Рефераты. Дезертирство

Действующий Уголовный кодекс с этой точки зрения, на мой взгляд, можно считать более удачным, хотя и он не в полной мере учитывает тот факт, что военная служба есть разновидность государственной, и, стало быть, нет необходимости рассматривать в разных разделах Особенной части УК воинские и должностные преступления, преступления против правосудия и порядка управления. Я считаю, что все они непосредственно затрагивают какую-то функцию государства и вследствие этого должны объединяться в одном разделе, который можно было бы назвать, например – «Преступления против государства».

В этой связи более глубоким и точным, чем ранее, можно считать первый признак понятия преступления против военный службы: их предусмотренность определенной главой Особенной части Уголовного кодекса. Но нельзя не отметить, что содержащаяся в нем система преступлений сконструирована применительно к мирному времени и не охватывает собой деяния, совершаемые в условиях войны (в УК РСФСР 1960 года к такого рода деяниям относилось: самовольное оставление части в боевой обстановке, добровольная сдача в плен, дурное обращение с военнопленными т. д.). По моему мнению, установление уголовной ответственности за деяния военнослужащих в военное время или в боевой обстановке – задача особого законодательства.

Довольно удачно в УК РФ решается вопрос о другом признаке преступления, характеризующем его субъекта. Называя в таком качестве три категории лиц – военнослужащих, военнообязанных, военных строителей, законодатель ввел уточняющие положения. К военнослужащим он отнес лиц, проходящих службу в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях. Обратившись к соответствующим правовым нормам, можно установить, что проходящим военную службу считается тот, на кого возложены обязанности по вооруженной защите государства, исполнение которых предполагает прохождение службы в воинских частях, на кораблях, предприятиях, в учреждениях, организациях, военных образовательных учреждений профессионального образования (офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных учреждений, сержанты, старшины, солдаты и матросы, поступившие на военную службу по контракту или призыву). Статус военнослужащих распространяется на призванных на военные сборы и сохраняется за лицами, захваченными в плен. Понятие лиц, являющихся военнослужащими вооруженных формирований, а также признаваемых военнообязанными, определяется Законами «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе»[4]. Таким образом, содержание понятие субъекта преступления против военной службы увязывается в Уголовном Кодексе с существующей в настоящее время нормативной базой.

При анализе действующего Уголовного закона и его последнего проекта обнаруживаются различия. В проекте, как, впрочем, и в ранее действовавшем законодательстве, предполагалось, что данные преступления могут совершаться против установленного порядка несения военной службы. Уголовный кодекс РФ 1996 года использует иной термин: против ее прохождения. Он включает в себя не только время непосредственного выполнения каких-то конкретных обязанности (например, боевого дежурства), но и весь срок военной службы. Поскольку направленности воинских преступлений связывается с совершением их против прохождения военной службы в установленном порядке, то, стало быть, и в данном случае решение всех конкретных вопросов, касающихся сроков военной службы (ее начало, приостановление, продолжение, окончание), условий возложения на военнослужащего конкретных обязанностей по несению военной службы, признания его исполняющим или не исполняющим обязанности военной службы, особенностей прохождения военной службы в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях и т. д., должно основываться на соответствующих законах, положениях, уставах.

Таким образом, все вышесказанное свидетельствует о том, что военное уголовное законодательство на протяжении всего периода истории постоянно изменялось и дополнялось, так как с течением времени предъявлялись другие требования к нормам морали, менялось мировоззрение и т.д. Поэтому, мной будет исследована проблема дезертирства.


2.2. Общая характеристика преступлений против военной службы

и их система


Понятие преступлений против военной службы определено непосредственно в уголовном законодательстве (ст. 331 УК) как преступления против установленного порядка прохождения военной служб совершенные военнослужащими, проходящими военную службу; призыву или по контракту в Вооруженных Силах РФ, других войск и воинских формированиях Российской Федерации, а также гранами, пребывающими в запасе, во время прохождения ими военных сборов[5].

Это единственный вид преступления, определение которого сформулировано в качестве общеобязательного в самостоятельной уголоно-правовой норме. Несмотря на представленность указанного понятия в Особенной части УК, по сути оно является нормой общего характера. Признаки данных преступлений, базируясь на общих положениях учения о преступлении, имеют свое специфическое содержание, которое следует учитывать при решении разнообразных вопросов ответственности военнослужащих.

Конституционно-правовым основанием уголовной ответственности за преступления против военной службы является ст. 59 Конституции РФ 1993 г., которая провозглашает защиту Отечества долгом и
обязанностью гражданина Российской Федерации. Это требований запрещает гражданам уклоняться от исполнения обязанностей военной службы, а военнослужащим — нарушать установленный порядок ее прохождения.

Определение понятия преступления против военной службы выполняет важные функции: оно позволяет раскрыть сущность, содержание преступлений, относимых к воинским, и на этой основе ра граничить преступления против военной службы между собой и других преступлений, а также воинские преступления от иных праве нарушений.

Уголовное законодательство России после 1917 г. отказалось выделения военно-уголовного права как подотрасли уголовного права, предназначенной для военнослужащих (что было прежде в Рос­сийской империи), и перешло к конструированию военно-уголовного законодательства как системы норм, учитывающих только специфику воинских преступлений[6]. Для того чтобы не допустить расширитель­ного толкования преступлений против военной службы и возврата к военно-уголовному праву, предупредить несанкционированное уве­личение круга лиц, подлежащих ответственности за воинские пре­ступления, было введено соответствующее определение понятия пре­ступления против военной службы. Благодаря этому была создана возможность упростить систему военно-уголовного законодательства, сократив число составов воинских преступлений за счет исключения встречавшегося дублирования уголовно-правовых норм[7].

Кроме указанных причин имеются и иные основания выделения в УК понятия воинского преступления. Ими являются: своеобразный характер общественной опасности деяний, посягающих на порядок прохождения военной службы и военную безопасность государства, а также особый смысл уголовной ответственности и наказания воен­нослужащих, состоящий в том, чтобы наряду с общими задачами также решать и задачу воинского воспитания осужденных военнослу­жащих путем применения к ним в необходимых случаях средств воен­но-исправительного воздействия.

Находясь в полном соответствии с общим определением преступ­ления, сформулированным в ст. 14 УК, понятие преступления против военной службы обнаруживает и определенные специфические черты. Воинское преступление представляет собой деяние (действие или без­действие) и включает характерные для всех преступлений признаки: общественную опасность, уголовную противоправность, виновность и наказуемость. Однако каждый из этих признаков наполняется спе­цифическим содержанием.

Так, общественная опасность воинских преступлений выражается в нарушении установленного порядка прохождения военной службы. Социальную опасность представляют не сами по себе нарушения военно-служебных отношений, а те вредные последствия, которые могут наступить в результате допущенных нарушений. Воинский пра­вопорядок устанавливается в целях обеспечения боевой готовности войск — важнейшего фактора военной безопасности государства[8].

Всякое воинское преступление в той или иной мере ослабляет го­товность армии и флота к вооруженной борьбе с вероятным против­ником, ограничивает достижение главных целей военной безопаснос­ти — предотвращение, локализация и нейтрализация военных угроз Российской Федерации. Причем опасность создается не только при реальном причинении. вредных последствий, но и создании угрозы их наступления.

Уголовная противоправность — это юридическое выражение и за­крепление общественной опасности и органически связана с ней.

Противоправность воинских преступлений так же специфична, как и общественная опасность, которую она отражает на законода­тельном уровне: она проявляется в совершении субъектом деяния, за­прещенного не только уголовным законом, что характерно для всяко­го преступления, но и с учетом бланкетности уголовно-правовых норм специальными воинскими законами и иными нормативными источниками (иерархически выстроенной по юридической силе системой актов военного законодательства). Всякое воинское преступле­ние нарушает те или иные правила несения военной службы (общие или специальные) независимо от способа конструирования диспозиции конкретного состава.

Следующий признак — виновность, она также органически связа­на с общественной опасностью и уголовной противоправностью. Военнослужащий осознает или должен осознавать, что, являясь субъектом воинского преступления, он совершает деяние, нарушающее порядок несения военной службы, что он причиняет либо создает угрозу причинения вреда боевой готовности войск.

Явно выраженную специфику имеет и признак уголовной наказуемости воинских преступлений. С учетом особенностей, обусловленных характером службы в воинских формированиях страны, все виды наказаний (ст. 44 УК) в зависимости от возможности их применения к военнослужащим систематизируются на три группы.

Первая группа мер может применяться ко всем военнослужащим на общих основаниях и исполняется без каких-либо изъятий и ограничений (это штраф, лишение свободы на определенный срок или пожизненно, смертная казнь).

Вторую группу образуют наказания хотя и причисляемые к числу общих, но имеющие специфику назначения и исполнения примени­тельно к осужденным военнослужащим. Действующее законодатель­ство говорит об особенностях применения ареста (ч. 3 ст. 54 УК), обя­зательных работ (ч. 4 ст. 49 УК), лишения права занимать определен­ные должности или заниматься определенной деятельностью в условиях возможного продолжения осужденными службы (ст. 47 УК), а также о неприменении ко всем категориям военнослужащих испра­вительных работ (ст. 50, 51 УК), возможности назначения ограниче­ния свободы только военнослужащим, проходящим службу по кон­тракту, особенностях применения такого вида наказания, как лише­ние воинского звания (ст. 48 УК).

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.