Рефераты. Проблема безрецептурного отпуска лекарств

давления. В Нидерландах в таком виде обслуживания заинтересованы более чем

30% потребителей.

К другим видам аптечных услуг относятся регистрация пациентов

(Нидерланды), посещения на дому (Великобритания), предоставление санитарно-

просветительных брошюр и т.д. Таким образом, фармацевты расширяют сферу

своей деятельности не только по отношению к потребителю, но и играют все

более важную роль в системе здравоохранения.

По мере повышения уровня знаний потребителей в вопросах, касающихся

здоровья, и в результате активного участия врачей в обучении пациентов

методам самоконтроля за состоянием здоровья, перечень состояний, при

которых показан прием безрецептурных лекарственных препаратов, будет

расширяться. Например, с 1992 г. в Великобритании противогрибковые

препараты, предназначенные для лечения кандидозного вульвовагинита,

отпускаются из аптек без рецепта. В 1989 г. в Дании к свободной продаже

были разрешены антагонисты Н2-рецепторов. При этом в ряде случаев сохранены

и рецептурные формы подобных лекарственных средств. Важно отметить, что эти

меры не привели ни к увеличению потребления данных лекарственных

препаратов, ни к их неправильному применению.

Таким образом, при наличии у потребителя симптомов ряда заболеваний

фармацевт в ближайшем будущем часто сможет предложить для лечения такой же

эффективный лекарственный препарат, что и врач общей практики.

ВОЗ и Комиссия ЕС считают, что фармацевты должны играть ведущую роль в

предоставлении населению помощи, рекомендаций и информации о лекарственных

препаратах, предназначенных для самостоятельного лечения. В Европе

действует множество программ, направленных на совершенствование общения

фармацевтов с пациентами.

Партнерство фармацевтов и

производителей лекарств

Общая цель, стоящая перед фармацевтами и фармацевтической

промышленностью, - обеспечение высококачественного обслуживания

потребителя, создает основу для их более тесного сотрудничества. В мае 1993

г. Европейская ассоциация производителей безрецептурных лекарственных

препаратов (AESGP) и Фармацевтическая организация ЕС (PGEC *) подписали в

Брюсселе соглашение о сотрудничестве, в котором указывается, что в

каждодневной заботе человека о своем здоровье фармацевт, с одной стороны,

выступает в качестве советчика, а с другой - становится главной фигурой в

процессе реализации лекарственных средств потребителю. Он является

партнером производителей безрецептурных лекарственных препаратов, с

которыми разделяет общие задачи по обеспечению высококачественного

обслуживания пациентов, способствует рациональному применению лекарственных

препаратов. В силу своего профессионального положения, непосредственно

контактируя с потребителем, фармацевт может дать квалифицированный совет

пациенту по применению реализуемых им лекарств.

В соглашении декларируется, что фармацевтические компании, являющиеся

членами AESGP, поставляют безрецептурные лекарственные препараты, качество,

безопасность и эффективность которых гарантированы наличием соответствующих

торговых лицензий. Производители гарантируют также соблюдение требований к

рекламированию лекарственных средств и к информации, содержащейся в

аннотациях к ним.

В соглашении указывается, что фармацевты должны способствовать

превращению аптек в общественные центры здравоохранения. В свою очередь,

производители обязаны содействовать фармацевтам в повышении

профессионального уровня, поддерживать их как лиц, дающих потребителю

советы относительно выбора и применения безрецептурных лекарственных

препаратов.

Соглашением предусматривается, что:

- производители должны предоставлять аптекам всю необходимую информацию о

безрецептурных лекарственных препаратах;

- как фармацевты, так и производители должны предоставлять населению

информацию относительно выбора и использования лекарственных средств,

а также оказывать консультативную помощь.

Информация для потребителей

В большинстве стран мира медицинские работники убеждены, что пациентов

(потребителей) необходимо информировать о возможностях самостоятельного

лечения, поэтому им нужна высококачественная информация о безрецептурных

лекарственных средствах. Она является обязательным условием безопасного и

правильного применения таких препаратов, что будет способствовать их более

активному использованию. Реклама, советы фармацевта, а также аннотация-

вкладыш, дополняя друг друга, дают потребителю полное представление о

показаниях и всех аспектах самостоятельного применения лекарственного

препарата.

Следует подчеркнуть, что согласно результатам некоторых опросов,

фармацевтов в качестве источника информации называют лишь 19% респондентов,

хотя 77% потребителей прислушиваются к их советам. Это говорит о том, что

фармацевтам следует более активно участвовать в оказании потребителю помощи

при выборе лекарственных препаратов.

С осведомленности потребителя о лекарственных препаратах начинается его

ответственное отношение к самолечению. Пациент должен иметь достаточно

полную информацию как о недомоганиях, которые можно лечить, не обращаясь к

врачу, так и об ассортименте лекарственных препаратов, разрешенных

национальными органами здравоохранения для лечения данных недомоганий.

После того как потребитель узнал о наличии лекарственного препарата,

предназначенного для лечения испытываемого им недомогания, фармацевт должен

стать важным источником получения дополнительной информации.

Рассмотрим более подробно отдельные источники получения информации о

безрецептурных лекарствах:

Реклама. При опросах потребителей установлено, что при выборе

безрецептурных препаратов реклама служит важным источником информации.

Исследование, проведенное в 1997 г. в Великобритании, показало, что 52%

потребителей считают, что «реклама дает информацию о том, какие

лекарственные препараты можно купить и какой метод лечения можно выбрать».

В то же время некоторые исследования продемонстрировали, что значительное

число потребителей вообще не прибегают к лечению легких недомоганий.

Отчасти это можно объяснить неосведомленностью людей о том, что можно

предпринять или незнанием того, какие лекарственные препараты им могут

помочь. В таких случаях реклама может «привести» потребителя в аптеку, где

он должен получить необходимую ему информацию, а фармацевт, благодаря своим

знаниям и квалификации, сможет ее предоставить.

В ближайшем будущем следует ожидать более широкого распространения

рекламы в средствах массовой информации.

Информация на упаковках готовых лекарственных препаратов и на листках-

вкладышах. Если потребитель решил воспользоваться безрецептурным

препаратом, ему необходима ясная и точная информация о правильном и

безопасном применении лекарства. Такая информация должна содержаться на

этикетке вторичной (наружной) упаковки, а также на этикетке первичной

(внутренней) упаковки или в листке-вкладыше. Установлено, что в европейских

странах 72% потребителей внимательно читают листок-вкладыш, однако только

57% опрошенных считают, что содержащаяся в нем информация изложена в

доступной форме. Согласно другому исследованию, безрецептурные

лекарственные препараты часто покупают для всей семьи. Это означает, что их

применяют лица, не принимавшие непосредственного участия в покупке. Поэтому

необходимо, чтобы информация о правильном применении лекарственного

препарата сохранялась в течение всего времени его использования. Согласно

результатам исследований компании «Taylor Nelson», представленным на

стамбульской конференции AESGP в 1996 г. Д.Оуэном, в целом европейские

потребители со всей ответственностью подходят к информации, указанной на

упаковке и в листке-вкладыше.

В соответствии с положениями Директивы Совета ЕС 92/27/ЕЕС, на этикетке и

листке-вкладыше в упаковку должны быть указаны состав лекарственного

препарата, показания к применению, дозы, противопоказания, побочные

эффекты, лекарственные и другие взаимодействия, предостережения, условия

хранения. Эта информация должна быть изложена в доступной для большинства

потребителей форме.

Помимо рекламной и сопровождающей упаковку информации потребитель может

получить дополнительные сведения о лекарственных препаратах и из других

источников:

- печатные брошюры и плакаты в аптеках;

- справочники лекарственных препаратов для врачей и фармацевтов;

- информационные видеофильмы, предназначенные для показа в аптеках;

- компьютерные средства, разрабатываемые как для информирования

потребителя, так и для обеспечения связи между фармацевтом, врачом и

пациентом.

В настоящее время Европейский Союз финансирует программу «TESEMED», в

которой компьютерные технологии используются для предоставления фармацевтам

и потребителям информации о лечении легких недомоганий и о поступающих в

аптеки безрецептурных лекарственных препаратах. В проекте участвуют многие

европейские организации. Цель проекта состоит в разработке модели

программных средств, оптимально отвечающих потребностям фармацевтов и

потребителей, для последующего широкого внедрения такой системы в аптеки.

Очевидно, в системе будут использоваться сенсорные экраны, и потребитель,

на которого эта система ориентирована, сможет, указывая свои симптомы и

недомогания, получить информацию о действиях, которые ему следует

предпринять. Система поможет сделать информацию о безрецептурных препаратах

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.