями субъектов хозяйствования. Комитет играет активную роль в самом становлении конкурентных отношений. Доля предприятий — естественных монополистов в национальной экономике Украины составляет около 40 %. Для поддержания нормального уровня конкуренции в стране государство вводит определенные ограничительные меры. Они предусмотрены Законом Украины «О защите экономической конкуренции» и применяются Антимонопольным комитетом Украины и его региональными отделениями к хозяйствующим субъектам, нарушившим антимонопольное законодательство.

Антимонопольный комитет Украины еще очень молод, но он находится в процессе постоянного развития, совершенствования и нормализации ситуации по данным проблемам. Ему следует совершенствовать антимонопольное законодательство Украины и в данном направлении нужно обратить особое внимание на более чем вековой опыт антимонопольного законодательства США и на антимонопольную практику других развитых странах[4,ст.135].

Библиографический список

1. Об ограничении монополизма и недопущении недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности: Закон Украины // Голос Украины.- 1992.-
№78.- Ст.69-73.

2. О промышленно-финансовых группах в Украине: Закон Украины // Голос
Украины, 1996, №95.
3. О холдинговых компаниях, создаваемых в процессе корпоратизации и приватизации: Указ Президента Украины // Голос Украины.- 1994.- № 93.
4. О методике определения монопольного положения предприятий на рынке:
Постановление Антимонопольного комитета Украины от 10.03.94г. № 1-р.//
Сборник законодательных нормативных актов Украины.-1999.-№7.-Ст.135
5. О состоянии реализации антимонопольной политики: Постановление КМ
Украины от 22.12.95г. №1036.
6. Доллан С. Основы экономики: пер. с англ. / Научн. Ред. А. К. Новоселов,
В.Т. Борисович.- М, 1995.
7. Маленво Э. Лекции по микроэкономическому анализу: Пер. с фр. / Под ред.
К.А. Багриновского.- М., 1985.- Ст.87-93.
8. Макконнелл К.Р., С.Л. Брю Экономикс: принципы, проблемы и политика: Пер. с 14-го англ. изд.- М.: ИНФРА-М, 2002; Под ред. В.С. Автономов.- Ст. 725-
741.

9. Пигу А. Экономическая теория благосостояния: Пер. с англ.- Т1.- М, 1985
10. Пиндайк Р., Рубенфельд Д. Микроэкономика: Сокр. пер. с англ. / Научн.
Ред. В.Т. Борисович, В.М. Полтерович, В.И. Данилов.- М, 1992.
11. Лившиц А.Я. Введение в рыночную экономику / Лившиц А.Я., Никулина И.Н.;
Под ред. А.Я. Лившиц.-М.: Высшая школа, 1994.-Ст.41
12. Учебник по основам экономической теории: Учебно-практ. Пособие / Отв.
Ред. А.Д. Мельков.- М.: МГТУ им. Баумана.- Владос, 1994.-Ст.341-342.
13. Улашев Б. Чистая монополия: характерные черты / Б. Улашев //
Экономическое обозрение.- 2002.- №11.- 17.10.04.- Ст.3-5.
14. Сыченко В.В. Направления и особенности антимонопольной политики в
Украине // Придніпровський науковий вісник (серія економіка). – 1998. - №
68 (135). – С. 7-12.
15. Костусев А. Конкуренция, монополизм и развитие: опыт Украины / А.
Костусев // Конкуренция и рынок.- сентябрь, 2003.- №19.- Ст. 14-18.
16. Электрон. Текстовые данные (34634 bytes).- Спб.: 2002.- Режим доступа: http://www.mibif.ru/proftest/market/6/ls4_45.htm Thursday, 21 October 2004
19:23:46.
17. Электрон. Текстовые данные (9028 bytes).- Н.Нов. 1999.- Режим доступа: http://arw.asu.ru/econ/k7/economics/2/g6.html Sunday, 7 November 2004
10:12:03.
18. Электрон. Текстовые данные (14532 bytes).- Минск.: 2003.- Режим доступа: http://www.rureferat.ru/lectures/economteoria/index.php?list=22 Sunday, 24
October 2004 16:25:35.
19. Электрон. Текстовые данные (74532 bytes).- М. : 2002.- Режим доступа: http://slava.users.otts.ru/work/docs/eko/12.htm#01 Wednesday, 27 October
2004 22:50:19
20. Электрон. Текстовые данные (74532 bytes).- Минск. : 2004.- Режим доступа: http://www.library.by/shpargalka/belarus/economics/004/eco-239.htm
Thursday, 4 November 2004 23:03:43
21. Электрон. Текстовые данные (59274bytes).- Минск. : 2004.- Режим доступа: http://www.library.by/shpargalka/belarus/economics/004/eco-
238.htm Thursday, 4 November 2004 23:09:28

-----------------------
AC

Qm

P

E

F

G

MR

Q

M


CS

MC

Q=D(P)

Pc

Qc

P

Q

D

MR

Pm

Pe

AC

MC

E

Pc

Pm

Qc

Qm

MR

E

M

C

LRAC

LRMC

Qc

Qm

Pc

Pm

P

Q

O

E

M

C

D

MR

MC

P

D

P

Q

MR

D

MC

Pm

ACm

P

Q

MR

D

AC

MC

AC

MC

K

Qm

Qe

P

Q



Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.