специалистов по социальной работе, сталкивающихся с такой категорией детей.
§1.2. Внимание слепых и слабовидящих.
«Внимание—организация всей психической деятельности, состоящая в
избирательной её направленности и сосредоточенности ее объектах
деятельности». 11
Основным физиологическим механизмом внимания является функционирование
очага оптимального возбуждения или доминанты. Благодаря оптимальному
возбуждению в определённой области коры мозга создаются условия для
наиболее точного и полного отражения того, что особенно значимо в данный
момент.
Физиологическим механизмом внимания является и врождённый
ориентировочный рефлекс. Мозг выделяет из окружающей среды каждый новый
необычный раздражитель. Функционирование ориентировочного рефлекса
сопровождается соответствующей настройкой анализаторов, повышением их
чувствительности, а также общей активизацией деятельности мозга.
Исследованиями нейропсихологов было установлено, что сохранение
направленного, программированного действия и торможение всех реакций на
побочные воздействия осуществляется лобными долями коры головного мозга.28
Лобные доли коры головного мозга связаны со всей произвольной
сознательной деятельностью, с функционированием речи. Это свидетельствует о
сущности внимания как способе функционирования всего сознания.
Внимание, не являясь самостоятельным психическим процессом,
проявляется внутри ощущений, восприятия, памяти, мышления и других
процессов как сосредоточение сознания на отражённом объекте.
Выпадение или нарушение зрительных функций при слепоте приводит к
невозможности или затруднённости зрительного отражения мира. В результате
чего из сферы ощущений и восприятия выпадает огромное количество сигналов,
информирующих человека о важных свойствах предметов и явлений. Поэтому
компенсация этих пробелов в чувственном опыте возможна только при
активизации деятельности сохранных органов чувств, в которой существенная
роль принадлежит вниманию.
Сокращение количества внешних воздействий, обусловленное полным или
частичным выпадением зрительных ощущений и восприятия, препятствует
развитию внимания, сокращая круг объектов, которые при восприятии вызывают
непосредственный интерес. Сокращение внешних воздействий отрицательно
сказывается на объёме, устойчивости, концентрированности и других свойствах
внимания.
Уменьшение количества внешних раздражителей не может способствовать и
устойчивости внимания, так как сила и однообразие слуховых раздражителей
быстро утомляет слепого и ведёт к рассеиванию внимания.
Существование высших видов внимания—произвольного и
послепроизвольного—связано с деятельностью, в которой формируются духовные
потребности, интересы, волевые качества и сознание личности, в конечном
итоге определяющие уровень развития и направленности. Поэтому, включение
лиц с дефектами зрения в активную деятельность должно способствовать
преодолению трудностей в развитии непроизвольного и произвольного внимания.
Развитие внимания у слепых определяется необходимостью отчётливо,
рельефно воспринимать многочисленные свойства и признаки предметов, ничего
не значащие для зрячих, но при нарушении зрения получающие сигнальное
значение и выступающие на первый план.
А те затруднения, которые приходится преодолевать слепым в процессе
познания мира, требуют от них гораздо более внимательного отношения к
целому ряду операций. В результате подсознательно формируется установка на
внимание, на более тщательный контроль над своими действиями.
При включении индивида с дефектом зрения в активную деятельность, по
мнению А.Г. Литвака, «…развивается способность произвольно направлять
сознание на объекты деятельности, что делает возможным их адекватное
отражение при полной или частичной слепоте, в значительной мере компенсируя
обусловленные дефектом вторичные отклонения».23
«При отсутствии зрения в определенных условиях получает компенсаторное
развитие слуховое и осязательное восприятие. Однако вопрос о преобладании
того или иного типа внимания не может быть решён однозначно, так как их
развитие, как у слепых, так и у нормально видящих зависит не только и даже
не столько от состояния анализаторов и уровня чувствительности, сколько от
характера деятельности, в которой принимает участие индивид».32
« Хотя слепота и вносит некоторые специфические особенности в развитие
и проявление внимания, но в целом внимание слепых подчиняется тем же
закономерностям, что и у нормально видящих, и может достигать такого же
уровня развития».10 Это обусловлено тем, что внимание, не будучи связано с
каким-либо определённым психическим процессом и с функционированием какого-
либо анализатора, формируется в деятельности и зависит от приобретённых
волевых, эмоциональных и интеллектуальных свойств личности, от активности
человека.
То есть, для осуществления трудовой деятельности во взрослые периоды
жизни должно осуществляться воспитание внимания и формирование
внимательности как свойство личности у детей с дефектом зрения. И это
воспитание должно проводиться на той же основе и теми же способами, что и у
нормально видящих детей.
§1.3. Речевая деятельность слепых и слабовидящих.
В русской и зарубежной тифлопсихологии XIX—нач. XX столетия речь
рассматривалась с сенсуалистических позиций, речевое развитие считалось
результатом индивидуального опыта. Поэтому отрицалось полноценное овладение
и понимание слепыми речи. В основе этого отрицания лежало убеждение о том,
что отсутствие зрения создаёт ничем не компенсируемый разрыв между словом,
отражающим главным образом зрительные впечатления, и представлениями,
которые у слепых формируются на основе принципиально отличного от
зрительного осязательного восприятия. (К. Бюрклен, А. Крогиус и т.д.).
Неправомерность противопоставления зрительного и осязательного
восприятия была доказана И.М. Сеченовым.24
Материалистический подход к изучению речи слепых не отрицает, а
напротив, предполагает в ряде случаев неизбежность возникновения у них
разрыва между словом и образом (например, представление и обозначение
цвета), однако значение слов, даже обозначающих только зрительно
воспринимаемые объекты, в силу их обобщённости может быть доступно слепым.
Нужно помнить, что отражённые в понятии и закреплённые в слове свойства,
связи и отношения предметов и явлений объективной реальности адекватно
отражаются не только зрительно, но и при помощи других органов чувств.
Поэтому в соотношении слова и образа у нормально видящих и слепых имеется
преимущественно количественное, а не качественное различие.
Таким образом, можно говорить об общности основных речевых функций для
всех членов общества, независимо от состояния их анализаторных систем, в
частности зрительного анализатора.
Помимо основных—коммуникативной, сигнификативной (обозначение),
обобщения, абстрагирования и побуждения—функций, А.Г. Литвак выделяет
компенсаторную функцию речи. «Выделение этой функции…указывает на новый,
появляющийся в связи с сужением сферы чувственного познания и направленный
на ликвидацию его последствий в психическом развитии личности, аспект
речевой деятельности».25
На основе словесных объяснений, подкрепляемых доступными для слепых
чувственными данными, лица с дефектами зрения получают представления о
многих недоступных для их восприятия предметах и явлениях действительности.
Компенсаторная функция речи выступает во всех видах психической
деятельности слепых: в процессе восприятия (слово направляет и уточняет
его), при формировании представлений и образов воображения, в ходе усвоения
понятий и т.д.
Компенсаторная функция речи имеет огромное значение для формирования
личности слепого в целом. Благодаря речи слепые контактируют с окружающими
людьми, ориентируются в обществе.
«Речевая деятельность при дефектах зрения принципиально не нарушается,
овладение речью и её функциями при слепоте происходит так же, как у
нормально видящих, однако нарушения или отсутствие зрения накладывают на
этот процесс…отпечаток, вносят специфику, проявляющуюся в динамике развития
и накопления языковых средств и выразительных движений, своеобразии
соотношения слова и образа, содержании лексики, некотором отставании
формирования речевых навыков и языкового чутья».25
Усвоение родного языка начинается с подражания. «И если развитие
фонематического слуха и формирование речеслуховых представлений, основанное
на слуховом восприятии, протекает у слепых и зрячих идентично, то
формирование…артикуляции звуковой речи, основанное не только на слуховом,
но и на кинестетическом и зрительном восприятии, существенно страдает. Это
есть следствие полного или частичного нарушения возможности визуально
отражать артикуляторные движения вступающих в речевой контакт со слепым
ребёнком окружающих его людей».35
Сегодня доказано наличие нарушений взаимодействия в функционировании
анализаторных систем, которые участвуют в формировании фактической стороны
речи—слуховой, кинестетической и зрительной. То есть, в процессе
становления речи у слепых наблюдаются отклонения от нормы.
Основной дефект речи слепого—косноязычие, проявляющееся в неправильном
произношении свистящих и шипящих звуков, неправильное произношение звука
«Л», недостатки произношения звука «Р.» и т.д., что часто отражается на
письме. По данным М.Е. Хватцева, 25% ошибок связано с неправильным
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13