Рефераты. Адвокатура и прокуратура РФ

Кроме членов коллегии защитников правом осуществлять защиту на суде обладали близкие родственники обвиняемого и потерпевшего, представители предприятий, учреждений и ВЦСПС.

После принятия Конституции СССР в 1936 г. было разрабо­тано новое Положение об адвокатуре, утвержденное СНК СССР 16 августа 1939 г. В соответствии с этим Положением коллегии адвокатов создавались в пределах края, области, автономной и союзной республики. Лишь в тех республиках, где не было кра­евого (областного) деления, они организовывались в пределах союзной республики.

Членами коллегии адвокатов могли быть лица: имеющие высшее юридическое образование; окончившие юридические школы при наличии стажа практической работы в судебных, прокурорских и иных органах юстиции не менее одного года; не имеющие юридического образования, но проработавшие не ме­нее трех лет в тех же должностях. Лица, окончившие юридические школы, но не имеющие стажа практической работы в судебных, прокурорских и иных органах юстиции, принима­лись коллегии адвокатов в качестве стажеров. Органами управ­ления коллегии являлись: общее собрание адвокатов, президи­ум областной, краевой и республиканской коллегии адвокатов и ревизионная комиссия. Всю работу адвокаты вели в юриди­ческих консультациях. Общее руководство коллегиями адвока­тов возлагалось на союзно-республиканский Наркомат юсти­ции СССР и его местные органы, которые были наделены весь­ма широкими полномочиями, позволявшими им беспрепятствен­но вмешиваться в дела коллегий и командовать ими.

Общепризнанно, что эффективность деятельности адвокатов, особенно по уголовным делам, в 30—40 гг. была снижена по ряду причин. К ним следует отнести негативное отношение к участию адвокатов в уголовном судопроизводстве судебных ра­ботников, руководителей наркомата юстиции и других право­охранительных органов. Огромную негативную роль сыграли постановления ЦИК СССР от 1 декабря 1934 г. и от 14 сентября 1937 г., установившие особый порядок судопроизводства по де­лам о террористических организациях и террористических ак­тах, контрреволюционном вредительстве и диверсиях. Рассмот­рение этих дел в суде велось упрощенно, в частности без учас­тия обвинения и защиты.

Основы законодательства о судоустройстве 1958 г. установи­ли, что коллегии адвокатов действуют в целях осуществления защиты на суде, а также оказания иной юридической помощи гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям. Кол­легии адвокатов являются добровольными объединениями лиц, занимающихся адвокатской деятельностью, и действуют на основании Положения, утвержденного Верховным Советом со­юзной республики.

Во исполнение указанного акта все союзные республики при­няли свои положения об адвокатуре. В РСФСР такое Положе­ние было утверждено Верховным Советом РСФСР 25 июня 1962г.

В 1977 г. впервые в истории советской адвокатуры ее право­вое положение было закреплено в Конституции СССР (ст. 161). В 1979 г. был принят Закон «Об адвокатуре в СССР». Этим Законом регулировались вопросы организации и деятельности адвокатуры в общесоюзном масштабе. В пределах каждой со­юзной республики действовало свое положение об адвокатуре (в РСФСР Положение утверждено 20 ноября 1980 г.).


2. Адвокатура и ее задачи

Под адвокатурой принято понимать организованное особым образом объединение юристов-профессионалов, главной фун­кцией которого является оказание квалифицированной юриди­ческой помощи всем, кто в ней нуждается. В наши дни перед.. ней официально поставлены задачи содействия охране прав и законных интересов всех физических и юридических лиц, осу­ществлению правосудия, соблюдению и укреплению законнос­ти, воспитанию граждан в духе точного и неуклонного исполне­ния законов, уважения к правам, свободам, чести и достоинст­ву других лиц.

Осуществлению этих задач подчинены основные направле­ния деятельности адвокатуры:

дача консультаций и разъяснений по юридическим вопро­сам, устных и письменных справок по действующему законо­дательству;

осуществление представительства в судах и других государ­ственных органах по гражданским и административным делам;

составление заявлений, жалоб и других документов право­вого характера;

участие адвокатов при производстве дознания и предвари­тельного следствия, в суде по уголовным делам в качестве за­щитников подозреваемых, обвиняемых и подсудимых, предста­вителей потерпевших, гражданских истцов, гражданских от­ветчиков;

оказание правовой помощи трудовым коллективам и другим органам, ведущим борьбу с правонарушениями;

участие в правовой пропаганде и разъяснении законодатель­ства населению.

Консультирование по вопросам применения законодательст­ва является важным участком работы адвокатов. Она чаще всего заключается в разъяснении действующего гражданского, се­мейного, трудового, административного и уголовного законода­тельства. Большое место в этой работе занимают советы по судебным делам.

Другой участок деятельности адвокатов — юридическое обслуживание предприятий, учреждений, организаций, не имеющих юрисконсультов. Оно осуществляется на основании дого­воров с юридическими консультациями, в которых предусмат­риваются обязанности сторон. Адвокат, обслуживающий пред­приятия, учреждения, все виды коммерческих структур, фер­мерских хозяйств и т. д., проверяет законность издаваемых ими приказов и других их решений, участвует в договорных кампа­ниях (оформляет преддоговорные документы и договоры), ве­дет претензионную работу и дела в судах, дает консультации по правовым вопросам административно-управленческому пер­соналу, рабочим и служащим и т. д.

Участие адвоката в уголовном судопроизводстве — важная форма адвокатской деятельности. Общество заинтересовано в том, чтобы ни один гражданин не был привлечен к уголовной ответственности и осужден без достаточных оснований. Закон, как отмечалось выше, предусматривает обеспечение подозре­ваемым и обвиняемым в совершении преступлений, подсуди­мым права на защиту. И оно в значительной мере реализуется адвокатами, которым для этого предоставлены достаточно ши­рокие возможности. В частности, уголовно-процессуальное за­конодательство предусматривает широкий круг прав, предо­ставляемых адвокату-защитнику как при судебном рассмотрении (в стадиях судебного разбирательства и последующей про­верки законности и обоснованности вынесенных по конкретно­му делу приговоров), так и на предварительном следствии или при производстве дознания.

Права такого рода постоянно совершенствуются. Например, в мае 1992 г. в УПК были внесены существенные поправки, в соответствии с которыми адвокаты-защитники стали допускать­ся к участию в деле с момента задержания подозреваемого, заключения под стражу или предъявления обвинения. При этом они могут знакомиться с протоколом задержания или поста­новлением об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу (ареста), иметь свидания с подзащитным без огра­ничения их числа и продолжительности, участвовать в его до­просах и т.д. Тогда же в УПК были включены положения о праве защитника приносить жалобы на неправомерность арес­та лица, которое он защищает, или продления срока такого ареста.

Во многих случаях, определенных в УПК, привлекаемое к уголовной ответственности лицо обязательно должно иметь защитника. Если этот гражданин или его родственники почему-либо не проявляют инициативу по приглашению адвоката, то он должен быть назначен по предложению следователя, проку­рора либо судьи. Такой адвокат пользуется теми же правами, что и адвокат, приглашенный обвиняемым или его родственни­ками. Его труд должен полностью оплачиваться за счет средств государственного бюджета.

Адвокат, участвующий в рассмотрении уголовных дел, обя­зан использовать все указанные в законе средства и способы защиты в целях выяснения обстоятельств, оправдывающих об­виняемого или смягчающих его ответственность, и оказывать обвиняемому необходимую юридическую помощь.

При рассмотрении уголовного дела адвокат может участво­вать в деле в качестве не только защитника обвиняемого, но и представителя интересов потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика.

Адвокат принимает также участие в разбирательстве граж­данских дел в качестве представителя истца, ответчика и треть­их лиц.


3. Организация коллегии адвокатов

Согласно Положению об адвокатуре в РСФСР коллегий адво­катов — это добровольные объединения лиц, занимающихся адвокатской деятельностью. Они образуются на основе добро­вольности по заявлению группы учредителей, состоящей из лиц, имеющих высшее юридическое образование, или по инициати­ве соответствующего исполнительного и распорядительного органа. Предложение об образовании коллегии адвокатов на­правляется в Министерство юстиции РФ, которое при согласии с предложением представляет его в Совет Министров (Прави­тельство) республики, в исполнительные органы края, области, города для утверждения и -регистрации.

Принцип добровольности организации адвокатуры неразрыв­но связывается с коллективной формой ее деятельности. Поэ­тому не случайно коллегия адвокатов определяется как объ­единение, поскольку считалось и считается в наши дни, что исторически выработанная коллективная форма деятельности адвокатов наиболее удобна и демократична.

В Российской Федерации объединения адвокатов строятся по территориальному принципу. В республиках образуются рес­публиканские коллегии адвокатов, в краях и областях — крае­вые и областные коллегии адвокатов, а в случаях, предусмот­ренных Положением об адвокатуре РСФСР, — городские кол­легии адвокатов (в наши дни они созданы в Москве и Санкт-Петербурге).

Коллегии адвокатов — это не просто добровольные объеди­нения граждан Российской Федерации, а объединения лиц, за­нимающихся адвокатской деятельностью. Последнее указание обусловлено тем, что адвокатскую деятельность может осущес­твлять не каждый человек", а лишь специалист, имеющий юри­дическое образование и соответствующий опыт работы.

Реальным проявлением демократизма построения коллегий адвокатов является самоуправление. Его сущность состоит в том, что адвокаты вправе самостоятельно решать все повсе­дневные вопросы, относящиеся к организации и деятельности коллегий. Это выражается в наличии таких органов управле­ния, как общие собрания (конференции) членов коллегии адво­катов, президиумы и ревизионные комиссии.

С самоуправлением коллегий адвокатов тесно связана' неза­висимость адвокатуры от суда, прокуратуры, органов дозна­ния, т. е. тех органов, с которыми адвокаты сталкиваются при осуществлении профессиональной функции — защиты обви­няемых или оказания иной юридической помощи гражданам, государственным предприятиям, учреждениям, организациям. Независимость адвокатуры обеспечивается самоуправлением, не допускающим вмешательства суда, прокуратуры,, органов дознания во внутренние дела коллегий адвокатов; организа­цией коллегий адвокатов по территориальному принципу, а не при судах; недопущением возложения на суд и прокуратуру функций государственного руководства адвокатурой.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.