Рефераты. Психологическая концепция В.М. Бехтерева

и психическим расстройствам, дана их классификация; описаны

сложные клинические явления. Результатом явилась подготовка таких

работ, как «Классификация душевных болезней» (Казань 1891 г),

«Неврозопатологические и психиатрические наблюдения» (СП б 1900

г), «Неврозы и психоневрозы» (М, Л, 1929 г) и др.

Бехтерев одним из первых русских психиатров стал

использовать в лечении душевных болезней гипноз, доказав на

практике его эффективность. В таких работах как «К вопросу о

врачебном значении гипноза» (Казань, 1893 г); «Лечебное значение

гипноза» (СП б, 1900); «Гипноз, внушение и психотерапия и их

лечебное значение» (СП б, 1911) Бехтерев подробно разбирает ряд

теоретических вопросов, дает широкий круг клинических показаний

к применению гипноза в лечебных целях. Он справедливо

утверждал, что гипноз, внушение и психотерапия применимы не

только при функциональных заболеваниях нервной системы, как

истерия и различные психоневрозы, но также могут быть показаны

при органических заболеваниях нервной системы. При всех

органических заболеваниях имеют место те или иные психогенно

обусловленные функциональные нарушения, на которые может быть

оказано воздействие через внушение. И устранение этих

функциональных наслоений может благоприятно сказаться на

самочувствии больного.

Для эффективности лечения Бехтерев использовал психологический

эксперимент. Большинство его научных трудов выполнены на

наблюдениях за больными, страдающих различными формами душевных

расстройств.

4. Теория В.М.Бехтерева о рефлексологии

В 1893 году начинается новый этап в научной деятельности

Бехтерева. Он получает предложение возглавить кафедру и клинику

нервных и душевных болезней в Петербургской военно-медицинской

академии. Здесь по его инициативе организованы: анатомическая

лаборатория для изучения строения центральной нервной системы,

лаборатория экспериментальной психологии. В 1899 году за большие

заслуги перед отечественной наукой он был удостоен звания

академика Военно-медицинской академии.

Петербургский этап творчества Бехтерева характеризуется

определенной стадиональностью, общее их направление составляет

переход от объективного экспериментального изучения психики к

рефлексологии, отказывающейся от исследования психических явлений

и акцентирующей внимание лишь на их внешних проявлениях.

Содержание рефлексологических идей Бехтерева отражена в

«Объективной психологии» (СПб, 1907-1910); «Общие основания

рефлексологии» (Пг, 1918); «Объективное изучение личности» (Пг,

1923); «Общие основы рефлексологии» (М, ПГ, 1923) и другие.

В работе «Объективная психология» обоснуется перспективность

объективного метода изучения психологии, рефлекторный процесс

рассматривается как конкретное выражение и способ его

реализации. В более поздних из перечисленных работ происходит

уже полный отказ от психологии, психических явлений, системы ее

категорий и понятий. Отвергнув субъективную психологию, Бехтерев

ставит задачу создания новой психологии, базирующейся на строго

объективном методе изучения психики. Он приходит к выводу о

существовании единого нервно-психического процесса, в котором в

нерасчлененном виде представлены и физиологические и психические

компоненты. Основной единицей анализа нервно-психической

деятельности у него становится рефлекс, рассматриваемый как

универсальный динамический механизм, лежащий в основе всех

реакций человека. Деятельность человека представляет собой сумму

рефлексов, различающихся по сложности и характеру, особенностям

организации. Центром изучения Бехтерева становится не психика,

сознание, а их внешние проявления.

Таким образом, от утверждения идеи объективного изучения психики

Бехтерев приходит к ее снятию и замене психического процесса

физиологическим. Психология заменяется рефлексологией. Принимая

интроспективное определение сознания как единственно возможное,

как нечто непреложное, как нечто, что можно либо взять, либо

отвергнуть, но не изменить, он выбирает единственно в этих

обстоятельствах возможное решение – отказ от изучения психики,

сознания вообще и обращение к исследованию поведения.

В целом, в творчестве В.М. Бехтерева отразилось кризисное

состояние психологической науки на рубеже 19-20 веков.

Отсутствовала разработанная научная методология психологии.

Создавая новую объективную парадигму, Бехтерев мог реально

опереться лишь на стихийно-материалистические предвытекающие из

всей логики развития естественнонаучных взглядов ученого. Они не

обеспечивали понимания психики в ее собственном бытии,

предметно-смысловом содержании как отраженной реальности, образа

объективного мира. Человек оставался в понимании Бехтерева лишь

природным существом, характер его отношений с миром, с

социальной действительностью сводился к пассивному реагированию

на внешние воздействия.

Но эти ошибочные подходы к исследованию психики не означают

огульного отрицания всего, что было получено в области

рефлексологии и, прежде всего, глубоко обоснованной идеи

объективного исследования психики, а также получивших дальнейшее

развитие положений, касающихся комплексного системного изучения

человека.

Бехтерев считал, что психология – это наука о психической

жизни вообще в широком смысле этого слова и поэтому она

должна включать в свой состав такие области, как общая

психология, индивидуальная психология, зоопсихология, общественная

психология, патопсихология, военная психология, генетическая

психология, история психологии.

Рефлексология, в его понимании, выступала именно как система

научных дисциплин, тесно связанная с другими областями науки –

естествознанием и обществознанием.

Принципиальное значение имело то, что Бехтерев не

ограничивался анализом только индивидуального поведения человека.

Признавая взаимосвязь поведения человека с поведением других людей,

он поставил вопрос об объективном изучении этой взаимосвязи. Таким

образом, он явился одним из основателей нового направления

психологического исследования – социальной (или общественной)

психологии, рассматриваемой им как отрасль рефлексологии человека

в соответствии с теми же принципами, которые были выдвинуты и

разработаны применительно к исследованию проблем объективной

психологии и рефлексологии индивида. Отсюда название нового

направления – коллективная рефлексология (Бехтерев В.М. Коллективная

рефлексология. М.-Пг.,1921). Впервые им было дано определение

общественной психологии, перечень круг ее задач, разработаны

оригинальные методы изучения социально – психологических процессов.

Представляют интерес предложенные ученым подходы к анализу

коллектива, механизмов группового влияния, специфики

неорганизованных групп и массовых явлений и ряд других его

положений, не только не утратившие своей актуальности, но и

остающихся поныне едва ли не единственными попытками решения

практически значимых проблем.

С именем Бехтерева связано становление отечественной

психологии труда; под его непосредственным руководством

развивается генетическая психология, центром которой становится

Педагогический институт, созданный в 1922 году.

В организационном плане рефлексологический период

характеризуется попыткой Бехтерева реально организационно воплотить

идею комплексности в форме создания Психоневрологического

института, а затем Института мозга и психической деятельности.

Являясь мозговым центром, институт был связан с другими

учреждениями, входящими в Психоневрологическую академию и

возглавляемыми В.М. Бехтеревым. Можно с полным основанием считать,

что Институт человека у нас реально существовал, и что

накопленный в его стенах опыт организации комплексных

исследований личности требует самого серьезного осмысления.

Научная многогранность и разносторонность сочетались у

Бехтерева с высочайшей научно – организационной и общественной

активностью. Бехтерев был организатором ряда крупных учреждений

и обществ, ответственным редактором многих журналов: «Обозрение

психиатрии, неврологии и экспериментальной психологии» и другие.

Отвергая понятие души в своей концепции, Бехтерев всегда

апеллировал к ней на практике, сам являлся образцом высочайшей

духовности. В.М. Бехтерев писал как-то, что личности, которые

«борются за общее благо человечества, которые руководствуются

идеями права и гуманности, должны быть признаны настоящими

творцами духовной общечеловеческой культуры и имеют права на

вечное признание человечества…» (Бехтерев В.М. Бессмертие с

точки зрения науки // Вестник знания – 1896 г – Стр. 24). Эти

слова ученого имеют самое непосредственное к нему самому, его

вкладу в развитие нашей науки и духовной культуры.

Заключение.

В отечественной психологической науке с

именем Владимира Михайловича Бехтерева связано окончательное

утверждение новой парадигмы в исследовании психической

деятельности, основывающейся на объективном подходе к объяснению

природы психического и методов его изучения.

Вслед за И.М. Сеченовым Бехтерев выступает против

интроспекционистского понимания психики, рассматривает всю

совокупность психических явлений и форм человеческого поведения

на основе понятия рефлекс. Анализ сочетательно-двигательных

рефлексов, доступных для объективного внешнего наблюдения и

регистрации, определяется им как основной метод исследования в

созданных им науках, получивших названия объективная психология

и рефлексология. Резкое противопоставление принципов объективной

психологии господствовавшему в тот период времени

интроспекционистскому пониманию психики и путей ее изучения, а

также конкретный теоретико-методологический уровень разработки

психологических проблем обусловили отказ Бехтерева от

рассмотрения психики и сознания и сведение задач психологической

науки исключительно к анализу внешних проявлений рефлекторной

деятельности без учета опосредствующих ее психических

процессов,.

При жизни Бехтерева В.М. многие проблемы, им рассматриваемые,

не стояли еще так остро, хотя и обсуждались в ряде работ. К

тому же те подходы, которые он новаторски стал применять, начали

интенсивно и систематически разрабатываться в психологической

науке лишь с 30-х годов, уже после его безвременной кончины.

Для того чтобы правильно понять его вклад в науку, учесть

сильные и слабые стороны его позиции, необходимо рассматривать

их в современном историческом контексте, который поможет лучше

высветить некоторые наиболее общие линии в развитии всей

психологической науки от времен В.М.Бехтерева до наших дней.

Список литературы.

1. Бехтерев В.М. и современная психология. Тезисы международной

научно-практической конференции.11-15 сентября

1995г.—Казань,1995—150с.

2. Брушлинский А.В.,Кольцова В.А. Социально-психологическая концепция

В.М. Бехтерева//Бехтерев В.М. Избранные работы по социальной

психологии М.:Наука,1994.—400с.

3.Гращенков Н.И. Роль В.М. Бехтерева в развитии отечественной

неврологии М.:Медгиз,1959.—45с.

4.Гращенков Н.И., Мясищев В.Н., Щелованова Н.М. Вклад В.М. Бехтерева

в учение о мозге и психике .—М.:Знание,1958.—38с.

5. Ломов Б.Ф., Кольцова В.А., Степанова Е.И. Очерк жизни и научной

деятельности В.М. Бехтерева (1857—1927) // Бехтерев В.М. Объективная

психология.- М.:Наука,1991—480с.

6. Никирофоров А.С. В.М. Бехтерев.—М.:Просвещение,1988.—127с.—( Люди

науки ).

7.Шингаров Г.Х. О В.М. Бехтереве—ученом и враче-гипнологе //

Бехтерев В.М. Гипноз, внушение, телепатия.—М.: Мысль, 1994.—364с.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.