Рефераты. Профориентация детей-инвалидов по зрению

многие слепые превосходно играют на различных музыкальных инструментах,

выступают солистами в ансамблях.

Слепые с успехом занимаются и настройкой музыкальных инструментов.

Чернов—один из первых русских высококвалифицированных настройщиков,

виолончелист и учитель музыки; П.П. Трекше—старший настройщик на

фортепианной фабрике Оффенбахера.

Среди слепых были и скульпторы, но эта профессия не получила широкого

распространения.

Успехи слепых в различных областях искусства позволяют говорить о

возможности их специализации в этих профессиях.

А.Г. Кондратов предостерегает от традиционного вредного заблуждения,

будто слепота создаёт какие-то особые преимущества в области развития

музыкальных способностей. «Способности в искусстве встречаются среди слепых

не чаще, чем среди зрячих».19 Для нас важно, что слепые могут заниматься

искусством, особенно в области художественного слова, пения и

музыцирования. Здесь очень важна помощь зрячих во время подготовки при

изучении жестов и мимики.

Вопрос о работе слепых в различных отраслях искусства довольно

детально проработан в специальной литературе.

Многие слепые своей работой показали, что слепота не является

препятствием и к педагогической деятельности.

Мы уже упоминали о слепых учёных, которые в разные времена, добиваясь

больших успехов в научно-исследовательской работе, были вместе с тем и

хорошими педагогами высшей и других школ.

В нашей стране, благодаря ЛГПИ им. А.И. Герцена и другим

пединститутам, профессия преподавателя среди слепых стала массовой.

Вопросам слепых педагогов в литературе уделено большое внимание.

«Опыт показал, что слепым педагогам легче заниматься со старшими, чем с

младшими классами».20 Из этого следует, что более всего им подходит работа

в высшей школе, затем в средней. Но не все слепые подходят для работы в

ВУЗах (впрочем, как и зрячие), т.к. для неё требуется высокая квалификация.

Слепые педагоги могут преподавать как зрячим, так и незрячим учащимся.

При работе со зрячими легче наладить их содействие, но встречаются моменты,

затрудняющие работу слепого. При работе со слепыми учащимися педагог легче

устанавливает контакт с ними, но может оказаться беспомощным в тех случаях,

когда они нуждаются в помощи зрячих.

По определению В.И. Коваленко наименьшие трудности для слепых

представляет преподавание гуманитарных наук. «Преподавание физики,

географии, естественных наук…затруднительно. Оно не желательно в школе

слепых, а в школе зрячих допустимо в виде исключения».18 Но анализ

литературы опровергает это заключение. По словам многих специалистов слепые

преподаватели успешно справляются с преподаванием этих наук. С.Д.

Белоголовцев (доцент текстильного института г. Иванова) пишет, что

«…незрячие математики давно доказали, что они с успехом могут сочетать

научную и педагогическую работу в высшей школе. Академик Л.С. Понтрягин,

доценты И.В. Проскуряков и А.С. Пархоменко, М.И. Шерстнёв, В.В. Кузнецов,

В.М. Чмутов и др.

Многолетний сравнительный анализ показывает, что знания студентов,

полученные от незрячего преподавателя технического ВУЗа, не уступают

результатам работы зрячих коллег».33

Поле педагогической деятельности слепых в различных отраслях знания

очень широко, т.к. во всех профессиях возможен переход с практической

работы на сообщение знаний.

Назовём несколько имён известных слепых преподавателей прошлого:

Армитэдж (1824-1890)—его работа «О воспитании и занятиях слепых» до сих

пор сохранила значение;

Френсис-Джозеф Кемпбелл (1832-1914)—учитель слепых в Бостонском институте

Перкинса. Выступал на международных конгрессах по слеповедению. Оставил

после себя ряд работ: «Воспитание слепых» и т.д.;

Пьер Виллей (1879-1933)—профессор литературы, автор книг «Психология

слепых», «Педагогика слепых» и др.;

П.Г. Мягков (XIX в.)—крепостной юрист. Обучал юриспруденции. О нём

упоминает Аксаков в своей «Семейной хронике»;

А.В. Бирилёв (1872)—руководитель Казанского училища слепых. Написал

работы: «Осязание слепых», «Тифлопедагогическая техника»;

В.С. Сверлов (1898)—преподаватель географии. Читал лекции в ЛГПИ им. А.И.

Герцена. Автор многих трудов по вопросам преподавания слепым географии,

работы слепых педагогов, трудоустройства слепых.

Таким образом, научная деятельность, преподавание в школе, техникуме и

ВУЗе являются для инвалидов по зрению одной из наиболее эффективных форм

участия в общественно-полезном труде.

Также встречались в истории среди слепых и врачи.

В Японии с древних времён массаж является основной профессией слепых.

Долгое время он был даже их монополией.

Массаж как профессия слепых проник из Японии в Европу через Англию в

XIX веке, но первоначально не получил широкого распространения. Но во время

мировой войны 1914-1918 г.г. этой профессии стали обучать военно-ослепших.

Возникла ассоциация слепых массажистов.

На съезде русских деятелей по распространению профессионального и

технического образования в Москве в 1896 году А.А. Густовский сделал доклад

о доступности для слепых массажа как профессии. На основании опыта он

утверждал, что слепые хорошо усваивают приёмы массажа, в частности

хирургического, и вполне справляются с этим делом.

То есть профессия массажиста давно вошла в список рекомендуемых при

профориентации слепых и их трудоустройстве.

Мы дали перечень основных профессий интеллектуального труда, в которых

слепые доказали свою состоятельность. Этот перечень говорит о том, что

слепота не является препятствием для работы в самых разнообразных отраслях

умственного труда. Основные препятствия для работы в этой

сфере—недостаточная оснащённость техническими приспособлениями, недочёты в

подготовке к интеллектуальному труду, слабое обеспечение новой литературой

по системе Брайля, насторожённое отношение к слепым специалистам со стороны

зрячих коллег (это постепенно проходит) и населения.

Тем не менее, мы считаем целесообразной и преимущественной организацию

профориентации детей-инвалидов по зрению в сферу умственного труда.

§2.7. Из опыта отечественной профориентации детей-инвалидов по зрению.

В Свердловской области проблемой профориентации детей-инвалидов по

зрению серьёзно занимается Свердловская областная средняя школа-интернат.

Под руководством бывшего директора школы Мартиросян С.А. коллектив

тифлопедагогов разработал систему методов и приёмов по формированию

интересов у учащихся к тому или иному виду трудовой деятельности. Им

удалось наладить не только профориентационную работу, но и выпуск уже

готовых специалистов. Т.е. ребёнок, покидающий стены школы, имеет

специальность, с которой смело вступает в жизнь.

Нельзя не отметить то обстоятельство, что подавляющее большинство

слепых и слабовидящих детей в России вынуждены обучаться в

специализированных школах-интернатах, что затрудняет их возможности в

выборе профессии, так как дети оторваны от реальной жизни. Поэтому заслуги

коллектива школы в этой области неоценимы.

Начиная со средней школы, педагоги очень внимательно следят за

развитием интересов воспитанников, за проявлениями их способностей. Поэтому

к 10-11 классу становится возможным определить дальнейшее обучение в том

или ином специализированном классе.

К предпоследнему году обучения школьник уже самостоятельно может

выбрать направление дальнейшей трудовой деятельности. Школа даёт

возможность выбора между обучением в классе с углублённым изучением

математики, где старшеклассники изучают языки программирования,

вычислительную технику, работают с компьютером и т.д., обучением в классе с

проф. подготовкой массажистов, где им преподают теоретические курсы

медицинского колледжа и организуют практические занятия как на базе

специальных кабинетов школы, так и стажировку в медицинских учреждениях

города В. Пышмы и Екатеринбурга.

После окончания математического класса и сдачи квалификационных

экзаменов выпускнику присваивается квалификация «вычислитель-программист».

После же успешного освоения теоретического и практического курса обучения

(828 часов) в классе с медицинской проф. подготовкой выпускнику

присваивается квалификация «массажист».

Также был организован класс с углублённым изучением гуманитарных наук:

литературы, истории, музыки, права. Здесь дети постоянно знакомятся с

классической и современной литературой, проводят литературные вечера,

поэтические встречи, посещают музеи и выставки, собираются на музыкальные

лектории и т.д. Перечень мероприятий очень велик, и все они направлены на

то, чтобы после окончания школы облегчить ребёнку поступление и обучение в

гуманитарном Вузе, дать ему такой багаж знаний, который позволил бы

будущему слепому студенту решить многие проблемы, связанные с чтением

литературы по тому или иному предмету самостоятельно.

Также на базе учебно-производственных мастерских ведётся проф.

подготовка будущих рабочих УПП ВОС с учётом запросов этих предприятий.

Сегодня проводится, на наш взгляд, уникальный эксперимент совместно с

СоИном УГППУ по профессиональной ориентации детей в специальности

социальной сферы. Преподаватели Вуза проводят занятия в специализированном

классе по отдельным дисциплинам первых курсов института. это значительно

облегчит как обучение будущих студентов, так и разработку коллективом Вуза

организационных и учебных материалов по подготовке незрячих специалистов. В

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.