Рефераты. Современное состояние нормативно-правового регулирования в фармацевтической деятельности

препаратам, но и возрастание стимулирующей функции конкуренции для развития

местного производства - прежде всего это касается новых препаратов и

дженериков. Дерегулирование в области ценообразования привело к тому, что,

например, в Германии доля рынка инновационных (новых) препаратов возросла

до 20%, тогда как в России, по некоторым оценкам, она составляет всего лишь

1%.

Регулирующей функцией государства в области реализации лекарственных

средств является также установление фиксированных наценок: в Италии,

например, для оптовиков наценка составляет 10%, а для розничной торговли -

40%, в Испании - соответственно 12,4% и 43,5%, в Швейцарии - для оптового

звена - от 11,1 до 17%, а для аптечной сети - от 26,1 до 70,6% (кроме

безрецептурных препаратов). Помимо величины наценок посредников на цену

препаратов влияет также размер НДС. Следует отметить, что в Швейцарии НДС

составляет 2%, в Испании - 4%, в Италии - 10%, в Германии - 16%.

Что касается цен на препараты компании Merck Sharp & Dohme, то по

данным Ч.Бушара, исполнительного директора Merck Sharp & Dohme, они

практически одинаковы во всех странах (разница составляет +/- 10%), а

высокий уровень цен на лекарства в России можно объяснить только высокими

наценками посредников.

2. Вопросы законодательного обеспечения здравоохранения в Российской

Федерации

2.1 Развития законодательной базы в области охраны здоровья

населения в Российской Федерации

Проблема создания, совершенствования и дальнейшего развития

законодательной базы в области охраны здоровья населения в Российской

Федерации остается одной из самых злободневных.

Известно, что эффективность деятельности системы здравоохранения

является одним из определяющих факторов социально-экономического развития

любого государства. К сожалению, в настоящее время мы пришли к ситуации,

когда законодательное обеспечение здравоохранения в Российской Федерации на

федеральном и региональном уровнях не отвечает реалиям сегодняшнего дня.

К тому же нельзя не учитывать, что здоровье населения страны -

важнейший элемент национальной безопасности государства - находится в

прямой зависимости от деятельности, которую осуществляют органы

государственной власти по реализации конституционных прав граждан на охрану

здоровья и медицинскую помощь.

Отечественное здравоохранение оказалось в серьезном кризисе и не

обеспечивает оказание бесплатной и квалифицированной помощи всем слоям

населения, что является одной из важнейших причин ухудшения качества

здоровья нации.

Необходимым остановиться на ряде проблем, которые в настоящее время

являются животрепещущими, определяя медико-демографическую ситуацию в

стране и требуя принятия срочных мер органами исполнительной и

законодательной власти.

Потребность в лекарственных средствах удовлетворяется отечественной

промышленностью менее, чем на половину, цены на них очень высоки, многие, в

том числе жизненно важные препараты малодоступны для большинства населения.

Складывающая ситуация создает реальную угрозу национальной

безопасности России и требует включения проблем охраны здоровья в число

приоритетов государственной политики.

Надо сказать, что здравоохранение в России может и должно быть только

единой (общенациональной) функциональной системой, развивающейся и

совершенствующейся с учетом произошедших экономических изменений. Нельзя

соглашаться с переходом от здравоохранения, как системы, к стихийному рынку

медицинских услуг, в ущерб охране здоровья населения.

Необходимо четко определить взаимоотношения федерального центра и

регионов и при этом обязательно сохранить единый центр управления

здравоохранением, восстановив и укрепив вертикаль управления.

В свете сказанного, реформирование отечественного здравоохранения без

разработки основательной и действенной правовой базы невозможно и

нереально.

Сегодня нам необходимо критически проанализировать прошлый и настоящий

опыт законотворчества в сфере здравоохранения с тем, чтобы максимально

обеспечить соблюдение конституционно закрепленных прав граждан России в

области охраны здоровья и оказания медицинской помощи.

Формирование современной и эффективной законодательной базы

здравоохранения уже началось. В 1997-1999 годах принят ряд федеральных

законов, прежде всего: “О лекарственных средствах”, “О санитарно-

эпидемиологическом благополучии населения”, “О наркотических средствах и

психотропных веществах”, “Об иммунопрофилактике инфекционных заболеваний”,

“О качестве и безопасности пищевых продуктов”. В действующие законы,

принятые в 1992-1996 годах, внесено ряд изменений и дополнений в

соответствии с требованиями сегодняшнего дня.

В качестве первоочередной задачи мы рассматриваем ускорение

рассмотрения и принятия разработанного Комитетом Государственной Думы по

охране здоровья с участием членов Комитета Совета Федерации по науке,

культуре, образованию, здравоохранению и экологии базового федерального

закона “О здравоохранении в Российской Федерации”

Рассматривая принятые законы и разрабатываемые проекты законов нельзя

не отметить, что их отличает две особенности: увязка с действующим

федеральным законодательством и учет особенностей своего региона, его

демографических, климатических и социально-экономических особенностей. По-

видимому, такой подход единственно правильный, именно он может обеспечить

проведение целенаправленной и результативной деятельности органов

здравоохранения. Качество региональных законов с каждым годом повышается.

Анализ, проведенный Минздравсоцразвития РФ, показал, что во многих

субъектах Российской Федерации ведется целенаправленная работа по созданию

законодательной базы с учетом всех составляющих, призванных обеспечить

охрану здоровья человека. Это законодательное регулирование и социально-

экономических вопросов, и организации здравоохранения, и охраны труда, и

природоохранной деятельности.

Минздравсоцразвития РФ, осуществляя постоянный мониторинг законов и

других нормативных правовых актов субъектов Федерации, уже приступил к

распространению положительного опыта законотворческой работы отдельных

регионов.

В законотворческой деятельности следует исходить из необходимости

соответствия региональных законов действующему федеральному

законодательству при одновременном учете специфики каждой территории, ее

социально - экономических особенностей, медико-демографических,

экологических и климатических характеристик.

И еще один вопрос - правовое регулирование экспертизы проектов

федеральных законов и нормативных актов, принимаемых исполнительной и

законодательными ветвями власти. Есть смысл подумать о специальном

Федеральном законе, регулирующем принятие законов и других актов в сфере

здравоохранения. Принятие такого закона позволит регулировать разработку и

проведение экспертизы законопроектов, касающихся данной сферы и, в конечном

итоге, будет способствовать принятию качественных, научно обоснованных,

юридически выверенных и согласованных законов с учетов перспектив

дальнейшего развития и углубления законодательства как единой целостной

системы. Должен подчеркнуть, что такие нормативные акты необходимо

разрабатывать как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов

Федерации. И это особенно важно. Взаимное обогащение и пополнение

законодательного пространства на различных уровнях послужит скорейшему

решению насущных задач.

Минздравсоцразвития Российской Федерации является федеральным

органом, отвечающим за реализацию государственной политики в области охраны

здоровья граждан России и обеспечение санитарно-эпидемиологического

благополучия населения. В этой связи, по-видимому, можно считать

оправданной политику Минздравсоцразвития РФ, который берет на себя основную

тяжесть работы по формированию законодательной базы и совершенствованию

конкретных законодательных актов. Вместе с тем к этому процессу следует

шире привлекать законотворческую инициативу субъектов Российской Федерации.

Государственная Дума и Совет Федерации как субъекты законодательной

инициативы вносят свою лепту в формирование законодательной базы в области

охраны здоровья.

2.2. Развитие нормативной базы на фармацевтическом рынке.

Несмотря на то, что фармацевтическая отрасль вступила в

приватизацию одной из последних, ее реформирование производилось самым

радикальным способом. В настоящее время этот сектор экономики практически

полностью приватизирован.

Новые организационно-правовые и рыночные условия (в первую очередь

- конкуренция) способствовали тому, что развитие (расширение) сети аптечных

учреждений происходило без учета существовавших ранее нормативов и

принципов их размещения. Произошедшие изменения, наряду с недостаточным

обновлением нормативно-законодательной базы, привели к нецелесообразности

существования большинства аптечных учреждений, т.е. появлению избыточного

количества оптовых и розничных организаций.

Изменилась структура аптечной сети. Если раньше аптеки с

производственными отделами составляли большинство, то теперь их значительно

меньше 10%, а аптечных учреждений, оказывающих полный спектр услуг

(индивидуальное изготовление лекарств, ночное дежурство, отпуск кислорода,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.