препаратам, но и возрастание стимулирующей функции конкуренции для развития
местного производства - прежде всего это касается новых препаратов и
дженериков. Дерегулирование в области ценообразования привело к тому, что,
например, в Германии доля рынка инновационных (новых) препаратов возросла
до 20%, тогда как в России, по некоторым оценкам, она составляет всего лишь
1%.
Регулирующей функцией государства в области реализации лекарственных
средств является также установление фиксированных наценок: в Италии,
например, для оптовиков наценка составляет 10%, а для розничной торговли -
40%, в Испании - соответственно 12,4% и 43,5%, в Швейцарии - для оптового
звена - от 11,1 до 17%, а для аптечной сети - от 26,1 до 70,6% (кроме
безрецептурных препаратов). Помимо величины наценок посредников на цену
препаратов влияет также размер НДС. Следует отметить, что в Швейцарии НДС
составляет 2%, в Испании - 4%, в Италии - 10%, в Германии - 16%.
Что касается цен на препараты компании Merck Sharp & Dohme, то по
данным Ч.Бушара, исполнительного директора Merck Sharp & Dohme, они
практически одинаковы во всех странах (разница составляет +/- 10%), а
высокий уровень цен на лекарства в России можно объяснить только высокими
наценками посредников.
2. Вопросы законодательного обеспечения здравоохранения в Российской
Федерации
2.1 Развития законодательной базы в области охраны здоровья
населения в Российской Федерации
Проблема создания, совершенствования и дальнейшего развития
законодательной базы в области охраны здоровья населения в Российской
Федерации остается одной из самых злободневных.
Известно, что эффективность деятельности системы здравоохранения
является одним из определяющих факторов социально-экономического развития
любого государства. К сожалению, в настоящее время мы пришли к ситуации,
когда законодательное обеспечение здравоохранения в Российской Федерации на
федеральном и региональном уровнях не отвечает реалиям сегодняшнего дня.
К тому же нельзя не учитывать, что здоровье населения страны -
важнейший элемент национальной безопасности государства - находится в
прямой зависимости от деятельности, которую осуществляют органы
государственной власти по реализации конституционных прав граждан на охрану
здоровья и медицинскую помощь.
Отечественное здравоохранение оказалось в серьезном кризисе и не
обеспечивает оказание бесплатной и квалифицированной помощи всем слоям
населения, что является одной из важнейших причин ухудшения качества
здоровья нации.
Необходимым остановиться на ряде проблем, которые в настоящее время
являются животрепещущими, определяя медико-демографическую ситуацию в
стране и требуя принятия срочных мер органами исполнительной и
законодательной власти.
Потребность в лекарственных средствах удовлетворяется отечественной
промышленностью менее, чем на половину, цены на них очень высоки, многие, в
том числе жизненно важные препараты малодоступны для большинства населения.
Складывающая ситуация создает реальную угрозу национальной
безопасности России и требует включения проблем охраны здоровья в число
приоритетов государственной политики.
Надо сказать, что здравоохранение в России может и должно быть только
единой (общенациональной) функциональной системой, развивающейся и
совершенствующейся с учетом произошедших экономических изменений. Нельзя
соглашаться с переходом от здравоохранения, как системы, к стихийному рынку
медицинских услуг, в ущерб охране здоровья населения.
Необходимо четко определить взаимоотношения федерального центра и
регионов и при этом обязательно сохранить единый центр управления
здравоохранением, восстановив и укрепив вертикаль управления.
В свете сказанного, реформирование отечественного здравоохранения без
разработки основательной и действенной правовой базы невозможно и
нереально.
Сегодня нам необходимо критически проанализировать прошлый и настоящий
опыт законотворчества в сфере здравоохранения с тем, чтобы максимально
обеспечить соблюдение конституционно закрепленных прав граждан России в
области охраны здоровья и оказания медицинской помощи.
Формирование современной и эффективной законодательной базы
здравоохранения уже началось. В 1997-1999 годах принят ряд федеральных
законов, прежде всего: “О лекарственных средствах”, “О санитарно-
эпидемиологическом благополучии населения”, “О наркотических средствах и
психотропных веществах”, “Об иммунопрофилактике инфекционных заболеваний”,
“О качестве и безопасности пищевых продуктов”. В действующие законы,
принятые в 1992-1996 годах, внесено ряд изменений и дополнений в
соответствии с требованиями сегодняшнего дня.
В качестве первоочередной задачи мы рассматриваем ускорение
рассмотрения и принятия разработанного Комитетом Государственной Думы по
охране здоровья с участием членов Комитета Совета Федерации по науке,
культуре, образованию, здравоохранению и экологии базового федерального
закона “О здравоохранении в Российской Федерации”
Рассматривая принятые законы и разрабатываемые проекты законов нельзя
не отметить, что их отличает две особенности: увязка с действующим
федеральным законодательством и учет особенностей своего региона, его
демографических, климатических и социально-экономических особенностей. По-
видимому, такой подход единственно правильный, именно он может обеспечить
проведение целенаправленной и результативной деятельности органов
здравоохранения. Качество региональных законов с каждым годом повышается.
Анализ, проведенный Минздравсоцразвития РФ, показал, что во многих
субъектах Российской Федерации ведется целенаправленная работа по созданию
законодательной базы с учетом всех составляющих, призванных обеспечить
охрану здоровья человека. Это законодательное регулирование и социально-
экономических вопросов, и организации здравоохранения, и охраны труда, и
природоохранной деятельности.
Минздравсоцразвития РФ, осуществляя постоянный мониторинг законов и
других нормативных правовых актов субъектов Федерации, уже приступил к
распространению положительного опыта законотворческой работы отдельных
регионов.
В законотворческой деятельности следует исходить из необходимости
соответствия региональных законов действующему федеральному
законодательству при одновременном учете специфики каждой территории, ее
социально - экономических особенностей, медико-демографических,
экологических и климатических характеристик.
И еще один вопрос - правовое регулирование экспертизы проектов
федеральных законов и нормативных актов, принимаемых исполнительной и
законодательными ветвями власти. Есть смысл подумать о специальном
Федеральном законе, регулирующем принятие законов и других актов в сфере
здравоохранения. Принятие такого закона позволит регулировать разработку и
проведение экспертизы законопроектов, касающихся данной сферы и, в конечном
итоге, будет способствовать принятию качественных, научно обоснованных,
юридически выверенных и согласованных законов с учетов перспектив
дальнейшего развития и углубления законодательства как единой целостной
системы. Должен подчеркнуть, что такие нормативные акты необходимо
разрабатывать как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов
Федерации. И это особенно важно. Взаимное обогащение и пополнение
законодательного пространства на различных уровнях послужит скорейшему
решению насущных задач.
Минздравсоцразвития Российской Федерации является федеральным
органом, отвечающим за реализацию государственной политики в области охраны
здоровья граждан России и обеспечение санитарно-эпидемиологического
благополучия населения. В этой связи, по-видимому, можно считать
оправданной политику Минздравсоцразвития РФ, который берет на себя основную
тяжесть работы по формированию законодательной базы и совершенствованию
конкретных законодательных актов. Вместе с тем к этому процессу следует
шире привлекать законотворческую инициативу субъектов Российской Федерации.
Государственная Дума и Совет Федерации как субъекты законодательной
инициативы вносят свою лепту в формирование законодательной базы в области
охраны здоровья.
2.2. Развитие нормативной базы на фармацевтическом рынке.
Несмотря на то, что фармацевтическая отрасль вступила в
приватизацию одной из последних, ее реформирование производилось самым
радикальным способом. В настоящее время этот сектор экономики практически
полностью приватизирован.
Новые организационно-правовые и рыночные условия (в первую очередь
- конкуренция) способствовали тому, что развитие (расширение) сети аптечных
учреждений происходило без учета существовавших ранее нормативов и
принципов их размещения. Произошедшие изменения, наряду с недостаточным
обновлением нормативно-законодательной базы, привели к нецелесообразности
существования большинства аптечных учреждений, т.е. появлению избыточного
количества оптовых и розничных организаций.
Изменилась структура аптечной сети. Если раньше аптеки с
производственными отделами составляли большинство, то теперь их значительно
меньше 10%, а аптечных учреждений, оказывающих полный спектр услуг
(индивидуальное изготовление лекарств, ночное дежурство, отпуск кислорода,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5