Рефераты. Профориентация детей-инвалидов по зрению

специалистов по социальной работе, сталкивающихся с такой категорией детей.

§1.2. Внимание слепых и слабовидящих.

«Внимание—организация всей психической деятельности, состоящая в

избирательной её направленности и сосредоточенности ее объектах

деятельности». 11

Основным физиологическим механизмом внимания является функционирование

очага оптимального возбуждения или доминанты. Благодаря оптимальному

возбуждению в определённой области коры мозга создаются условия для

наиболее точного и полного отражения того, что особенно значимо в данный

момент.

Физиологическим механизмом внимания является и врождённый

ориентировочный рефлекс. Мозг выделяет из окружающей среды каждый новый

необычный раздражитель. Функционирование ориентировочного рефлекса

сопровождается соответствующей настройкой анализаторов, повышением их

чувствительности, а также общей активизацией деятельности мозга.

Исследованиями нейропсихологов было установлено, что сохранение

направленного, программированного действия и торможение всех реакций на

побочные воздействия осуществляется лобными долями коры головного мозга.28

Лобные доли коры головного мозга связаны со всей произвольной

сознательной деятельностью, с функционированием речи. Это свидетельствует о

сущности внимания как способе функционирования всего сознания.

Внимание, не являясь самостоятельным психическим процессом,

проявляется внутри ощущений, восприятия, памяти, мышления и других

процессов как сосредоточение сознания на отражённом объекте.

Выпадение или нарушение зрительных функций при слепоте приводит к

невозможности или затруднённости зрительного отражения мира. В результате

чего из сферы ощущений и восприятия выпадает огромное количество сигналов,

информирующих человека о важных свойствах предметов и явлений. Поэтому

компенсация этих пробелов в чувственном опыте возможна только при

активизации деятельности сохранных органов чувств, в которой существенная

роль принадлежит вниманию.

Сокращение количества внешних воздействий, обусловленное полным или

частичным выпадением зрительных ощущений и восприятия, препятствует

развитию внимания, сокращая круг объектов, которые при восприятии вызывают

непосредственный интерес. Сокращение внешних воздействий отрицательно

сказывается на объёме, устойчивости, концентрированности и других свойствах

внимания.

Уменьшение количества внешних раздражителей не может способствовать и

устойчивости внимания, так как сила и однообразие слуховых раздражителей

быстро утомляет слепого и ведёт к рассеиванию внимания.

Существование высших видов внимания—произвольного и

послепроизвольного—связано с деятельностью, в которой формируются духовные

потребности, интересы, волевые качества и сознание личности, в конечном

итоге определяющие уровень развития и направленности. Поэтому, включение

лиц с дефектами зрения в активную деятельность должно способствовать

преодолению трудностей в развитии непроизвольного и произвольного внимания.

Развитие внимания у слепых определяется необходимостью отчётливо,

рельефно воспринимать многочисленные свойства и признаки предметов, ничего

не значащие для зрячих, но при нарушении зрения получающие сигнальное

значение и выступающие на первый план.

А те затруднения, которые приходится преодолевать слепым в процессе

познания мира, требуют от них гораздо более внимательного отношения к

целому ряду операций. В результате подсознательно формируется установка на

внимание, на более тщательный контроль над своими действиями.

При включении индивида с дефектом зрения в активную деятельность, по

мнению А.Г. Литвака, «…развивается способность произвольно направлять

сознание на объекты деятельности, что делает возможным их адекватное

отражение при полной или частичной слепоте, в значительной мере компенсируя

обусловленные дефектом вторичные отклонения».23

«При отсутствии зрения в определенных условиях получает компенсаторное

развитие слуховое и осязательное восприятие. Однако вопрос о преобладании

того или иного типа внимания не может быть решён однозначно, так как их

развитие, как у слепых, так и у нормально видящих зависит не только и даже

не столько от состояния анализаторов и уровня чувствительности, сколько от

характера деятельности, в которой принимает участие индивид».32

« Хотя слепота и вносит некоторые специфические особенности в развитие

и проявление внимания, но в целом внимание слепых подчиняется тем же

закономерностям, что и у нормально видящих, и может достигать такого же

уровня развития».10 Это обусловлено тем, что внимание, не будучи связано с

каким-либо определённым психическим процессом и с функционированием какого-

либо анализатора, формируется в деятельности и зависит от приобретённых

волевых, эмоциональных и интеллектуальных свойств личности, от активности

человека.

То есть, для осуществления трудовой деятельности во взрослые периоды

жизни должно осуществляться воспитание внимания и формирование

внимательности как свойство личности у детей с дефектом зрения. И это

воспитание должно проводиться на той же основе и теми же способами, что и у

нормально видящих детей.

§1.3. Речевая деятельность слепых и слабовидящих.

В русской и зарубежной тифлопсихологии XIX—нач. XX столетия речь

рассматривалась с сенсуалистических позиций, речевое развитие считалось

результатом индивидуального опыта. Поэтому отрицалось полноценное овладение

и понимание слепыми речи. В основе этого отрицания лежало убеждение о том,

что отсутствие зрения создаёт ничем не компенсируемый разрыв между словом,

отражающим главным образом зрительные впечатления, и представлениями,

которые у слепых формируются на основе принципиально отличного от

зрительного осязательного восприятия. (К. Бюрклен, А. Крогиус и т.д.).

Неправомерность противопоставления зрительного и осязательного

восприятия была доказана И.М. Сеченовым.24

Материалистический подход к изучению речи слепых не отрицает, а

напротив, предполагает в ряде случаев неизбежность возникновения у них

разрыва между словом и образом (например, представление и обозначение

цвета), однако значение слов, даже обозначающих только зрительно

воспринимаемые объекты, в силу их обобщённости может быть доступно слепым.

Нужно помнить, что отражённые в понятии и закреплённые в слове свойства,

связи и отношения предметов и явлений объективной реальности адекватно

отражаются не только зрительно, но и при помощи других органов чувств.

Поэтому в соотношении слова и образа у нормально видящих и слепых имеется

преимущественно количественное, а не качественное различие.

Таким образом, можно говорить об общности основных речевых функций для

всех членов общества, независимо от состояния их анализаторных систем, в

частности зрительного анализатора.

Помимо основных—коммуникативной, сигнификативной (обозначение),

обобщения, абстрагирования и побуждения—функций, А.Г. Литвак выделяет

компенсаторную функцию речи. «Выделение этой функции…указывает на новый,

появляющийся в связи с сужением сферы чувственного познания и направленный

на ликвидацию его последствий в психическом развитии личности, аспект

речевой деятельности».25

На основе словесных объяснений, подкрепляемых доступными для слепых

чувственными данными, лица с дефектами зрения получают представления о

многих недоступных для их восприятия предметах и явлениях действительности.

Компенсаторная функция речи выступает во всех видах психической

деятельности слепых: в процессе восприятия (слово направляет и уточняет

его), при формировании представлений и образов воображения, в ходе усвоения

понятий и т.д.

Компенсаторная функция речи имеет огромное значение для формирования

личности слепого в целом. Благодаря речи слепые контактируют с окружающими

людьми, ориентируются в обществе.

«Речевая деятельность при дефектах зрения принципиально не нарушается,

овладение речью и её функциями при слепоте происходит так же, как у

нормально видящих, однако нарушения или отсутствие зрения накладывают на

этот процесс…отпечаток, вносят специфику, проявляющуюся в динамике развития

и накопления языковых средств и выразительных движений, своеобразии

соотношения слова и образа, содержании лексики, некотором отставании

формирования речевых навыков и языкового чутья».25

Усвоение родного языка начинается с подражания. «И если развитие

фонематического слуха и формирование речеслуховых представлений, основанное

на слуховом восприятии, протекает у слепых и зрячих идентично, то

формирование…артикуляции звуковой речи, основанное не только на слуховом,

но и на кинестетическом и зрительном восприятии, существенно страдает. Это

есть следствие полного или частичного нарушения возможности визуально

отражать артикуляторные движения вступающих в речевой контакт со слепым

ребёнком окружающих его людей».35

Сегодня доказано наличие нарушений взаимодействия в функционировании

анализаторных систем, которые участвуют в формировании фактической стороны

речи—слуховой, кинестетической и зрительной. То есть, в процессе

становления речи у слепых наблюдаются отклонения от нормы.

Основной дефект речи слепого—косноязычие, проявляющееся в неправильном

произношении свистящих и шипящих звуков, неправильное произношение звука

«Л», недостатки произношения звука «Р.» и т.д., что часто отражается на

письме. По данным М.Е. Хватцева, 25% ошибок связано с неправильным

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.