Рефераты. Психологическая концепция В.М. Бехтерева

Психологическая концепция В.М. Бехтерева

ПЛАН.

Введение.

2

1. Первые годы научной деятельности.

6

2. Формирование основных научных взглядов В.М.Бехтерева.

10

3. Исследования мозга и нервной системы. 17

4. Бехтерев В.М. – выдающийся психиатр и невропатолог.

20

5. Теория Бехтерева о рефлексологии.

24

Заключение.

30

Список литературы.

32

ВВЕДЕНИЕ.

Среди выдающихся отечественных ученых, организаторов и

основоположников советской психологической науки выделяется

Владимир Михайлович Бехтерев. Невропатолог и психиатр,

специалист в области морфологии, гистологии, анатомии и

физиологии мозга, психолог и педагог, крупный общественный

деятель, создатель оригинальной научной школы, организатор и

руководитель многих научных и учебных центров, автор более 600

работ и 369 выступлений, опубликованных на русском языке, - это

далеко не полный перечень сторон творческой деятельности этого

многогранного ученого. Знакомство с наследием В.М.Бехтерева,

богатством его идей, наблюдений, фактов, как никогда, необходимо

сегодня.

Но здесь появляются сложности. Дело в том, что работы этого

выдающегося ученого после его смерти не издавались и стали

библиографической редкостью. Лишь в 90-е годы нашего столетия в

серии « Памятники психологической мысли » переизданы такие его

труды как « Объективная психология » (1991), « Избранные труды

по социальной психологии » (1994). Вышел в свет однотомник

«Избранные труды».

Следует также отметить, что в отечественной психологической

науке, в трудах, освещающих историю ее становления, до сих пор

отсутствует адекватная оценка научного наследия В.М. Бехтерева.

В существующем на сегодняшний анализе его взглядов наиболее

выражены две тенденции. Первая представляет собой одностороннюю

критическую оценку вклада ученого в развитие психологии.

Справедливо характеризуя недостатки научного подхода Бехтерева к

изучению психологических явлений, историческую ограниченность

развиваемого им рефлексологического учения авторы не раскрывают

в должной мере конструктивного содержания его идей,

методологической значимости многих выдвинутых им положений,

ценности полученных конкретных фактов, оказавших в свое время

большое воздействие на развитие отечественной и мировой

психологии и являющихся и поныне актуальными как для

современной психологической истории, так и для решения

практических задач. При этом недостаточно вскрывается общенаучная

и социально-культурная обусловленность возникновения

поведенческого направления в психологии, ярким представителем

которого в нашей стране был В.М. Бехтерев, его историческое

место и значение в развитии научного психологического познания.

Вторая тенденция, проявляющаяся в анализе научного вклада

В.М. Бехтерева, состоит в том, что многогранное, цельное по

своему содержанию учение искусственно расчленяется, и предметом

изучения становятся те или иные отдельные его стороны.

Разумеется, в интересах глубины анализа требуется детальное

специальное рассмотрение вклада Бехтерева в развитие разных

областей отечественной и мировой неврологии, изучение

особенностей взглядов Бехтерева – психолога, Бехтерева – физиолога

и т. д. Но при этом не следует упускать из виду тот факт,

что аналитическая стадия исследования недостаточна сама по себе,

не является конечной инстанцией в научном познании, а

предполагает далее создание целостного представления о системе

научных взглядов ученого. Это тем более важно, когда речь идет

об ученом такого масштаба, как Бехтерев, поставившим задачу и

реально попытавшемся создать целостное учение о человеке,

ввести его в общую систему знаний о мире. Многие

методологически важные идеи и положения, содержащиеся в его

трудах и выходящие за границы знания, относящегося

непосредственно к тем или иным конкретным направлениям и

проблемам психологии, до сих пор остаются вне поля зрения

исследователей.

Новое мышление в науке означает отказ от одномерных,

односторонних оценок и суждений, реализацию подлинно

диалектического взгляда на историческое прошлое, максимально

полное использование современной наукой всех ценных идей,

взглядов и представлений, которые накоплены предшествующими

поколениями ученых. И без сомнения В.М. Бехтерев, один из

крупнейших представителей нашей отечественной науки.

В нашей курсовой работе мы попытались подойти к

характеристике научной деятельности В.М. Бехтерева именно с

вышеизложенных позиций.

1. Первые годы научной деятельности.

В.М. Бехтерев родился 20 января 1857г. в Вятской губернии.

Уже в детстве он проявлял интерес к натуралистическим

наблюдениям, увлекался естественными науками. Знакомство с теорией

Ч.Дарвина стало первым серьезным обращением молодого Бехтерева

к проблеме развития живой материи.

Став в 1873 году студентом Петербургской медико-хирургической

академии и окунувшись в самую гущу общественно-политической

жизни России конца 19 века, Бехтерев глубоко прочувствовал

остроту социальных противоречий, сам непосредственно включился в

студенческое движение.

Петербургская медико-хирургическая академия в 70-е годы

представляла собой крупный научный центр, готовивший

высококвалифицированные кадры врачей – практиков и ученых.

Передовые традиции в области научной деятельности и воспитания

студентов были связаны в академии с деятельностью многих

известных ученых, работавших здесь: профессора анатомии В.А.

Грубера, химика А.П. Бородина, создателя анатомического театра

при академии Н.И. Пирогова, известного русского физиолога И.М.

Сеченого и других.

Наряду с этим выделялась и группа ученых, представляющих

идеалистическое направление в науке, проповедовавших идеи отказа

от демократических принципов воспитания студентов. К их числу

относился, частности, профессор И.Н. Цион, заменивший И.М.

Сеченова на кафедре физиологии в связи с вынужденным уходом

последнего в отставку. Студенты были объективно поставлены перед

нравственным выбором, касающимся поддержки той или иной научной

и общественно-политической платформы.

В такой бурной научной и общественной жизни происходило

становление Бехтерева как ученого. Бехтерев с увлечением

занимается физиологией, теорией глазных болезней и акушерства. К

четвертому курсу он принимает окончательное решение о будущей

своей профессиональной специализации, остановив выбор на изучении

нервных и душевных болезней. И объясняет этот выбор такими

словами: «Эта специальность мне казалась из всей медицинской

науки этого времени наиболее тесно связанной с общественностью

и, кроме того, увлекала вопросами познания личности, связанными

с глубокими философскими и политическими проблемами и это

решило мой выбор». (Бехтерев В.М. Автобиография. – Москва:

Издательство «Огонек», 1928 год – Стр. 6)

Непосредственным наставником В.М. Бехтерева в выбранной им

профессии стал И.П. Мержеевский, руководитель кафедры и клиники

душевных и нервных болезней академии, известный русский ученый-

психиатр. С его именем, по мнению Бехтерева, связано создание

клинико-патопсихологического направления в отечественной

психиатрии.

Большое влияние на Бехтерева оказали такие взгляды

профессора медицины, видного русского клинициста С.П. Боткина,

автора учения «нервизма». Именно по его инициативе в 1877 году

во время русско-турецкой войны В.М. Бехтерев, окончивший в это

время четвертый курс, вступил в добровольческий военно-

санитарный отряд и, работая на передовой, оказывал помощь

раненым. Это была его первая самостоятельная серьезная

врачебная практика.

В 1878 году, выдержав выпускные экзамены и получив звание

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.