Рефераты. Влияние алкоголя на организм подростка

возможности собственной алкоголизации и ее динамику. Они являются первым и

наиболее важным звеном в развитии алкоголизации у подростков, основой

"социальной толерантности" к пьянству.

Анализ результатов исследований алкоголизации молодежи показывает, что

уровень потребления спиртного выше в. среде подростков, состоящих на учете

в милиции, имеющих аномалии характера, и детей из семей алкоголиков. Факт

знакомства детей со спиртными напитками, конечно, не может быть критерием

оценки степени алкоголизации. Гораздо продуктивнее оценивать стиль

алкоголизации – совокупность алкогольных установок индивида, определяющих

соответствующую форму потребления спиртного и опьянения. Задачей дальнейших

социально-психологических исследований будет разработка системы методов

вероятностного прогнозирования алкоголизации для тех или иных типов

подростков группы риска.

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РАСПРОСТРАНЕННОСТИ И ХАРАКТЕРА РАННЕЙ АЛКОГОЛИЗАЦИИ

Алкоголизация подрастающего поколения большинством исследователей

рассматривается как существенный индикатор неблагополучия микросоциальной

среды. Этим и определяется постоянный интерес к изучению проблемы

распространенности и характера ранней алкоголизации.

К ранней алкоголизации относится знакомство с опьяняющими дозами

алкоголя в возрасте до 16 лет. О раннем (подростковом) алкоголизме следует

говорить при появлении его первых признаков в возрасте до 18 лет. При

анализе алкоголизации несовершеннолетних мы исходили из важного в

методологическом плане положения о том, что употребление спиртных напитков

подростками необходимо рассматривать как одну из форм нарушения поведения

(Личко, 1977). Это требует более широкого и глубокого подхода к

рассматриваемой проблеме, не ограничивающегося рамками социальной и

клинической наркологии.

В таблице 1 приводится качественный состав спиртных напитков,

употребляемых молодежью. Как видно из таблицы, мальчики чаще девочек

употребляют основные виды спиртных напитков, причем с возрастанием их

крепости эта разница становится существенной. Среди городских школьников

распространено потребление преимущественно слабых алкогольных напитков –

пива, вина, учащиеся же сельских школ более знакомы со вкусами крепких

спиртных напитков. В 20-30-е гг. можно было встретить достаточно широкое

употребление школьниками самогона: в 1,0 – 32,0%, у мальчиков и 0,9 – 12% у

девочек. С возрастом увеличивалась частота употребления водки.

Практически во всех социально-гигиенических и клинико-социальных

исследованиях алкоголизации молодежи использовался метод опроса в различных

модификациях – от заочной анкеты до интервью по телефону и клинического

интервью.

Наиболее трудносопоставимы между собой данные о распространенности и

частоте употребления алкогольных напитков среди молодежи, так как авторы не

только различных стран, но даже одной и той же страны в один и тот же

исторический период использовали качественно отличные друг от друга методы

выявления употребляющих и не употребляющих алкоголь, различные

классификации по возрасту и т. д.

Таблица 1

Преимущественно употребляемые подростками и юношами спиртные напитки (в

процентах)

|№ |Авторы |Год, страна |Контингент |Спиртные напитки |

| | | | |водка |вино |пиво |другие напитки|

|1 |2 |3 |4 |5 |6 |7 |8 |

|1 |R. Frohlich |1901, Австрия |учащиеся низших |49,2 М; 41 Ж |82 М; 81 Ж |92 M; 91 Ж | |

| | | |школ 6-14 лет | | | | |

|2 |Д. Н. Бородин |1910, Россия |ученики земских |водка и вино |61,1Ж |85 M; 55 Ж | |

| | | |уч-щ 9-13 лет |77,8 М | | | |

|3 |А. М. Коровин |1910, Россия |сельские |30 М; 21,3 Ж |9 М; 25,3 Ж |22 М; 32 Ж |наливки и |

| | | |школьники 8-13 | | | |коньяки 0,1 М;|

| | | |лет | | | |0,8 Ж |

|4 |Д. П. Никольский|1910, Россия |студенты 20-25 |30,0 |33,1 |34,2 |коньяк – 2,7 |

| | | |лет | | | | |

|5 |П. А. Розанов |1912, Россия |учащиеся |26,2 М; 6,3 Ж |59 М; 29 Ж |41 M; 11 Ж | |

| | | |начальных уч-щ | | | | |

| | | |7-13 лет | | | | |

|6 |О. Рюле |1923, Германия |«пролетарские |25,0 |53,0 |70,0 | |

| | | |дети» | | | | |

|7 |Э. И. Дейчман |1927, СССР |школьники 8-11 |62 М; 31 Ж |79 М; 71 Ж |83 М; 66 Ж |самогон |

| | | |лет | | | |32 М; 12 Ж |

Продолжение таблицы 1

|8 |Т. М. Богомолова|1928, СССР |школьники 6-16 |20,0 М; 5,8 Ж |66 М; 63 Ж |68 M; 47 Ж |самогон |

| | | |лет | | | |5,З М; 0,9 Ж |

|9 |Б. С. Сигал |1928, СССР |учащиеся ФЗУ |39 М 10,3 Ж |57,9 |63,6 |самогон –18,5 |

| | | |16-18 лет | | | | |

| | | |школьники 11-14 | | | | |

| | | |лет | | | | |

|10 |А. И. Исхакова |1929, СССР |школьники 10-17 |2,0 |55,6 |43,7 |самогон – 1,0 |

| | | |лет | | | |брага – 0,5 |

|11 |Д. Ф. Зайдель |1930, СССР |учащиеся ФЗУ |17,8 |15,2 |32,0 | |

| | | |14—19 лет | | | | |

|12 |Михайлов |1930, СССР |учащиеся ФЗУ |27,8 |8,2 |50,7 |самогон – 11,4|

| | | |10—18 лет | | | | |

|13 |П. И. Сидоров, |1983, СССР |143 «трудных» | |39,4 |43,4 | |

| |С. Н. Зинатулин | |подростка из | | | | |

| | | |сельских районов| | | | |

|14 |R. L. Капе, Е. |1972, США |школьники 12—20 |16,0 |34,0 |50,0 | |

| |Patterson | |лет | | | | |

|15 |К. Ostrowska |1981, Польша |2991 учащийся 20|13,5 |57,3 |21,4 | |

| | | |школ Варшавы | | | | |

По возрастным группам в литературе можно встретить данные об

употреблении алкоголя детьми от первых месяцев жизни (Brunon, 1899) до

молодых людей 20-25 лет (Никольский, 1910).

Критерием начала алкоголизации служила различная глубина опьянения.

Так, М. Плотников (1890) учитывал тех, которые "пробовали и бывали пьяны",

А.М. Коровин (1910) - "напивавшихся", Б.С. Сигал (1928) - "напивавшихся

допьяна", Е.С. Скворцова (1978) – "знакомых со вкусом алкоголя" и т. д.

Вследствие такого разнопланового подхода к оценке частоты и

распространенности алкоголизации подростков сильно затруднено обобщение

данных. Можно, однако, констатировать более раннюю и широкую алкоголизацию

детей в. XIX в., что во многом являлось следствием менее критичного

отношения к ней взрослых. За последние сто лет изменяется стиль и язык

исследований – от преимущественно публицистической драматизации вопросов

детского пьянства к попыткам глубокого научного анализа. В работах

последних десятилетий все строже систематизируются получаемые показатели,

растет репрезентативность выборок, формируется сравнительный подход к

оценке алкоголизации различных возрастных групп.

О росте употребления алкогольных напитков подростками и молодежью в

последние десятилетия красноречиво свидетельствуют многолетние панельные и

сравнительные исследования, проведенные в США, Канаде, ФРГ и других

странах. Например, данные панельного исследования в штате Калифорния (США)

за 7 лет показали значительное увеличение употребления алкоголя учащимися

(В1ас1с1ог 1974). Процент учеников, употреблявших алкоголь в течение

последнего года, составил еле дующий динамический ряд: 1968 – 65%, 1969 –

73, 1970 – 74, 1971 – 77, 1972 – 81, 1973 – 85, 1974 – 86%.

С 1967 по 1974 г. Shuder (1976) провел опрос 1004 подростков

относительно потребления ими алкоголя. Среди подростков 16-18 лет,

происходящих из семей, где старшие потребляли алкоголь, 94% регулярно пили

алкогольные напитки, остальные 6% имели к нему отчетливую склонность;

соответствующие данные для девушек были 68 и 32%. Важным отрицательным

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.