Рефераты. Единство государственной власти и разделение властей

Единство государственной власти и разделение властей

Министерство  образования  РФ



Кафедра менеджмента

 

 

 

                                    Курсовая работа

 

 

по дисциплине: «Основы научных исследований»

на тему: «Единство государственной власти и разделение 

                 властей»

                                    Ставрополь,

                                          2004


 

Данная курсовая работа написана на тему «Единство государственной власти и разделение властей».  Целью является рассмотрение условия единства государственной власти.  В работе изучены этапы появления и становления концепции разделения властей, указан принцип разделения власти в России и странах Запада. Определен механизм государства и его составные части.  Задачей курсовой работы является выявление функций органов законодательной, исполнительной и судебной власти.

 Работа написана на основе изучения Конституции РФ, Нормативно-законодательных актов РФ и литературы отечественных и зарубежных авторов. Содержит 53 стр.

 

 

 

 

 

 

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                                                     3

1. ПОЯВЛЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ КОНЦЕПЦИИ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ                     5

2. МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА И ЕГО СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ                                             11

2.1 Основные понятия аппарата государства                                                     11

2.2.Органы законодательной власти                                                                         14

2.3 Органы исполнительной власти                                                                           16

2.4. Органы судебной власти                                                                                          18

2.5 Аппарат (механизм) государства и местное самоуправление           22

3. ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ В РОССИИ И В СТРАНАХ ЗАПАДА                     28

3.1 Понимание принципа разделения властей в

постреволюционной России                                                                                  28

3.2 Концепция разделения властей в российской науке                               34

3.3 Разнообразие взглядов на теорию разделения властей

на Западе                                                                                                                             45

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                                              50

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ                                                                                                             52

ПРИЛОЖЕНИЕ                                                                                                                              53

                                                    ВВЕДЕНИЕ

 

За весь исторический период своего сознательного существования общество в лице самых ярких представителей по-разному отвечало на вопрос об идеальной модели государственного устройства. Основной мировой тенденцией конца XX – начала XXI века является приоритет модели правового государства и торжество теории естественного права. Российская Федерация в настоящее время переживает период экономических и социально-политических реформ, основной целью которых выступает создание условий для максимальной реализации личности в обществе и государстве. Поскольку, основным ориентиром для этого служат современные представления о демократии и основных принципах ее воплощения, особую важность приобретает изучение основных принципов, делающих такую демократию возможной на практике.

Данная курсовая работа посвящена исследованию «единства государственной власти» и «разделения властей». Одной из важнейших проблем, относящихся к организации государственной власти, в течение нескольких столетий является вопрос о единстве и разделении властей. При этом «разделение властей», является и теорией организации гражданского общества и одним из пяти принципов функционирования современного правового государства. Целью курсовой работы является всестороннее исследование «разделения властей», как теории и принципа, оказывающих фундаментальное влияние на представление о цивилизованном устройстве человеческого общежития. Задачи предпринимаемого исследования: 1. Рассмотреть исторические предпосылки и сам процесс возникновения теории о разделении властей; 2. Проанализировать правовой опыт реализации принципа разделения властей в странах с развитой рыночной экономикой; 3. Изучить развитие принципа разделения властей в современной российской государственно-правовой действительности. В данной курсовой работе используются следующие универсальные и специальные юридические методы исследования: - логический; - сравнительно-исторический; - конкретно-социологический; - системно-структурного анализа; - историко-реконструктивный. Логический метод позволяет исследовать внутренние закономерности складывания модели правового государства и теории разделения властей на базе норм логики. Сравнительно-исторический метод дает возможность посредством анализа разнообразных подходов к проблеме выявлять общие и специфические черты принципа разделения властей в процессе его реализации в обществах с различными традициями. Конкретно-социологический метод систематизирует результаты социологических опросов. Дает возможность понимать динамику и специфику восприятия гражданами страны значимости тех или иных принципов правового государства, оценить в сознании населения степень поддержки государства в проводимых реформах. Метод системно-структурного анализа рассматривает каждую из теорий разделения властей в качестве составляющего элемента, исследует характер взаимосвязей между подобными элементами. Историко-реконструктивный метод способствует через движение от настоящего к прошлому, от следствия к причине рассмотреть и проанализировать различные стадии эволюции взглядов на роль и место государства в жизни общества, позволяет понять закономерность существующих в настоящее время принципов правовых взаимоотношений между гражданами. Настоящее исследование проблемы демонстрирует противоречивое однообразие в подходах, особенностях и нюансах в отношении к модели правового государства. Такое разнообразие является объективным отражением неоднородности в развитии мирового сообщества в современный период.


 

1. ПОЯВЛЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ КОНЦЕПЦИИ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ



Одной из важнейших проблем, относящихся к организации государственной власти, в течение нескольких столетий является вопрос о единстве и разделении властей.

Разделение власти — одно из принципиальных условий и основной механизм функционирования всех видов политической и неполитической власти.

Разделение власти исторически сложилось на самых ранних этапах формирования государства и вылилось в специализацию власти разных лиц и институтов, в которой рано обнаружились две устойчивые тенденции: концентрация власти в одних руках или в одном институте и потребность разделить власть, труд и ответственность. Отсюда и два следствия, вытекающие из этого двойственного отношения к власти: борьба за власть уже разделённых институтов и против её разделения, с одной стороны и стремление упорядочить отношения разделённых властей и избавить общество от столкновений между ними с другой. Сама идея разделения законодательной, исполнительной и судебной властей сопровождает поиск человечеством идеального государства на протяжении многих веков.

Теория разделения властей, именуемая нередко принципом разделения властей, в том виде, как она воспринимается ныне применительно к государственному режиму, появилась более трехсот лет назад. В зачаточном состоянии она присутствовала уже во взглядах древнегреческих философов (Аристотель, Полибий). Однако, как основополагающий принцип составного учения о демократическом государстве он был сформулирован английским философом-материалистом, создателем идейно-политической доктрины материализма Джоном Локком (1632 – 1704) и французским просветителем, философом и правоведом Шарлем Луи Монтескье (1689 – 1755).

 Идеи Локка относительно необходимости и важности разделения властей были изложены в главном его труде «Два трактата о государственном правлении» (1690). А идеи Монтескье о разделении властей и другие его общественно-политические воззрения - в романе «Персидские письма»; историческом очерке «Размышления о причинах величия и падения римлян» и основном его произведении - «О духе законов» (1748).

При этом теоретическая база была подготовлена всем объективным ходом истории, а толчком к её оформлению послужили буржуазные революции в Англии (1640–1648гг.) и в последствии во Франции (1789–1794гг.). У представителей движения индепендентов и левеллеров можно найти четко сформулированное положение о недопустимости соединения в руках какого-либо одного органа государства законодательной и исполнительной власти, в противном случае возникает угроза деспотизма и ликвидации естественных прав и свобод. Были выдвинуты и воплощающие эти идеи конституционные проекты.

 Дж. Локк придал теории разделения властей характер универсальной доктрины. Им были развиты ее основные положения: об осуществлении законодательной власти через выборный представительный орган, о недопустимости представительному органу заниматься исполнением законов, о создании в связи с этим постоянно действующего органа и др. Он писал, что в конституционном государстве может быть всего одна верховная власть –законодательная, которой все должны подчиняться. Король, как глава исполнительной власти, призван был “употребить силу государства для сохранения сообщества и его членов”. Его деятельность строго регламентировалась законами, подчинение которым являлось его первейшей обязанностью. Министры, управляющие страной, должны были нести ответственность перед парламентом. Судьи, как стражи законов, признавались независимыми от воли правителя. Именно в правлении законов виделась гарантия безопасности государства в целом и каждого отдельного человека.

Дж. Локк в своем учении утверждает, что государство было создано по взаимному согласию людей для защиты их жизни, свободы и имущества. Для выполнения этой задачи политическая власть наделяется правомочием издавать законы и применять для исполнения этих законов силу сообщества. Законодательная и исполнительная власти в своей деятельности независимы, но обе эти власти имеют над собой высшего судью в лице народа, обладающего правом требовать к ответу всякую власть. Законодательной власти в лице народа принадлежит исключительное право издавать законы, обязательные для всех. Отличаясь друг от друга своими функциями, эти власти, по Локку, должны быть разделены и переданы в разные, ибо в противном случае правители получают возможность освобождать себя от подчинения законам и приспособлять их к своим частным интересам.  Таким образом, разделение властей являлось для Дж. Локка делом практического удобства и практической целесообразности. Он обозначает основные направления и принципы исследования политической власти: разделение и взаимодействие властей, необходимость их связи и соподчинения, представительный характер законодательной власти, верховенство закона, независимость судей.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.