- исполнение письменных поручений следователя, указаний прокурора, определений суда о проведении оперативно-розыскных мероприятий,
- выполнение запросов соответствующих международных правоохранительных органов,
- информирование других органов, осуществляющих ОРД о противоправных фактах, относящихся к их компетенции, соблюдение правил конспирации в оперативно-розыскной деятельности,
- обеспечение безопасности своих сотрудников, членов их семей и близких от противоправных посягательств.
Поскольку оперативно-розыскная деятельность в ряде случаев сопряжена с нарушением некоторых нрав граждан, государство прямо предписывает использовать негласные методы исключительно для борьбы с преступностью
Вторжение оперативных работников в охраняемую законом сферу жизнедеятельности физических лиц обусловлено и оправдано лишь при условии совершения последними серьезных уголовных наказуемых правонарушений.
ОРД базируется на определенных исходных положениях /принципах/. В Законе «(Об оперативно-розыскной деятельности)» и ведомственных нормативных актах Федеральной службы налоговой полиции» определены следующие принципы:
а) соблюдение законности обеспечения правомерности, соответствия законом и по законным актам оперативно-розыскных действий и мероприятий, осуществляемых оперативными работниками, а так же выявление нарушений закона, установление нарушителей и обеспечение неотвратимости их ответственности,
1. Об оперативно – розыскной деятельности: федеральный Закон от 12 августа 1995г //Российская газета 1995г 18 августа. Ст.8.
б) уважение прав и свобод личности. ОРД проводится лишь в отношении лиц, подготавливающих, совершающих, либо совершивших тяжкие преступления. Но даже в отношении таких лиц ряд оперативно-розыскных действий, затрагивающих их конституционные права /контроле почтовых отправлений, обследование жилых помещений, прослушивание телефонных переговоров и др./, могут проводиться лишь по решению суда или с санкции прокурора, в) соблюдение конспирации предопределяется необходимостью сохранения в тайне от подозреваемых и совершении преступлений лиц планов и действий оперативного работника по их разоблачению, а так же предохранения от расправы со стороны преступников лиц, оказывающих содействие оперативным аппаратам и предотвращения необоснованной и преждевременной заподозренности того или иного лица, г) сочетание гласных и негласных начал. Несмотря на то, что оперативно-розыскные мероприятия, в основном, носят негласный характер, оперативные работники не могут обойтись и без гласных мероприятий и действий, что обусловливается следующими факторами:
- информация, полученная негласным путем, при ее использовании в уголовном процессе нуждается в «легализации»,
- в определенных ситуациях сбор интересующей оперативного работника информации целесообразно проводить гласным путем,
- одними негласными мероприятиями невозможно решить задачи оперативно- розыскной деятельности уголовного судопроизводства,
- при осуществлении оперативно-розыскной деятельности оперативные работники взаимодействуют с различными субъектами /не наделенными нравом ведения оперативно-розыскной деятельности работы/ органы следствия, государственные организации и общественные формирования/, которые по их поручению проводят в пределах своей компетенции гласные мероприятия, направленные на сбор информации, представляющей оперативный интерес. Таким образом, оперативный работник выбирает оптимальный вариант сочетаний гласных и негласных мероприятий.
Подконтрольность и подотчетность высшим органам законодательной и исполнительной власти РФ обусловливает обязанность органов налоговой полиции предоставлять соответствующим комитетам и комиссиям высших органов законодательной и исполнительной власти сведения о своей деятельности, в том числе и оперативно-розыскной, в объеме и пределах, установленных законом
В организационно-тактическом плане ОРД осуществляется в форме оперативной проверки, предусматривающей ведение соответствующих дел, в которых сосредотачиваются планы оперативно-розыскных мероприятий и результаты их проведения / в виде справок, актов, объяснений, заключений и других оперативно-служебных документов/.
Оперативная проверка осуществляется в два этапа:
- предварительная оперативная проверка,
- последующая оперативная проверка.
Предварительная оперативная проверка осуществляется в отношении лиц и фактов, представляющих оперативный интерес, когда имеющаяся оперативная первичная информация в целом носит ориентирующий характер и не позволяет прийти к обставленному выводу о подготовки, либо совершении лицом /группой лиц/ тяжкого преступления и указанные сведения нуждаются в углубленной проверке.
Предварительная оперативная проверка может заканчиваться при условии:
- возбуждении уголовного /цела /оперативная проверка может не прекращаться, если из материалов усматривается, что в действиях проверяемого имеются признаки состава преступления, но которым необходимо осуществление оперативно-розыскных мероприятий/,
- отказа в возбуждении уголовного дела,
- направление материалов по подследственности, подсудности, территориальности,
- направление материалов в соответствующие органы для принятия к проверяемому лицу мер административного, дисциплинарного либо иною воздействия,
- в случае смерти проверяемого лица,
- не подтверждения первичной информации.
В случае неполучения в процессе предварительной проверки материалов, являющихся основанием для проведения последующей оперативной проверки, последняя проводится в соответствии с законом.
Последующая оперативная проверка осуществляется в отношении лиц, обоснованно подозреваемых в совершении тяжких преступлений, если недостаточно поводов и оснований для возбуждения уголовною дела, либо при наличии проверенных фактов, указывающих на совершение тяжкого преступления, когда лицо, совершившее его, не установлено или скрылось с места происшествия. Помимо этого, последующая оперативная проверка может проводиться по материалам уже возбужденного уголовного дела в случае, если процессуальным путем раскрыть преступление невозможно либо крайне затруднительно.
Согласно Закона «0б оперативно-розыскной деятельности» основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются:
1 Наличие возбужденного уголовного дела,
2 Ставшие известными оперативным аппаратам сведения о подготавливаемом /совершаемом, совершенном/ преступлении, по которому обязательно проведение предварительного следствия, когда имеющиеся данные недостаточны для возбуждения уголовного дела, данных о лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда.
3. Поручения следователя, указания прокурора или определения суда по уголовным делам, находящимся в производстве.
4. Запросы других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
5. Запросы международных правоохранительных органов и правоохранительных органов иностранных государств, в соответствии с договорами /соглашениями/о правовой помощи
Оперативная проверка реализуется посредством проведения комплекса оперативно-розыскных мероприятии, в процессе которых используются предусмотренные законом «Об оперативно-розыскной деятельности» и ведомственным нормативным актом Федеральной службы налоговой полиции РФ оперативно-розыскные действия. Это:
1 Опрос граждан - представляет собой сбор информации в процессе непосредственной беседы оперативного работника с гражданином располагающим сведениями, представляющим оперативный интерес.
2. Наведение справок - собирание оперативным работником /или но его поручению другими лицами информации посредством изучения относящихся к делу документов и направления запросов в различные информационные системы.
3. Сбор образцов для сравнительного анализа - получение объектов - носителей информации для последующего изучения, описания и сравнения с ранее добытыми. 4. Контрольная закупка - разновидность сбора образцов для сравнительного исследования. 5. Исследование предметов и документов - способ получения информации о назначении предметов и их отождествление, содержании документов, лицах, исполнявших документы /изготовивших предметы/. 6. Отождествление личности - установление лиц, причастных к совершению налоговых преступлении. 7. Негласные оперативно-технические и оперативно-розыскные мероприятия. В их число входят: обследование помещении, здании, сооружении, участков местности и транспортных средств, исследование предметов и документов, прослушивание телефонных и иных переговоров, снятие информации с технических средств связи, контроль почтовых отправлений, опрос граждан с использованием специальных технических средств. Организация и тактика проведения указанных действий регламентированы специальными нормативными актами Федеральной службы налоговой полиции РФ и составляют государственную тайну. Проведение оперативно-розыскных мероприятий
обеспечивает: - получение первичной информации о признаках преступлений,
- установление источников доказательств;
- установление лиц совершивших /подготавливающих, совершающих/ налоговые преступления,
- решение частных задач оперативно-розыскной деятельности.
Сотрудниками оперативных аппаратов органов налоговой полиции к участию оперативно-розыскных мероприятии могут привлекаться различные лица, в том числе и на конфиденциальной основе.
Общим итогом проведения оперативно-розыскных действий является выполнение тех задач, которые стоят перед органами налоговой полиции - выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и правонарушении, коррупции в налоговых органах, обеспечение безопасности сотрудников налоговых органов при исполнении ими служебных обязанностей.
Основными количественными показателями, характеризующими результаты проводимых оперативно-розыскных действий являются количество проведенных проверок финансово-хозяйственной деятельности юридических и физических лиц, суммы доначисленных налогов, количество возбужденных уголовных дел и т.д.
Несмотря на короткий срок функционирования органов налоговой полиции и сравнительно небольшой состав оперативных сотрудников, оперативно- розыскная работа развивается и совершенствуется изо дня, вдень.
Динамика изменения количественных характеристик за 1993-1999 г.г. представлена следующими диаграммами и графиками: ГЛАВА III Действующая налоговая система сложилась в Российской Федерации в 1991- 1992 г.г. и уже не отвечает в полной мере требованиям современного периода. Полому в настоящее время проводится налоговая реформа и 31 июня 1998 г. утвержден президентом РФ с 01.01.99 г вступила в силу ч.1 Налогового кодекса РФ, которое явился важным шагом к экономической стабильности государства.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7