также профилактики его отклонений. Должность медицинской сестры включает в
себя планирование и осуществление ухода в период болезни и в период
реабилитации, воздействуя не только на физические, но и на психологические
и социальные аспекты жизни человека, составляющие его единое целое.
Медицинская сестра привлекает пациента, членов его семьи к
самоуходу, помогая ему сохранить самостоятельность и независимость. Участие
медицинской сестры в профилактической, лечкбно-диагностической и
реабилитационной помощи не только в условиях поликлиники, но и что
чрезвычайно важно, на дому у пациентов, позволяют обеспечивать большую
доступность медико-социальной помощи в пределах своей компетенции.
Язвенная болезнь – это хроническое заболевание, которое длится
месяцами, годами то, затихая, то, вспыхивая вновь. Чаще улучшение бывает
зимой и летом, а ухудшение – весной и осенью. Эта болезнь поражает людей в
наиболее активном, творческом возрасте, часто обусловливая временную, а
порой и стойкую нетрудоспособность. Поэтому, грамотная систематическая
работа медицинских сестер – важное звено в профилактике и лечении язвенной
болезни.
Сестре очень важно знать психологию пациента, его окружение –
родственников, семью, так как медицинская сестра является гостем в доме
пациента и при оказании помощи может возникать масса этических моментов.
Знание факторов риска язвенной болезни позволяет проводить
профилактику этого заболевания, сократить частоту обострений. У каждого
человека свое представление о здоровье и болезни, и медицинская сестра
должна быть готова взаимодействовать с любой личностью. Понимание пациентом
всех факторов, влияющих на развитие заболевания, изменение его отношения к
собственному здоровью может быть целью сестринского вмешательства в
профилактике язвенной болезни.
Для исследования были взяты пациенты, состоящие на диспансерном
учете по поводу язвенной болезни. Всем пациентам проводилось
общеклиническое обследование, которое включало сбор анамнестических данных
и данных физического исследования.
Для изучения «качества жизни» пациентов было проведено анкетирование
с помощью опросника SF-36 общего здоровья и психологического теста Шмишека.
Все тестовые вопросы анкет по «качеству жизни» разделяют на группы
соответственно категориям, формирующим понятие «общее качество жизни». В
большинстве опросников таких категорий пять:
- общее субъективное восприятие своего здоровья;
- психическое состояние;
- физическое состояние;
- социальное функционирование;
- ролевое функционирование.
Проанализировав полученные результаты, можно сделать вывод, что у
больных язвенной болезнью происходит снижение всех категорий «качества
жизни», причем, в наибольшей степени – психологического состояния, ролевого
функционирования и особенно физического состояния.
1.Из физиологических проблем у пациентов наиболее часто имеют место:
- боль (100%);
- изжога (90%);
- тошнота (50%);
- рвота (20%);
- запор (80%).
2.Из психологических проблем у пациентов наиболее часто встречаются:
- дефицит знаний об особенностях питания и образа жизни при своем
заболевании (80%);
- угнетенность, апатия пациентов, связанная с дефицитом знаний о
заболевании (65%);
- беспокойство по поводу исхода заболевания (70%);
- страх перед диагностическими исследованиями (50%).
Таким образом, становится очевидным, что показатель «качества жизни»
является объективным критерием в течение язвенного процесса, позволяющим
индивидуализировать лечение и уход.
Чаще всего пациенты не имеют реального представления о состоянии
собственного здоровья, и медицинская сестра может повлиять на пациента,
убедить его вести здоровый образ жизни, избегать факторов риска, которые
могут привести к болезни.
Медицинская сестра уже во время первой беседы с пациентом должна
очертить круг проблем, обсудить и наметить план дальнейшей работы. Задача
медицинской сестры – сделать пациента активным борцом за поддержание и
восстановление собственного здоровья. При этом действовать она должна так,
чтобы цели ее деятельности были внутренне приняты пациентом.
Медицинская сестра выступает в роли организатора условий по
поддержанию и восстановлению здоровья пациента, его консультанта и
непосредственного исполнителя всего, что нужно для достижения цели.
Результат этой совместной деятельности медицинской сестры и пациента будет
зависеть от уровня взаимопонимания во всем.
Медицинская анализирует все полученные данные о пациенте, при этом
учитывая замечания самого пациента по каждой проблеме, формирует совместно
с пациентом его проблемы по факторам риска язвенной болезни, намечает цели
и сестринские вмешательства. Целью сестринского вмешательства является
улучшение самочувствие пациента.
На I этапе сестринского процесса проводится сестринское
обследование пациента. Для организации и осуществления качественного
индивидуального ухода медицинская сестра собирает информацию о пациенте.
При сборе информации необходимо использовать следующие источники
данных:
- распрос пациента;
- распрос членов семьи и окружающих;
- ознакомление с амбулаторной картой пациента;
- физическое обследование пациента.
Суть этой информации заключается в том, как пациент удовлетворяет 10
основных жизненно важных потребностей, так как цель ухода – создание
условий для удовлетворения этих потребностей.
Чаще всего пациенты, страдающие язвенной болезнью, предъявляют
следующие жалобы:
- боль в животе,
- тошнота,
- рвота,
- изжога,
- отрыжка,
- запоры спастического характера,
- нарушение сна,
- повышенная раздражительность.
Медицинская сестра выясняет также следующую информацию:
1. Семейный анамнез (генетическая предрасположенность);
2. Наличие хронических заболеваний (хронический гастрит,
дуоденит);
3. Данные об окружающей среде (стрессовые ситуации, характер
работы пациента);
4. Наличие вредных привычек (курение, употребление крепких
алкогольных напитков);
5. Употребление некоторых медикаментозных средств
(ацетилсалициловая кислота, бутадион, индометацин);
6. Данные о питании пациента (неправильное питание).
На втором этапе сестринского процесса осуществляется постановка
сестринских диагнозов. Цель диагностики – уловить все настоящие и
потенциальные отклонения от комфортного состояния пациента.
Анализируя полученную информацию о пациенте, медицинская сестра
выявляет потребности, удовлетворение которых нарушено.
У пациента с язвенной болезнью отмечаются нарушения удовлетворения
потребностей:
- в адекватном питании;
- в физиологических отправлениях;
- в нормальном сне;
- в поддержании личной гигиены;
- в безопасности.
Затем медицинская сестра определяет проблемы пациента. Наиболее
частыми являются:
- дефицит знаний об особенностях питания (злоупотребление соленой,
острой пищей, нарушение режима питания);
- неправильное чередование труда и отдыха;
- чрезмерное употребление алкоголя;
- курение (20 сигарет в день);
- неумение преодолевать стресс;
- незнание факторов риска язвенной болезни;
- непонимание необходимости изменить образ жизни;
- беспокойство по поводу исхода заболевания;
- незнание осложнений язвенной болезни;
- дефицит знаний о язвенной болезни;
- непонимание необходимости регулярного приема назначенных лекарств.
На III этапе сестра приступает к планированию сестринской
деятельности. Медицинская сестра разрабатывает индивидуальный план
сестринских вмешательств. Но обязательно, обсуждая с пациентом ситуации и
возможные способы ее исправления, медицинская сестра должна учитывать очень
важный момент: пациент имеет право согласиться или отказаться от
предлагаемого ухода после получения необходимой информации. Значит, он
должен быть проинформирован обо всем, что с ним случилось, что с ним будут
делать, о том, что он должен будет делать сам, а что его близкие, и дать на
это согласие. Желательно, чтобы согласие пациента было зафиксировано в
сестринском документе.
Сестра решает все проблемы, которые ставит, и с которыми пациент
согласен, в порядке их значимости, начиная с самых важных и далее по
порядку. Для каждой проблемы устанавливаются цели.
4 этап – реализация сестринских вмешательств.
На данном этапе медицинская сестра обучает пациента, постоянно
вдохновляет, ободряет и успокаивает его. По мере того, как выполняются
сестринские вмешательства, все свои действия по решению данной проблемы
медицинская сестра записывает в сестринскую историю болезни.
На пятом этапе сестринского процесса медицинская сестра оценивает
эффективность сестринского вмешательства и степень достижения поставленной
цели и при необходимости производит корректировку.
В завершении медицинская сестра сообщает пациенту результат оценки:
он должен знать, насколько успешно справился с поставленной задачей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Качество работы среднего медицинского персонала является индикатором
состояния всего здравоохранения нашей страны в целом. В концепции развития
сестринского дела, безусловно, следовало бы предусмотреть реорганизацию
труда медицинских сестер. Медицинские сестры должны пользоваться передовыми
технологиями в процессе предоставления медицинских услуг.
В этой связи очевидны преимущества внедрения сестринского процесса
в сестринскую практику, так как сестринский процесс обеспечивает:
- системный подход к организации сестринской профилактики
заболеваний;
- индивидуальный подход и учет всех личностных особенностей
пациента;
- активное участие пациента и его семьи в планировании и обеспечении
профилактики заболеваний;
- возможность использования стандартов в профессиональной
деятельности медицинской сестры;
- эффективное использование времени и ресурсов медицинской сестры,
сосредотачиваемых на основной работе пациента;
- повышение компетентности, независимости, творческой активности
медицинской сестры;
- универсальность метода.
Именно сестринский процесс может обеспечить дальнейший рост и
развитие сестринского дела и позволить улучшить качество жизни пациентов.
Изучив современную литературу по язвенной болезни и исследовав
статистические данные, можно сделать вывод, что у пациентов с язвенной
болезнью имеется масса физиологических и психологических проблем.
Именно медицинская сестра должна помочь человеку в трудной для него
ситуации, мобилизовать свою волю, найти правильный путь в решении проблем,
должна дать людям успокоение и надежду.
Я, как участковая медицинская сестра, сталкиваясь с данной проблемой
в своей повседневной работе, разработала рекомендации для участковых
медицинских сестер по организации сестринского процесса при язвенной
болезни и памятку для пациентов по лечебному питанию (см. приложения 2, 3 ,
4).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Справочное пособие «Клиника, классификация и этиопатогенетические
принципы противорецидивного лечения больных язвенной болезнью»,
Смоленск, 1997г.
2. Журнал «Сестринское дело», №2, 2000г., стр.32-33
3. Журнал «Сестринское дело», №3, 1999г., стр.30
4. Газета «Аптека для вас», №21, стр.2-3
5. «Учебно-методическое пособие по основам сестринского дела» под общей
редакцией А.И.Шпирна, Москва, 2003г.
6. Отчет по диспансеризации, участок №30 за 2003 год.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1.
Фундаментальные потребности человека
1. Нормальное дыхание.
2. Адекватное питание и питье.
3. Физиологические отправления.
4. Движение.
5. Сон.
6. Личная гигиена и смена одежды.
7. Поддержание нормальной температуры тела.
8. Безопасность.
9. Общение.
10. Отдых и труд.
Приложение 2.
Пример планирования сестринской деятельности.
Дефицит знаний о язвенной болезни и о влиянии вредных факторов
на здоровье пациента.
Цель: пациент узнает факторы риска заболевания и научится их избегать.
План:
1.Медицинская сестра обеспечит достаточно времени для обсуждения проблемы
с пациентом ежедневно.
2.Медицинская сестра проведет беседу с родственниками о необходимости
психологической поддержки.
3.Медицинская сестра расскажет пациенту о вредном влиянии алкоголя,
никотина и некоторых лекарственных препаратов (аспирин, анальгин).
4.При наличии вредных привычек медицинская сестра продумает и обсудит с
пациентом пути избавления от них (например, посещение специальных групп).
5.Медицинская сестра порекомендует специальную литературу по язвенной
6.Медицинская сестра проведет беседу с пациентом и родственниками о
характере питания:
а) принимать пищу 5-6 раз в день, небольшими порциями, тщательно
пережевывая;
б) избегать употребление продуктов, обладающих выраженным раздражающим
действием на слизистую оболочку желудка и двенадцатиперстной кишки (острая,
соленая, жирная);
в) включить в рацион белковые продукты, продукты, богатые витаминами и
минералами, продукты, содержащие пищевые волокна.
7.Медицинская сестра объяснит пациенту необходимость диспансерного
наблюдения: 2 раза в год.
8.Медицинская сестра познакомит пациента с человеком, адаптированным к
факторам риска язвенной болезни.
Приложение 3.
Пример планирования сестринской деятельности
Пациент не знает об осложнениях язвенной болезни
Цель: пациент продемонстрирует знания об осложнениях и их последствиях.
1.Медицинская сестра обеспечит достаточно времени для обсуждения проблем с
пациентом.
2.Медицинская сестра расскажет пациенту о признаках, свидетельствующих о
кровотечении (рвота, падение артериального давления, холодная и липкая
кожа, дегтеобразный стул, беспокойность) и перфорации (внезапная резкая
боль в животе).
3.Медицинская сестра убедит пациента в важности своевременного обращения к
врачу.
4.Медицинская сестра обучит пациента необходимым правилам поведения при
язвенной болезни и будет убеждать в необходимости их соблюдения:
а) правила лекарственной терапии;
б) устранение вредных привычек (курение, алкоголь).
5.Медицинская сестра проведет беседу с пациентом об опасности самолечения
(употребление соды).
Приложение 4.
Памятка пациенту с язвенной болезнью по организации лечебного питания
Рекомендуется готовить пищу на пару или варить.
Режим питания: пищу принимать 5-6 раз в сутки небольшими порциями, в теплом
виде (t=40-50°С), тщательно пережевывая.
Исключить: острое, соленое, консервированное, копченое, жирное, жареное.
|Рекомендуемые продукты |Нерекомендуемые продукты |
|Хлеб пшеничный из муки в/с и 1с |Ржаной хлеб, свежий, сдоба |
|вчерашней выпечки, сухари | |
|Мясо нежирное (на пару, вареное) |Жирные и жилистые сорта мяса |
| |(баранина, гусь, утка), в жареном, |
| |тушеном виде |
|Рыба нежирная (окунь, хек, треска, |Жирная рыба (осетрина, лососина, |
|лещ) в вареном и паровом виде |семга), соленые, копченые, жареные, |
| |тушеные консервы |
|Яйца всмятку, паровые яичницы и омлет |Жареная яичница, омлет, яйца вкрутую, |
|(2 яйца в день) |сырой яичный белок |
|Молоко цельное, сливки, однодневный |Молочные продукты с высокой |
|кефир, некислый творог, сметана, |кислотностью, острые, соленые сыры |
|неострый сыр тертый | |
|Сливочное несоленое масло, |Маргарин, жир, нерафинированное |
|рафинированное растительное масло |растительное масло |
|Крупы: манная, рис, гречневая, |Пшено, перловка, ячмень, бобовые, |
|овсяная. Каши полувязкие, макароны |рассыпчатые каши, цельные макароны |
|мелкорубленые отварные | |
|Картофель, морковь, свекла, цветная |Белокочанная капуста, репа, щавель, |
|капуста, сваренные и протертые |лук, огурцы соленые, квашеные и |
| |маринованные овощи, грибы |
|Спелые и сладкие ягоды и фрукты, |Кислые, неспелые фрукты и ягоды, |
|зефир, кисель |шоколад, халва, мороженое |
|Некрепкий чай, кофе с молоком, соки из|Газированные напитки, квас, черный |
|фруктов и ягод, отварной шиповник |кофе, соки кислых ягод и фруктов |
ОГЛАВЛЕНИЕ:
Аннотация………………………………………………………….2
Введение……………………………………………………………3
Глава 1. Понятие о сущности и распространенности
язвенной болезни………………………………………………….7
Глава 2. Понятие о сестринском процессе……………………..10
Глава 3. Сестринский процесс как метод решения проблем
при язвенной болезни……………………………………………14
Заключение……………………………………………………….20
Приложения………………………………………………………22
Список литературы………………………………………………27
Страницы: 1, 2, 3