В процессе осуществления надзора прокурор имеет право:
·проверять выполнение требований закона по приему, регистрации и решении заявлений и донесений о совершенных либо готовящихся преступлениях.
·требовать от поднадзорных органов для проверки уголовные дела, документы, материалы и другие сведения о преступлениях, о ходе оперативно-розыскной деятельности, дознания и предварительного следствия.
·рассматривать и решать жалобы на действия и решения лиц, проводящих дознание и предварительное следствие.
·отменять незаконные и необоснованные решения следователей и лиц, которые проводят дознание, а также несоответствующие закону указания и решения глав следственных подразделений и органов дознания.
·увеличивать и устанавливать срок расследования и содержания под стражей в качестве меры пресечения в случаях и порядке, установленных законом.
·возвращать уголовные дела на дополнительное расследование.
·лично участвовать в проведении дознания и предварительного следствия, а также проводить отдельные следственные мероприятия или следствие в полном объеме по любому делу или поручать это подчиненному прокурорскому работнику.
·забирать от органов дознания и передавать следственному подразделению любое уголовное дело, а также забирать дело у одного следователя и поручать начальнику следственного отдела передать его другому следователю с целью более полного и объективного расследования.
·возбуждать уголовные дела и передавать их по подследственности, приостанавливать или закрывать дела, подтверждать обвинительные заключения, направлять уголовные дела в суд.
·при необходимости требовать от начальников органов внутренних дел, государственной безопасности, следственных аппаратов и органов дознания проведения проверок в подчиненных им органах в целях устранения нарушений закона.
Указания Генерального прокурора РБ по вопросам следствия и дознания, которые не требуют законодательного регулирования, являются обязательными для исполнения.
Другие права и обязанности прокурора при осуществлении надзора по данной отрасли могут регулироваться не только Законом о прокуратуре, но и другими законодательными актами Республики Беларусь.
Предметом следующей отрасли надзора—надзора за соответствием закону судебных решений—является законность и обоснованность решений, приговоров и других индивидуально-правовых актов по гражданским, уголовным делам и делам об административных правонарушениях.
При осуществлении надзора за соответствием закону судебных решений, прокурор имеет право (а в случаях, предусмотренных законом—обязан):
·участвовать в заседаниях суда, в судебном разбирательстве по первой инстанции, в кассационном и надзорном порядке, давать заключение по гражданским делам.
·в случаях и в порядке, предусмотренных законом, приносить частные, кассационные и надзорные протесты по решениям, приговорам и другим актам суда (судьи).
·направлять в суд представления о пересмотре решений и других актов по гражданским делам, а также заключения о возобновлении уголовных дел по вновь открывшимся обстоятельствам.
·в пределах своей компетенции потребовать из суда любое дело (группу дел), по которой решение приговор или другой акт вступили в законную силу, и вносить протест в порядке надзора или же, если это выходит за рамки его компетенции, обращаться к вышестоящему прокурору с просьбой о внесении протеста.
·отозвать внесенный им протест на акт суда (судьи) до начала рассмотрения протеста судом (судьей).
В пределах своей компетенции прокурор участвует в рассмотрении судом первой инстанции гражданских и уголовных дел, дел об административных правонарушениях в случаях, когда это предусмотрено законом или признано необходимым самим прокурором. Объем и пределы полномочий при этом регулируются процессуальным законодательством.
В суде прокурор поддерживает государственное обвинение. При этом он руководствуется указаниями закона и своими внутренними убеждениями, основанными на всестороннем рассмотрении обстоятельств дела. Лицо, проводившее расследование, не может участвовать в процессе в качестве обвинителя.
Прокурору или его заместителю (в том числе и тому, который непосредственно участвовал в процессе) принадлежит право принесения в вышестоящий суд протеста на акты суда, не вступившие в законную силу. Что же касается актов, вступивших в законную силу, то право на их опротестование, согласно ст. 31 Закона о прокуратуре, принадлежит:
·Генеральному прокурору и его заместителям—на акт любого суда за исключением постановлений Пленума Верховного Суда РБ и Пленума Высшего хозяйственного Суда РБ.
·Прокурорам областей, г. Минска и приравненным к ним—на акты районных (городских) судов, на решение судебной коллегии соответствующего областного (Минского городского) суда, которая рассматривала дело в кассационном порядке; на акт хозяйственного суда, кроме ВХС РБ.
·Протест на постановление судьи по делу об административном правонарушении может вынести прокурор района (города), межрайонный и приравненный к ним прокурор, вышестоящий прокурор или его заместитель
Генеральным прокурором может быть внесено на рассмотрение Пленума Верховного Суда РБ или Пленума Высшего Хозяйственного Суда РБ представление о даче ими судам в пределах своей компетенции разъяснений по вопросам применения законов при рассмотрении вопроса.
Последней отраслью прокурорского надзора является надзор за исполнением законов в местах содержания заключенных, предварительного заключения, при исполнении наказания и других мер принудительного характера, назначаемых судом.
Предметом этой отрасли надзора в Законе о прокуратуре называется законность в местах содержания заключенных, предварительного заключения, исправительно-трудовых и других учреждениях, которые исполняют наказания и другие меры принудительного характера, назначаемые судом, соблюдение установленного законодательством порядка и условий содержания или отбывания наказания лицами в вышеуказанных учреждениях, их прав и выполнение ими своих обязанностей, а также законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы.
При осуществлении надзора в этой отрасли, прокурор может в любое время посетить указанные места, ознакомиться с документами, на основании которых лица подвергнуты наказанию, своим постановлением освободить тех, кто незаконно содержится в местах лишения свободы или в других подобных учреждениях. Также он проверяет соответствие законодательству ведомственных актов вышеуказанных учреждений, опротестовывает их в случае необходимости и следит за соблюдением прав лиц, подвергнутых задержанию, административному аресту, предварительному взятию под стражу, осужденных к лишению свободы и лиц, подвергнутых иным мерам наказания или мерам принудительного характера.
Заключение
Обеспечение граждан квалифицированной юридической помощью в наши дни считается важным конституционным положением. Ему посвящены ст. 48 Конституции РФ и немало других законодательных предписаний, в первую очередь тех, которые призваны гарантировать рассмотренное выше право подозреваемого, обвиняемого и подсудимого на защиту по уголовным делам.
Внимание законодателя к тому, чтобы гражданам предоставлялась квалифицированная юридическая помощь, объясняется прежде всего широким признанием сравнительно простого исходного положения: реализация прав и свобод человека и гражданина возможна в полной мере, когда они отстаиваются со знанием дела, квалифицированно.
Такую реализацию может осуществлять далеко не всякий. Для нее требуется не только умение читать законодательство, но и умение понимать его, а также навыки по быстрому отысканию того акта, который нужен для решения возникшего вопроса, опыт ведения дел в правоохранительных органах и многое другое. Другими словами, чтобы обеспечить эффективную помощь, нужен специалист. Именно это имеет в виду упомянутое конституционное положение. «Каждому, — говорится в ч. 1 ст. 48 Конституции РФ, — гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно».
По своему содержанию юридическая помощь охватывает широкий круг действий: помощь в поиске нужного нормативного акта, разъяснение его содержания, содействие в составлении заявления или ходатайства, другого документа, подборе аргументов, определении органа, который наиболее эффективно может разрешить возникшую проблему, осуществлении представительства в суде или ином органе, ведении защиты по уголовному делу или отстаивании законных интересов гражданина, привлекаемого к административной ответственности, и т. д.
Как показывает многолетний опыт, такого рода деятельность в состоянии наиболее результативно осуществлять специально создаваемое учреждение — адвокатура.
Адвокатура дает консультации по юридическим вопросам по действующему законодательству; осуществляет представительства в судах и других государственных органах по гражданским и административным делам; составляет заявления, жалобы и другие документы правового характера.
Обязательно участие адвокатов при производстве дознания и предварительного следствия, в суде по уголовным делам в качестве защитников подозреваемых, обвиняемых и подсудимых, представителей потерпевших, гражданских истцов, гражданских ответчиков.
Адвокатура оказывает правовую помощь трудовым коллективам и другим органам, ведущим борьбу с правонарушениями; участует в правовой пропаганде и разъяснении законодательства населению.
Прокурорский надзор—один из важнейших методов охранения законности. От его успешного проведения во многом зависит процесс построения правового государства в республике, поскольку законность—неотъемлемый, если не основной его атрибут. Это отраслью государственной деятельности занимается прокуратура—единая централизованная система органов. Ее деятельность регулируется Конституцией и Законом РБ «О прокуратуре». В прокурорском надзоре выделяют четыре отрасли: общий надзор, надзор за соблюдением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, надзор за соответствием закону судебных решений и надзор за выполнением законов в местах содержания заключенных, предварительного заключения, при исполнении наказания и других мер принудительного воздействия государства.
Возможность опротестования прокурором незаконных актов поднадзорных органов является гарантией соблюдения законности и правопорядка в обществе. Таким образом, прокуратуре принадлежит одно из важнейших мест в системе правоохранительных органов, и должность прокурора является почетной и трудной работой, привлекательной для всякого юриста.
Нормативные акты
1.Конституция Российской Федерации. - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА*М, 1998.
2.Федеральный закон “О прокуратуре Российской Федерации” от 17.01.1992 №2202-1 (в редакции Федерального закона от 17.11.1995 №168-ФЗ) с последующими изменениями и дополнениями // #G0Российская газета N 39, 18.02.92, #G0N 30, 17.02.99, #G0N 233, 24.11.99, #G0N 1-3, 05.01.2000.
3.Федеральный конституционный закон#S от 31.12.96 N 1-ФКЗ “ #G0О судебной системе Российской Федерации ”// #G0Российская газета N 3, 06.01.97.
4.Федеральный закон РФ “#G0Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (с изменениями на 29 июля 2000 года)”// #G0Российская газета, N 206, 19.10.99; #G0N 147, 01.08.2000.
Список литературы
1.Адвокат в уголовном процессе / Под ред. П.А. Лупинской. – М., 1997.
2.Арбитражный процесс / Под ред. М. Треушникова. – М., 1994.
3.Басков В. И. Курс прокурорского надзора. Учебник для студентов юридических вузов и факультетов с приложением нормативных актов. - М.: Издательство ЗЕРЦАЛО, 1998.
4.Беркович Е. Ф. Прокурорский надзор за исполнением законов. – М.: Экспертное бюро-М, 1998.
5.Витрук Н. В. Законность: понятие, защита и обеспечение. Общая теория права. Курс лекций. - Нижний Новгород, 1993.
6.Вязов В. Адвокатура вчера и завтра. // "Юридический вестник", N 9, 1994.
7.Гражданский процесс Российской Федерации / Под ред. М.С. Шакаряна. – М., 1996.
8.Гражданский процесс. / Под ред. Ю.К. Осипова, - М.: Издательство БЕК, 1996.
9.Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы. - М., 1996.
10.Казимирчук В. П., Кудрявцев В. Н. Современная социология права: Учебник для вузов. – М.: Юристъ, 1995.
11.Лубшев Ю.Ф. Адвокат в уголовном деле. – М., 1997.
12.Правоохранительные органы Российской Федерации / Под ред. В.П. Божьева. – М., 1997.
13.Проблемвы российской адвокатуры: Сб. статей. – М., 1997.
14.Прокурорский надзор в Российской Федерации. / Под ред. В. И. Рохлина. – СПб.: Санкт-Петербургский институт экспертов, 2000.
15.Прокурорский надзор. Курс лекций и практикум. /Под ред. проф. Ю.Е. Винокурова. М.: “Экзамен”, 2000.
16. Российский прокурорский надзор. / Под ред. А.Я. Сухарева.– М.: Норма, 2001.
17.Семенов В.М. Правоохранительные органы в СССР. М, ЮЛ, 1990.
18.Стецовский Ю.И. Если человек обвинен в преступлении. - М., 1988
19.Теория государства и права. / Сост. М. М. Рассолов, А. Б. Венгеров, В. Е. Чиркин и др. – М.: Закон и право, ЮНИТИ, 2000.
20.Теория государства и права: Учебник для вузов / Сост. С. С. Алексеев, С. И. Архипов, В. Н. Корельский и др. – 2-е изд., изм. и доп. – М.: НОРМА-Инфра - М, 2000.
21.Уголовный процесс / Под ред. П.А. Лупинской. – М., 1995.
22.Хаски Ю. Российская адвокатура и советское государство. М, 1993.
23.Чувилев А.А., Чувилев Ан. А. Правоохранительные органы. Учебное пособие. - М., 2000.
Приложение
Структура Генеральной прокуратуры РФ
Система органов прокуратуры РФ
[1] Хаски Ю. Российская адвокатура и советское государство. М, 1993, с.8.
[2] Хаски Ю. Российская адвокатура и советское государство. М, 1993, с.17
[3] Хаски Ю. Российская адвокатура и советское государство. М, 1993, с. 49
[4] Хаски Ю. Российская адвокатура и советское государство. М, 1993, с.57.
[5] Басков В. И. Курс прокурорского надзора, М., 1998 г., с. 9-14
[6] Басков В. И. Курс прокурорского надзора, М., 1998 г., с.44.
[7] Прокурорский надзор в Российской Федерации. / Под ред. В. И. Рохлина. – СПб., 2000., с.36.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7