Рефераты. Аграрное право

Появляются новые объекты договорных связей. Примерами могут быть включение в хозяйственный оборот информации и различных объектов интеллектуальной и промышленной собственности, ценных бумаг, недвижимости (прежде всего — земельных участков).

Обновленное общегражданское и специальное законодательство, регулирующее договорные связи предприятий, и в частности предприятий аграрных, во все большей мере ориентировано на развитие диспозитивных начал и это также проявляется в усилении роли договора в регулировании хозяйственных связей сельскохозяйственных коммерческих организаций (предприятий). В частности, снижается практическая роль различных типовых форм и примерных договоров как нормативных актов и постепенно, на основе обобщения нового практического опыта, складываются современные, соответствующие условиям рыночной экономики общепринятые формы договоров.

Выявление основных тенденций развития правового регулирования договорных связей в аграрном секторе даст возможность сравнить эти тенденции с особенностями, характерными для систем договорных отношений в других отраслях хозяйства.

При сравнении системы договорных связей в аграрном секторе с аналогичными системами в других отраслях хозяйства можно заметить, что и в них в большей или меньшей степени проявляются те же тенденции. Это повышение роли договоров и, более того, выход их на центральное место среди форм правового опосредования экономического оборота, использование контрактов в новых сферах хозяйствования, перенесение основной нагрузки (хотя подчас и не без некоторых отступлений и колебаний) с административных на договорные методы правового регулирования.

Это свидетельствует о том, что в договорном праве в целом действуют единые тенденции, отражающие общую динамику всего коммерческого оборота. Экономика страны является в определенном смысле единым комплексом, все сферы которого, при своеобразии каждой из них, имеют в целом общие тенденции и закономерности развития.

Объективная общность хозяйственных связей в экономике составляет основу принципиальной общности систем договорных связей в каждой из отраслей.

Поэтому правильно понять и оценить содержание норм договорного права и практику их применения в каждой отрасли экономики можно не ограничиваясь узкоотраслевой спецификой сельского хозяйства или иной отрасли экономики, а лишь как части единой, хотя и чрезвычайно сложной системы договорных связей в едином экономическом комплексе страны.

Система договорных связей сельскохозяйственных коммерческих организаций (предприятий) может быть представлена как единство трех групп договоров. Это общегражданские договоры, которые широко используются во всех отраслях хозяйства (купля-продажа, поставка, аренда имущества, подряд на капитальное строительство и т.п.); договоры, специфические для сельскохозяйственного сектора экономики (производственно-техническое обслуживание сельскохозяйственных предприятий, аренда сельскохозяйственных земель, договоры на использование мелиорированных земель и т.д.); договоры, опосредующие внутрихозяйственные и трудовые отношения в сельскохозяйственных коммерческих организациях (предприятиях).

В условиях перехода агропромышленного комплекса, в том числе системы заготовки и реализации сельскохозяйственной продукции, на рыночные начала все более заметную роль играют новые, не применявшиеся прежде виды договоров, и в первую очередь фьючерсные сделки, заключаемые на продовольственных биржах. Эти договоры тесно связаны с деятельностью сельскохозяйственных коммерческих организаций (предприятий), хотя далеко не всегда последние являются их участниками.


Понятие и виды сельскохозяйственных коммерческих организаций (предприятий) в условиях рынка.

Закон РСФСР от 22 ноября 1990 г. "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", с последующими изменениями и дополнениями рассматривает крестьянское хозяйство в качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта с правами юридического лица, представленного отдельным гражданином, семьей или группой лиц, осуществляющих производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции на основе использования имущества и земельных участков, находящихся в их пользовании, в том числе в аренде, в пожизненном наследуемом владении или в собственности (п. 1 ст. 1).

Крестьянское хозяйство как субъект аграрных, гражданских, земельных, финансовых правоотношений и самостоятельная организационно-правовая форма аграрного предпринимательства характеризуется следующими признаками. Оно:

во-первых, представляет сумму трех компонентов: имущественный комплекс, земельный участок и граждан, объединившихся для сельскохозяйственной и связанной с ней иной деятельности;

во-вторых, выступает в качестве односубъектного формирования — самостоятельного хозяйствующего субъекта и носителя прав и обязанностей; в-третьих, субъект предпринимательской деятельности, поскольку в законе говорится о его правосубъектности, об осуществлении им определенных прав и обязанностей.

В деятельности крестьянского хозяйства преобладают не только хозяйственные задачи, связанные с сельскохозяйственной и связанной с ней иной деятельностью, но и коммерческие задачи, направленные на получение прибыли. Поэтому закон наделяет крестьянское (фермерское) хозяйство всем комплексом прав и обязанностей, необходимых для осуществления частной предпринимательской деятельности.

Формой предпринимательской деятельности крестьянина выступает семейное, индивидуальное предприятие, правосубъектность которого характеризуется совокупностью прав и обязанностей в различных областях сельскохозяйственной и связанной с ней иной деятельностью. Правда, Закон РСФСР от 25 декабря 1990 г. "О предприятиях и предпринимательской деятельности", утративший силу с 1 января 1995 г. в связи с принятием нового Гражданского кодекса Российской Федерации, не предусматривал такой формы предпринимательства, как крестьянское хозяйство. Не внес ясности в решение вопроса о правовом статусе крестьянского хозяйства и Гражданский кодекс, который предусматривает применение лишь таких организационно-правовых форм предпринимательства, как хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные предприятия, и не признает семейные и индивидуальные предприятия, если они не облечены в форму хозяйственного товарищества и общества, производственного кооператива. В связи с этим в последнее время широко распространилось мнение, будто крестьянское хозяйство занимает промежуточное положение между организационно-правовыми формами предпринимательства, известными ранее Закону РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности", а в настоящее время Гражданскому кодексу Российской Федерации, и физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность.

Если исходить из того, что крестьянское хозяйство представляет собой особую организационно-правовую форму предпринимательства, урегулированную самостоятельным законом, можно заключить, что к организации и деятельности крестьянских хозяйств не должны применяться нормы, содержащиеся в гл. ГУ "Юридические лица" Гражданского кодекса Российской Федерации. Ранее на основе этой исходной позиции необоснованно считалось, что на отношения, связанные с организацией и деятельностью крестьянских хозяйств, не распространяется Закон РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности". Существовала и другая точка зрения, согласно которой на крестьянское хозяйство, являющееся по экономическим и юридическим признакам индивидуальным или семейным предприятием, должны распространяться не только специальные нормативные акты, но и общие законы, регламентирующие предпринимательскую деятельность.

При всем, однако, различии обе указанные позиции объединяет тот общий момент, что они опираются на теорию физических и юридических лиц, и потому крайне важно приспособить эти институты гражданского права к потребностям аграрного предпринимательства и рынка. Вместе с тем необходимо обратить внимание на то, что понятие крестьянского хозяйства как особого хозяйствующего объекта, данное в п. 1 ст. 1 Закона РСФСР от 22 ноября 1990 г., является разновидностью общего понятия предприятия, сформулированного ранее в п. 1 ст. 4 Закона о предприятиях и предпринимательской деятельности.

В той мере, в какой крестьянское хозяйство выступает в качестве субъекта гражданского и аграрного права, т.е. действует в качестве частного сельскохозяйственного предприятия, ему присущи все признаки, характеризующие любое частное предприятие. Действующее законодательство не содержит существенных отличий в имущественном статусе крестьянского хозяйства и любого иного частного предприятия. В крестьянском хозяйстве правовой режим имущества подчиняется нормам об общей совместной собственности, хотя закон не исключает и иные варианты закрепления имущества за гражданами — субъектами права общей долевой собственности (п. 1 ст. 257 ГК РФ).

Частное предприятие как собственник отвечает по долгам предприятия в тех пределах, которые определены его уставом. По обязательствам крестьянского хозяйства несет, однако, ответственность не крестьянское хозяйство, а его члены. Ввиду того, что имущество крестьянского хозяйства признается общей собственностью членов крестьянского хозяйства, юридическая конструкция ст. 24 Закона РСФСР от 22 ноября 1990 г., в которой говорится о полной имущественной ответственности крестьянского хозяйства, является фикцией.

Особая природа крестьянского хозяйства выражается также в наделении его правами юридического лица. Такая искусственная юридическая конструкция, закрепленная п. 1 ст. 1 Закона РСФСР от 22 ноября 1990 г., породила массу недоразумений и казусов о степени имущественной ответственности крестьянского хозяйства по сделкам и правонарушениям отдельных членов крестьянского хозяйства и подверглась обоснованной критике в юридической литературе. Одновременно она повлекла за собой ряд неблагоприятных последствий в области налогообложения крестьянского хозяйства и его членов. В современных условиях в теории гражданского права и на практике свойство юридического лица за крестьянским хозяйством отрицается. Это нашло отражение и в Гражданском кодексе Российской Федерации, и в проекте нового Закона Российской Федерации "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", которые не признают за такими хозяйствами статуса юридического лица.

Совпадение базовых норм ныне отмененного Закона о предприятиях и предпринимательской деятельности (п. 1 ст. 4) и Закона РСФСР от 22 ноября 1990 г. (пп. 1 и 2 ст. 1) обнаруживалось и в решений главного вопроса — об основных правах и обязанностях частного предприятия и крестьянского хозяйства как самостоятельного хозяйствующего субъекта, осуществляющего в качестве самостоятельного товаропроизводителя сельскохозяйственную и связанную с ней иную деятельность.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.