многие слепые превосходно играют на различных музыкальных инструментах,
выступают солистами в ансамблях.
Слепые с успехом занимаются и настройкой музыкальных инструментов.
Чернов—один из первых русских высококвалифицированных настройщиков,
виолончелист и учитель музыки; П.П. Трекше—старший настройщик на
фортепианной фабрике Оффенбахера.
Среди слепых были и скульпторы, но эта профессия не получила широкого
распространения.
Успехи слепых в различных областях искусства позволяют говорить о
возможности их специализации в этих профессиях.
А.Г. Кондратов предостерегает от традиционного вредного заблуждения,
будто слепота создаёт какие-то особые преимущества в области развития
музыкальных способностей. «Способности в искусстве встречаются среди слепых
не чаще, чем среди зрячих».19 Для нас важно, что слепые могут заниматься
искусством, особенно в области художественного слова, пения и
музыцирования. Здесь очень важна помощь зрячих во время подготовки при
изучении жестов и мимики.
Вопрос о работе слепых в различных отраслях искусства довольно
детально проработан в специальной литературе.
Многие слепые своей работой показали, что слепота не является
препятствием и к педагогической деятельности.
Мы уже упоминали о слепых учёных, которые в разные времена, добиваясь
больших успехов в научно-исследовательской работе, были вместе с тем и
хорошими педагогами высшей и других школ.
В нашей стране, благодаря ЛГПИ им. А.И. Герцена и другим
пединститутам, профессия преподавателя среди слепых стала массовой.
Вопросам слепых педагогов в литературе уделено большое внимание.
«Опыт показал, что слепым педагогам легче заниматься со старшими, чем с
младшими классами».20 Из этого следует, что более всего им подходит работа
в высшей школе, затем в средней. Но не все слепые подходят для работы в
ВУЗах (впрочем, как и зрячие), т.к. для неё требуется высокая квалификация.
Слепые педагоги могут преподавать как зрячим, так и незрячим учащимся.
При работе со зрячими легче наладить их содействие, но встречаются моменты,
затрудняющие работу слепого. При работе со слепыми учащимися педагог легче
устанавливает контакт с ними, но может оказаться беспомощным в тех случаях,
когда они нуждаются в помощи зрячих.
По определению В.И. Коваленко наименьшие трудности для слепых
представляет преподавание гуманитарных наук. «Преподавание физики,
географии, естественных наук…затруднительно. Оно не желательно в школе
слепых, а в школе зрячих допустимо в виде исключения».18 Но анализ
литературы опровергает это заключение. По словам многих специалистов слепые
преподаватели успешно справляются с преподаванием этих наук. С.Д.
Белоголовцев (доцент текстильного института г. Иванова) пишет, что
«…незрячие математики давно доказали, что они с успехом могут сочетать
научную и педагогическую работу в высшей школе. Академик Л.С. Понтрягин,
доценты И.В. Проскуряков и А.С. Пархоменко, М.И. Шерстнёв, В.В. Кузнецов,
В.М. Чмутов и др.
Многолетний сравнительный анализ показывает, что знания студентов,
полученные от незрячего преподавателя технического ВУЗа, не уступают
результатам работы зрячих коллег».33
Поле педагогической деятельности слепых в различных отраслях знания
очень широко, т.к. во всех профессиях возможен переход с практической
работы на сообщение знаний.
Назовём несколько имён известных слепых преподавателей прошлого:
Армитэдж (1824-1890)—его работа «О воспитании и занятиях слепых» до сих
пор сохранила значение;
Френсис-Джозеф Кемпбелл (1832-1914)—учитель слепых в Бостонском институте
Перкинса. Выступал на международных конгрессах по слеповедению. Оставил
после себя ряд работ: «Воспитание слепых» и т.д.;
Пьер Виллей (1879-1933)—профессор литературы, автор книг «Психология
слепых», «Педагогика слепых» и др.;
П.Г. Мягков (XIX в.)—крепостной юрист. Обучал юриспруденции. О нём
упоминает Аксаков в своей «Семейной хронике»;
А.В. Бирилёв (1872)—руководитель Казанского училища слепых. Написал
работы: «Осязание слепых», «Тифлопедагогическая техника»;
В.С. Сверлов (1898)—преподаватель географии. Читал лекции в ЛГПИ им. А.И.
Герцена. Автор многих трудов по вопросам преподавания слепым географии,
работы слепых педагогов, трудоустройства слепых.
Таким образом, научная деятельность, преподавание в школе, техникуме и
ВУЗе являются для инвалидов по зрению одной из наиболее эффективных форм
участия в общественно-полезном труде.
Также встречались в истории среди слепых и врачи.
В Японии с древних времён массаж является основной профессией слепых.
Долгое время он был даже их монополией.
Массаж как профессия слепых проник из Японии в Европу через Англию в
XIX веке, но первоначально не получил широкого распространения. Но во время
мировой войны 1914-1918 г.г. этой профессии стали обучать военно-ослепших.
Возникла ассоциация слепых массажистов.
На съезде русских деятелей по распространению профессионального и
технического образования в Москве в 1896 году А.А. Густовский сделал доклад
о доступности для слепых массажа как профессии. На основании опыта он
утверждал, что слепые хорошо усваивают приёмы массажа, в частности
хирургического, и вполне справляются с этим делом.
То есть профессия массажиста давно вошла в список рекомендуемых при
профориентации слепых и их трудоустройстве.
Мы дали перечень основных профессий интеллектуального труда, в которых
слепые доказали свою состоятельность. Этот перечень говорит о том, что
слепота не является препятствием для работы в самых разнообразных отраслях
умственного труда. Основные препятствия для работы в этой
сфере—недостаточная оснащённость техническими приспособлениями, недочёты в
подготовке к интеллектуальному труду, слабое обеспечение новой литературой
по системе Брайля, насторожённое отношение к слепым специалистам со стороны
зрячих коллег (это постепенно проходит) и населения.
Тем не менее, мы считаем целесообразной и преимущественной организацию
профориентации детей-инвалидов по зрению в сферу умственного труда.
§2.7. Из опыта отечественной профориентации детей-инвалидов по зрению.
В Свердловской области проблемой профориентации детей-инвалидов по
зрению серьёзно занимается Свердловская областная средняя школа-интернат.
Под руководством бывшего директора школы Мартиросян С.А. коллектив
тифлопедагогов разработал систему методов и приёмов по формированию
интересов у учащихся к тому или иному виду трудовой деятельности. Им
удалось наладить не только профориентационную работу, но и выпуск уже
готовых специалистов. Т.е. ребёнок, покидающий стены школы, имеет
специальность, с которой смело вступает в жизнь.
Нельзя не отметить то обстоятельство, что подавляющее большинство
слепых и слабовидящих детей в России вынуждены обучаться в
специализированных школах-интернатах, что затрудняет их возможности в
выборе профессии, так как дети оторваны от реальной жизни. Поэтому заслуги
коллектива школы в этой области неоценимы.
Начиная со средней школы, педагоги очень внимательно следят за
развитием интересов воспитанников, за проявлениями их способностей. Поэтому
к 10-11 классу становится возможным определить дальнейшее обучение в том
или ином специализированном классе.
К предпоследнему году обучения школьник уже самостоятельно может
выбрать направление дальнейшей трудовой деятельности. Школа даёт
возможность выбора между обучением в классе с углублённым изучением
математики, где старшеклассники изучают языки программирования,
вычислительную технику, работают с компьютером и т.д., обучением в классе с
проф. подготовкой массажистов, где им преподают теоретические курсы
медицинского колледжа и организуют практические занятия как на базе
специальных кабинетов школы, так и стажировку в медицинских учреждениях
города В. Пышмы и Екатеринбурга.
После окончания математического класса и сдачи квалификационных
экзаменов выпускнику присваивается квалификация «вычислитель-программист».
После же успешного освоения теоретического и практического курса обучения
(828 часов) в классе с медицинской проф. подготовкой выпускнику
присваивается квалификация «массажист».
Также был организован класс с углублённым изучением гуманитарных наук:
литературы, истории, музыки, права. Здесь дети постоянно знакомятся с
классической и современной литературой, проводят литературные вечера,
поэтические встречи, посещают музеи и выставки, собираются на музыкальные
лектории и т.д. Перечень мероприятий очень велик, и все они направлены на
то, чтобы после окончания школы облегчить ребёнку поступление и обучение в
гуманитарном Вузе, дать ему такой багаж знаний, который позволил бы
будущему слепому студенту решить многие проблемы, связанные с чтением
литературы по тому или иному предмету самостоятельно.
Также на базе учебно-производственных мастерских ведётся проф.
подготовка будущих рабочих УПП ВОС с учётом запросов этих предприятий.
Сегодня проводится, на наш взгляд, уникальный эксперимент совместно с
СоИном УГППУ по профессиональной ориентации детей в специальности
социальной сферы. Преподаватели Вуза проводят занятия в специализированном
классе по отдельным дисциплинам первых курсов института. это значительно
облегчит как обучение будущих студентов, так и разработку коллективом Вуза
организационных и учебных материалов по подготовке незрячих специалистов. В
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13