дуоденита, функциональных нарушений желудка и
двенадцатиперстной кишки гиперстенического типа;
4. нарушение режима питания;
5. курение;
6. употребление крепких алкогольных напитков, некоторых
медикаментозных средств (аспирин, бутадион, индометацин).
За последние 10 лет произошли революционные изменения во взглядах на
природу язвенной болезни. Была открыта бактерия Helicobacter pylori (Н.Р.),
которая в настоящее время считается возбудителем хронического гастрита и
принимает важнейшее участие в патогенезе язвенной болезни и рака желудка.
Эпидемиологические данные свидетельствуют о том, что 100% язв
двенадцатиперстной кишки и более 80% язв желудка связаны с присутствием
Н.Р.
К местным механизмам язвообразования относят снижение защитного
слизистого барьера, замедление и нерегулярность эвакуации содержимого
желудка.
При этом заболевании больных часто беспокоят боли в животе, тошнота
и рвота. Как правило, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки
сопровождается нарушением работы печени, желчного пузыря и поджелудочной
железы, а также нарушением деятельности толстого кишечника, что выражается
учащением или задержкой стула.
Наряду с этим, обострение язвенной болезни нередко сопровождается
похуданием, изжогой, отрыжкой (иногда тухлым яйцом), чувством распирания и
быстрым насыщением сравнительно небольшим количеством пищи.
Следует считаться также и с возможностью бессимптномного течения
язвенной болезни. По некоторым данным частота таких случаев может достигать
30%.
К осложнениям язвенной болезни относятся:
. кровотечение;
. перфорация и пенетрация язвы;
. развитие перивисцерита (спаечного процесса);
. формирование рубцово-язвенного стеноза привратника;
. малигнизация язвы.
ГЛАВА 2
ПОНЯТИЕ О СЕСТРИНСКОМ ПРОЦЕССЕ
В связи с внедрением в здравоохранении России семейной и страховой
медицины, новой концепции развития здравоохранения, предусматривающей в
частности перераспределение части объемов помощи и дорогостоящего
стационарного сектора в амбулаторный, первичная медико-санитарная помощь
становится основным звеном при оказании населению медицинской помощи.
Особая роль сестринского персонала в оказании первичной медико-санитарной
помощи с акцентом на профильную работу заключается в пользовании
современных технологий профилактики, в том числе по формированию
медицинской активности населения.
Возрастает роль сестринского персонала в санитарном просвещении
населения по таким его важнейшим направлениям, как формирование здорового
образа жизни, профилактика заболеваний.
Еще Ф.Найтингейл выделяла одну из сфер ухода – это уход за здоровыми
и важнейшей задачей медицинских сестер являлось «поддержание у человека
такого состояния, при которой болезнь не наступает», то есть впервые был
сделан акцент на необходимость участия медицинских сестер в профилактике
заболеваний и сохранении общественного здоровья.
В.Хендерсон отмечала, что «уникальная задача медицинских сестер в
процессе ухода за отдельными лицами, больными или здоровыми, заключается в
том, чтобы оценить отношение пациента к состоянию своего здоровья и помочь
ему в осуществлении тех действий по укреплению и восстановлению здоровья,
которое он мог бы выполнить сам, если бы имел для этого достаточно сил,
воли и знаний».
Следовательно, медицинская сестра должна хорошо знать и уметь
применять сестринский процесс, как научно-обоснованный метод решения
проблем пациента.
Для осуществления сестринского процесса медицинская сестра должна
обладать необходимым уровнем теоретических знаний, иметь навыки
профессионального общения и обучения пациентов, выполнять сестринские
манипуляции, используя современные технологии.
Сестринский процесс – научный метод организации и исполнения
системного ухода за пациентами, ориентированный на удовлетворение
потребностей человека, связанных со здоровьем.
Сестринский процесс включает в себя обсуждение с пациентом и (или)
его близкими всех возможных проблем (о наличии некоторых из них пациент и
не подозревает), помощь в их решении в пределах сестринской компетенции.
Цель сестринского процесса – предупредить, облегчить, уменьшить или
свети к минимуму те проблемы, которые возникли у пациента.
Сестринский процесс состоит из 5 этапов:
1. сестринское обследование (сбор информации о пациенте);
2. сестринская диагностика (определение потребностей);
3. определение целей и планирование ухода;
4. реализация плана ухода;
5. оценка и коррекция ухода в случае необходимости.
Все этапы в обязательном порядке регистрируются в документации к
осуществлению сестринского процесса.
I этап – сестринское обследование. Сестра должна ясно представлять
своеобразие каждого своего пациента для того, чтобы реализовать такое
требование к профессиональному уходу, как индивидуальность предоставляемой
сестринской помощи.
Учитывая реалии российского практического здравоохранения,
предлагается осуществлять сестринскую помощь в рамках 10 фундаментальных
потребностей человека (см. приложение 1).
Любое заболевание, в том числе язвенная болезнь, приводит к
нарушению удовлетворения одной или нескольких потребностей, что вызывает у
пациента ощущение дискомфорта.
Так как конечная цель работы медицинской сестры – это комфорт ее
пациентов, она обязана выяснить, пользуясь специальной методикой
сестринского обследования, нарушение удовлетворения каких потребностей
служит причиной дискомфорта.
Для этого она расспрашивает пациента, производит его физическое
обследование по органам и системам, изучает его образ жизни, выявляет
факторы риска по данному заболеванию, знакомится с историей болезни,
беседует с врачами и родственниками, изучает медицинскую и специальную
литературу по профилактике заболевания и уходу за пациентом.
Тщательно проанализировав всю собранную информацию, медицинская
сестра приступает ко II этапу – сестринской диагностике. Сестринская
диагностика всегда отражает дефицит самоухода, имеющийся у пациента, и
направлен на его размещение и преодоление. Сестринская диагностика может
изменяться ежедневно и даже в течение дня по мере того, как изменяются
реакции организма на болезнь. Сестринские диагнозы могут быть
физиологические, психологические, духовные, социальные, а также настоящие и
потенциальные.
В конце второго этапа медицинская сестра определяет приоритетные
проблемы, то есть те проблемы, решение которых наиболее важно в настоящий
момент.
На III этапе сестра формирует цели и составляет индивидуальный план
сестринских вмешательств. При составлении плана ухода сестра может
руководствоваться стандартами сестринской практики, в которых перечислены
мероприятия, обеспечивающие качественную сестринскую помощь по данной
сестринской проблеме.
В конце третьего этапа сестра в обязательном порядке согласовывает
свои действия с пациентом и его семьей и записывает в сестринскую историю
болезни.
Четвертый этап – реализация сестринских вмешательств. Не обязательно
сестра выполняет все сама, часть работы она поручает другим лицам –
младшему медицинскому персоналу, родственникам, самому пациенту. Однако,
ответственность за качество выполненных мероприятий она принимает на себя.
Сестринские вмешательства бываю 3 видов:
1. Зависимое вмешательство – выполнение под наблюдением врача и по
назначению врача;
2. Независимое вмешательство – действие медицинской сестры по
собственному усмотрению, то есть помощь пациенту в
самообслуживании, наблюдение за пациентом, советы по
организации досуга и т.д.
3. Взаимозависимое вмешательство – сотрудничество с врачами и
другими специалистами.
Задача V этапа – определение результативности сестринского
вмешательства и его коррекция в случае необходимости.
Оценка осуществляется сестрой непрерывно, индивидуально. Если
проблема решена, сестра должна обоснованно удостоверить в сестринской
истории болезни. Если цели не удалось достигнуть, следует выяснить причины
неудачи и внести необходимую корректировку в план сестринской помощи. В
поисках ошибки необходимо еще раз поэтапно проанализировать все действия
сестры.
Таким образом, сестринский процесс – необычайно гибкий, живой и
динамичный процесс, обеспечивающий постоянный поиск ошибок в уходе и
систематическое своевременное внесение корректив в план сестринской помощи.
Сестринский процесс применим в любой области сестринской
деятельности, в том числе и в профилактической работе.
ГЛАВА 3
СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС КАК МЕТОД РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ПРИ ЯЗВЕННОЙ БОЛЕЗНИ.
Работа медицинских сестер на участке заключается в оказании помощи
конкретным людям, семьям и группам людей в определении и достижении ими
физического, умственного и социального здоровья в условиях окружающей
среды, в которой они живут и работают. Это требует от медицинских сестер
определенных функций, способствующих укреплению и сохранению здоровья, а
Страницы: 1, 2, 3