давления. В Нидерландах в таком виде обслуживания заинтересованы более чем
30% потребителей.
К другим видам аптечных услуг относятся регистрация пациентов
(Нидерланды), посещения на дому (Великобритания), предоставление санитарно-
просветительных брошюр и т.д. Таким образом, фармацевты расширяют сферу
своей деятельности не только по отношению к потребителю, но и играют все
более важную роль в системе здравоохранения.
По мере повышения уровня знаний потребителей в вопросах, касающихся
здоровья, и в результате активного участия врачей в обучении пациентов
методам самоконтроля за состоянием здоровья, перечень состояний, при
которых показан прием безрецептурных лекарственных препаратов, будет
расширяться. Например, с 1992 г. в Великобритании противогрибковые
препараты, предназначенные для лечения кандидозного вульвовагинита,
отпускаются из аптек без рецепта. В 1989 г. в Дании к свободной продаже
были разрешены антагонисты Н2-рецепторов. При этом в ряде случаев сохранены
и рецептурные формы подобных лекарственных средств. Важно отметить, что эти
меры не привели ни к увеличению потребления данных лекарственных
препаратов, ни к их неправильному применению.
Таким образом, при наличии у потребителя симптомов ряда заболеваний
фармацевт в ближайшем будущем часто сможет предложить для лечения такой же
эффективный лекарственный препарат, что и врач общей практики.
ВОЗ и Комиссия ЕС считают, что фармацевты должны играть ведущую роль в
предоставлении населению помощи, рекомендаций и информации о лекарственных
препаратах, предназначенных для самостоятельного лечения. В Европе
действует множество программ, направленных на совершенствование общения
фармацевтов с пациентами.
Партнерство фармацевтов и
производителей лекарств
Общая цель, стоящая перед фармацевтами и фармацевтической
промышленностью, - обеспечение высококачественного обслуживания
потребителя, создает основу для их более тесного сотрудничества. В мае 1993
г. Европейская ассоциация производителей безрецептурных лекарственных
препаратов (AESGP) и Фармацевтическая организация ЕС (PGEC *) подписали в
Брюсселе соглашение о сотрудничестве, в котором указывается, что в
каждодневной заботе человека о своем здоровье фармацевт, с одной стороны,
выступает в качестве советчика, а с другой - становится главной фигурой в
процессе реализации лекарственных средств потребителю. Он является
партнером производителей безрецептурных лекарственных препаратов, с
которыми разделяет общие задачи по обеспечению высококачественного
обслуживания пациентов, способствует рациональному применению лекарственных
препаратов. В силу своего профессионального положения, непосредственно
контактируя с потребителем, фармацевт может дать квалифицированный совет
пациенту по применению реализуемых им лекарств.
В соглашении декларируется, что фармацевтические компании, являющиеся
членами AESGP, поставляют безрецептурные лекарственные препараты, качество,
безопасность и эффективность которых гарантированы наличием соответствующих
торговых лицензий. Производители гарантируют также соблюдение требований к
рекламированию лекарственных средств и к информации, содержащейся в
аннотациях к ним.
В соглашении указывается, что фармацевты должны способствовать
превращению аптек в общественные центры здравоохранения. В свою очередь,
производители обязаны содействовать фармацевтам в повышении
профессионального уровня, поддерживать их как лиц, дающих потребителю
советы относительно выбора и применения безрецептурных лекарственных
препаратов.
Соглашением предусматривается, что:
- производители должны предоставлять аптекам всю необходимую информацию о
безрецептурных лекарственных препаратах;
- как фармацевты, так и производители должны предоставлять населению
информацию относительно выбора и использования лекарственных средств,
а также оказывать консультативную помощь.
Информация для потребителей
В большинстве стран мира медицинские работники убеждены, что пациентов
(потребителей) необходимо информировать о возможностях самостоятельного
лечения, поэтому им нужна высококачественная информация о безрецептурных
лекарственных средствах. Она является обязательным условием безопасного и
правильного применения таких препаратов, что будет способствовать их более
активному использованию. Реклама, советы фармацевта, а также аннотация-
вкладыш, дополняя друг друга, дают потребителю полное представление о
показаниях и всех аспектах самостоятельного применения лекарственного
препарата.
Следует подчеркнуть, что согласно результатам некоторых опросов,
фармацевтов в качестве источника информации называют лишь 19% респондентов,
хотя 77% потребителей прислушиваются к их советам. Это говорит о том, что
фармацевтам следует более активно участвовать в оказании потребителю помощи
при выборе лекарственных препаратов.
С осведомленности потребителя о лекарственных препаратах начинается его
ответственное отношение к самолечению. Пациент должен иметь достаточно
полную информацию как о недомоганиях, которые можно лечить, не обращаясь к
врачу, так и об ассортименте лекарственных препаратов, разрешенных
национальными органами здравоохранения для лечения данных недомоганий.
После того как потребитель узнал о наличии лекарственного препарата,
предназначенного для лечения испытываемого им недомогания, фармацевт должен
стать важным источником получения дополнительной информации.
Рассмотрим более подробно отдельные источники получения информации о
безрецептурных лекарствах:
Реклама. При опросах потребителей установлено, что при выборе
безрецептурных препаратов реклама служит важным источником информации.
Исследование, проведенное в 1997 г. в Великобритании, показало, что 52%
потребителей считают, что «реклама дает информацию о том, какие
лекарственные препараты можно купить и какой метод лечения можно выбрать».
В то же время некоторые исследования продемонстрировали, что значительное
число потребителей вообще не прибегают к лечению легких недомоганий.
Отчасти это можно объяснить неосведомленностью людей о том, что можно
предпринять или незнанием того, какие лекарственные препараты им могут
помочь. В таких случаях реклама может «привести» потребителя в аптеку, где
он должен получить необходимую ему информацию, а фармацевт, благодаря своим
знаниям и квалификации, сможет ее предоставить.
В ближайшем будущем следует ожидать более широкого распространения
рекламы в средствах массовой информации.
Информация на упаковках готовых лекарственных препаратов и на листках-
вкладышах. Если потребитель решил воспользоваться безрецептурным
препаратом, ему необходима ясная и точная информация о правильном и
безопасном применении лекарства. Такая информация должна содержаться на
этикетке вторичной (наружной) упаковки, а также на этикетке первичной
(внутренней) упаковки или в листке-вкладыше. Установлено, что в европейских
странах 72% потребителей внимательно читают листок-вкладыш, однако только
57% опрошенных считают, что содержащаяся в нем информация изложена в
доступной форме. Согласно другому исследованию, безрецептурные
лекарственные препараты часто покупают для всей семьи. Это означает, что их
применяют лица, не принимавшие непосредственного участия в покупке. Поэтому
необходимо, чтобы информация о правильном применении лекарственного
препарата сохранялась в течение всего времени его использования. Согласно
результатам исследований компании «Taylor Nelson», представленным на
стамбульской конференции AESGP в 1996 г. Д.Оуэном, в целом европейские
потребители со всей ответственностью подходят к информации, указанной на
упаковке и в листке-вкладыше.
В соответствии с положениями Директивы Совета ЕС 92/27/ЕЕС, на этикетке и
листке-вкладыше в упаковку должны быть указаны состав лекарственного
препарата, показания к применению, дозы, противопоказания, побочные
эффекты, лекарственные и другие взаимодействия, предостережения, условия
хранения. Эта информация должна быть изложена в доступной для большинства
потребителей форме.
Помимо рекламной и сопровождающей упаковку информации потребитель может
получить дополнительные сведения о лекарственных препаратах и из других
источников:
- печатные брошюры и плакаты в аптеках;
- справочники лекарственных препаратов для врачей и фармацевтов;
- информационные видеофильмы, предназначенные для показа в аптеках;
- компьютерные средства, разрабатываемые как для информирования
потребителя, так и для обеспечения связи между фармацевтом, врачом и
пациентом.
В настоящее время Европейский Союз финансирует программу «TESEMED», в
которой компьютерные технологии используются для предоставления фармацевтам
и потребителям информации о лечении легких недомоганий и о поступающих в
аптеки безрецептурных лекарственных препаратах. В проекте участвуют многие
европейские организации. Цель проекта состоит в разработке модели
программных средств, оптимально отвечающих потребностям фармацевтов и
потребителей, для последующего широкого внедрения такой системы в аптеки.
Очевидно, в системе будут использоваться сенсорные экраны, и потребитель,
на которого эта система ориентирована, сможет, указывая свои симптомы и
недомогания, получить информацию о действиях, которые ему следует
предпринять. Система поможет сделать информацию о безрецептурных препаратах
Страницы: 1, 2, 3, 4