иных подходов к процессу регулирования фармацевтической деятельности и
управления фармацевтическими организациями.
Каждый рынок, в т.ч. и рынок фармацевтических услуг, имеет свои
специфические особенности. Однако общим для всех рынков являются такие
составляющие, как спрос, предложение, рыночная цена, конкуренция.
Недостаточность бюджетных средств побуждает медицинские и фарморганизации
добывать себе ресурсы на рыночных началах. С развитием рынка
фармацевтических услуг усиливается конкуренция между государственными и
негосударственными аптечными организациями, между альтернативными
“платными” и “бесплатными” фармацевтическими услугами.
Согласно исследованиям известного английского ученого, признанного
авторитета в области конкуренции М. Порберга, состояние конкурентной борьбы
на рынке характеризуется пятью конкурентными силами. Эти силы определяют
условия, в которых функционирует каждый конкретный рынок и составляющие его
элементы. Применительно к рынку фармацевтических услуг центральный рынок
(ринг “конкурентной арены”) является активным местом и представляет собой
соперничество, маневрирование аптечных организаций, представляющих одни и
те же услуги.
Для объективной и точной оценки степени конкурентоспособности
фармацевтических услуг, выявления направленности и динамики возможных
изменений различных факторов целесообразно использовать экспертно-
параметрический метод. Процесс определения степени конкурентоспособности
фармацевтических услуг включает три этапа. Это территориально-отраслевой
анализ рынка и его требований, отбор параметров, их распределение и
мониторинг, расчет интегрального показателя конкурентоспособности и
обратная связь с первым этапом.
Рассматривая фармацевтический комплекс как сеть равноправных
отношений, основанных на купле-продаже продукции и услуг, отношениях
собственности, равновесии интересов продавца и покупателя, следует
отметить, что миссия фармацевтического комплекса определяет его
целесообразность на рынке, перечень предоставляемых услуг населению, ЛПУ,
условия для работников комплекса.
В этих условиях основополагающей является формулировка целей
деятельности фармацевтического комплекса. Эти цели удобнее рассматривать на
двух уровнях: стратегическая цель, заключающаяся в пропагандировании и
организации здоровья населения региона через обеспечение эффективными и
доступными лекарственными средствами и др. продукцией; тактические цели,
включающие прогноз потребностей рынка услуг, информированность о
насыщенности фармрынка, рациональную организацию лекарственного
обеспечения, управление деятельностью фармучреждений, создание условий для
непрерывного профессионального развития фармацевтических кадров и др.
Реализация этих целей должна быть возложена на региональный орган
управления фармслужбой. Управление должно осуществляться через систему
государственного регулирования, т.к. рынок фармуслуг наиболее социально
ориентирован и отличается своей специфичностью. Фармацевтические услуги —
“товар” с высокой потребительской стоимостью, один из видов
интеллектуальных услуг, способствующих сохранению здоровья, — и проявление
их результатов имеет отсроченный и дифференцированный характер; они имеют
смешанную оплату: платные, бесплатные, частично оплачиваемые, четко
выраженное совпадение экономических и территориальных границ.
Фармацевтический рынок как рынок услуг связан с другими рынками и содержит
классические компоненты. Состояние фармрынка, его технологии находятся в
прямой зависимости от правовых норм, развитости системы профилактики
заболеваний и медицинской помощи, профессионализма специалистов и др. И
этот рынок, в отличие от других рынков, наиболее подвержен государственному
регулированию. Более того, государственное регулирование на рынке фармуслуг
необходимо и осуществляется через систему нормативно-правовых актов.
Нормативная база определяет действия субъектов фармрынка, способы и
средства реализации целей в сочетании с информационной открытостью. Иными
словами, на основании сопоставления идей государственного блага в
фармсекторе и фактического его состояния, и целей, рассмотренных выше, и
полученных результатов моделируется фармдеятельность, и происходят
организационные преобразования фармацевтического комплекса.
4.2. Нормативно-правовое регулирование на примере Нижегородской и
Самарской областей
Исследования показали, что большинство хозяйствующих субъектов
фармрынка довольно объективно оценивают целесообразность государственного
регулирования.
Для исследования были взяты 11 основных направлений государственного
регулирования, опрос производился среди руководителей государственных
(муниципальных) и иной формы собственности фармпредприятий. Наиболее
высокий рейтинг получили такие аспекты государственного регулирования, как
лицензирование, контроль качества и сертификация лекарственных средств,
размещение розничных аптечных учреждений, подготовка и переподготовка
фармспециалистов.
Отдельно была сделана попытка оценить необходимость контроля за
фармдеятельностью со стороны государства. От 90% респондентов был получен
положительный ответ. Однако более 40% опрошенных отметили недостаточную
гласность государственного контроля. Около 13% руководителей считают, что
большое количество проверок мешает их деятельности, отмечают
необъективность проверяющих и считают проверки необоснованными. Доступность
лекарственной помощи может быть разделена на составляющие, и каждая из ее
составляющих требует отдельного рассмотрения.
Государство гарантирует своим гражданам бесплатное лекарственное
обеспечение в рамках государственных программ по установленным тарифам за
счет средств бюджетов всех уровней и внебюджетных источников (ТФОМС).
Однако зачастую из-за ограниченности финансовых средств эти гарантии не
выполняются. На наш взгляд, это вызвано тем, что целый ряд законов РФ и
постановлений Правительства РФ принимаются на уровне Федерации, а бремя
расходов по их исполнению ложится на плечи местных бюджетов. В результате в
одном государстве, но в разных областях население получает различный объем
лекарственной помощи.
Целесообразнее было бы рассчитать коэффициенты потребления лекарств по
каждой нозологии в соответствии с действующими стандартами лечения, которые
могли бы быть минимальной нормой.
Система формирования государственных заказов стала нормой во всех
регионах. Однако по-прежнему нет четкого разделения ответственности за
госзаказ между федеральным и региональным уровнями. Наиболее рациональный
путь реализации госзаказа — проведение тендерных (конкурсных) закупок на
основании разрабатываемых нормативных документов по методологии
формирования госзаказа, проведению тендеров и оптимизации факторов,
обеспечивающих качество тендеров. Опыт проведения тендерных (конкурсных)
закупок ЛС подтверждает их целесообразность и необходимость, т.к.
экономическая эффективность в ряде случаев достигает 29% и обеспечивает
ассортимент ЖНВЛС.
Ассортиментная политика на фармрынке подвержена государственному
регулированию, как правило, в трех направлениях: формирование формулярных
списков; формирование перечней ЛС, отпускаемых по бесплатным и льготным
рецептам; обязательный ассортимент аптечных учреждений.
На примере Нижегородской области можно отметить, что во всех перечнях
доля отечественных ЛС достигает 40-45, а в обязательном ассортименте — 80%.
Это связано в т.ч. и со стоимостью препарата. Если в 1999 г. соотношение
цен между отечественными и импортными лекарственными средствами составляло
1:7, то в 2000 г. по некоторым фармакологическим группам 1:2; 1:3,5; 1:5. В
структуре товарных групп медикаменты устойчиво сохраняют уровень 85-87%.
Политика финансирования лекарственного обеспечения в большей степени
направлена на обеспечение доступности лекарственной помощи, экономической
эффективности субъектов фармрынка, ассортимента ЛС, эффективно-затратное
расходование бюджетных и внебюджетных средств. Строится она на основании
имеющегося опыта и научных разработок, выбирается оптимальная система в
соответствии с данными мониторинга состояния лекобеспечения. Учитывая, что
стоимость 50% обращаемых на фармрынке лекарственных средств возмещается за
счет средств бюджетов различных уровней и ТФОМС, государство вправе
контролировать рациональность использования финансовых и лекарственных
ресурсов и устанавливать ценовые и тарифные ограничения.
Практически на всех территориях, за исключением Самарской области,
введены ограничения уровня торговых надбавок на лекарственные средства в
оптовом звене от 5 до 25 и в розничном звене — от 10 до 40%. В некоторых
субъектах РФ введены дифференцированные торговые надбавки в зависимости от
цены препарата. С одной стороны, это положительный фактор, а с другой — он
является экономическим тормозом в развитии предприятий товаропроводящей
сети. Нарушается основной принцип ценовой политики на рынке лекарств —
устранение противоречий между социальной значимостью, доступностью
лекарственной помощи и прибыльностью аптечных предприятий.
Введение регистрации цен на медикаменты не привело к желаемым
результатам — снижение цен не достигнуто. Более того, индексы роста цен на
медикаменты в 1999—2000 гг. значительно превысили индексы роста цен на все
потребительские товары. Прослеживается сближение уровней роста цен на
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5