повреждении спинного мозга появляются признаки восстановления
утраченных функций
. поздний период,длится несколько лет. В этот период продолжаются
процессы восстановления утраченных функций.
Принцины этапного лечения при ранениях позвоночника:
Первая помощь сводится к наложению асептической повязки и обезболиванию.
Первая врачебная помощь: исправление повязки, транспортная иммобилизация
(пострадавшего укладывают на импровизированный щит), при нарушении дыхания
центрального генеза - трахеостомия, вводятся сердечные, анальгизирующие
средства, противошоковые жидкости, при задержке мочеиспускания -
катетеризация мочевого пузыря,антибиотики и ПСС.
Квалифицированная помощь:
. окончательная остановка наружного кровотечения
. ламинэктомия (при обильном истечении спиномозговой жидкости)
. симптоматические средства.
Среди з а к р ы т ы х повреждений спинного мозга различают: сотрясение,
ушиб, сдавление, кровоизлияния в оболочки и в вещество спинного мозга.
С о т р я с е н и е является наиболее легким повреждением спинного мозга.
Возникающие в этих случаях неврологические выпадения (слабость в ногах,
нарушение чувствительности, задержка мочеиспускания и др.) довольно скоро
проходят.
У ш и б характеризуется выраженными расстройствами со стороны спинного
мозга вплоть до синдрома нарушения проводимости в виде паралича и потери
чувствительности ниже уровня повреждения,задержки мочеиспускания и
дефекации.
С д а в л е н и е спинного мозга может произойти в результате кровоизлияния
в оболочки. Синдром компрессии может развиться как сразу после травмы, так
и спустя некоторое время после нее.
Принципы этапного лечения:
Первая помощь заключается преимущественно в бережном выносе и обеспечении
щадящей эвакуации.
На этапе первой врачебной помощи главное внимание уделяют транспортной
иммобилизации. По показаниям - противошоковая терапия. При нарушении
дыхания центрального генеза - трахеостомия, вводятся сердечные,
анальгизирующие средства, противошоковые жидкости, при задержке
мочеиспускания - катетеризация мочевого пузыря.
Квалифицированная помощь заключается в проведении комплекса противошоковых
мероприятий.
ПЕРЕЛОМЫ КОСТЕЙ ВЕРХНИХ И НИЖНИХ КОНЕЧНОСТЕЙ
Переломом называется полное или частичное нарушение целости кости под
воздействием внешней силы. Различают закрытые и открытые переломы. При
открытых переломах костные отломки через поврежденные мягкие ткани
сообщаются с внешней средой.
Признаки переломов костей:
. положение тела пострадавшего может быть вынужденным, т.к. с помощью
здоровой конечности пытается уменьшить нагрузку на поврежденную
. боль усиливается при осевой нагрузке
. нарушение функции опороспособности
. деформация и укорочение конечности
. подвижность на протяжении кости
. крепитация костных отломков (под руками оказывающего помощь
определяется грубый костный хруст), но специально выявлять симптомы
патологической подвижности и крепитации не следует, т.к. усиливается
боль
. при открытых переломах в рану могут выступать костные отломки.
При переломах без смещения костных отломков, а также при неполных переломах
из названных признаков типичными являются:
. нарушение функции
. усиление болей при осевой нагрузке.
Судьба прострадавшего во многом зависит от своевременности и правильности
оказания первой медицинской помощи.
Следует помнить, что тяжелые травмы сопровождаются развитием шока,
пострадавший в состоянии возбуждения может совершать некоординированные
движения.
Первая медицинская помощь при переломах должна быть направлена:
. на купирование болей (использовать анальгетические средства)
. создание покоя поврежденной конечности (проведение транспортной
иммобилизации)
. предотвращение вторичного инфицирования раны и остановку кровотечения
( при открытых переломах), выступающие костные отломки нельзя
погружать в рану.
Транспортная иммобилизация:
Слово "иммобилизация" происходит от латинского "неподвижный". Под
иммобилизацией понимают создание неподвижности поврежденной части тела для
обеспечения ее покоя.
Транспортная иммобилизация, или иммобилизация на время доставки больного в
стационар имеет большое значение как для жизни пострадавшего, так и для
дальнейшего течения и исхода повреждения. Осуществляется транспортная
иммобилизация посредством специальных шин или изготовленных из подручных
материалов шин, а также путем наложения повязок.
Транспортные шины делятся на шины фиксирующие и шины, сочетающие фиксацию с
вытяжением.
Из фиксирующих шин наибольшее распространение получили шины фанерные,
проволочные лестничные, дощатые, картонные. К шинам с вытяжением относят
шину Дитерихса.
Основные принципы транспортной иммобилизации:
. шина обязательно должна захватывать два сустава (выше и ниже перелома,
а иногда и три сустава ( при переломах бедра, плеча)
. отмоделирование шины необходимо проводить по здоровой конечности
. при иммобилизации конечности необходимо придать ей физиологическое
положение, а если это невозможно, то такое положение, при котором
конечность меньше всего травмируется
. при открытых переломах вправление отломков не производят, накладывают
стерильную повязку и конечность фиксируют в том положении, в каком она
находится в момент повреждения
. при закрытых переломах снимать одежду с пострадавшего не нужно; при
открытых переломах на рану необходимо наложить стерильную повязку
. нельзя накладывать жесткую шину прямо на тело, необходимо подложить
мягкую прокладку (вата, полотенце и т.п.)
. во время перекладывания больного с носилов поервжденную конечность
должен держать помощник
. надо помнить, что неправильно выполненная иммобилизация может принести
вред в результате дополнительной травматизации.
Правильной иммобилизацией при повреждении б е д р а следует считать такую,
которая захватывает все суставы нижней конечности. Шина Дитерихса пригодна
для всех уровней перелома бедра и тазобедренного сустава. Длинную планту
накладывают на наружную поверхность бедра от подмышечной впадины, а вторую
- на внутреннюю поверхность. Планкам можно придавать различную длину в
зависимости от роста пострадавшего.
К стопе прибинтовывают "подошву", которая имеет крепление для шнура; на
внутренней планки шины шарнирно закреплен упор с отверстием, через которое
проводят шнур. После наложения шины закручивают шнур до натяжения. Шину
фиксируют к телу мягкими бинтами. При одновременных переломах лодыжек,
повреждениях голеностопного сустава и стопы шины Дитерихса накладывать
нельзя. Для иммобилизации лестничной шиной при переломах бедра используют 3
шины: две из них связывают по длине от подмышечной впадины до края стопы с
учетом ее загибания на внутреннюю поверхность стопы; третья шина идет от
ягодичной складки до кончиков пальцев. Также осуществляется иммобилизация
фанерными шинами. При отсутствии для иммобилизации даже подручных средств,
можно прибинтовать повреждненную ногу к здоровой.
При переломах г о л е н и шины прибинтовывают с наружной и внутренней
сторон голени с расчетом захождения их за коленный и голеностопный суставы.
При переломах п л е ч е в о й к о с т и в верхней трети руку сгибают в
локтевом суставе так, чтобы кисть легла на сосок противоположной стороны.
Просят наклонить туловище в сторону поврежденной конечности, в подмышечную
ямку на стороне повреждения кладут ватномарлевый валик, прибинтовывают
плечо к грудной клетке, предплечье подвешивают на косынке. Иммобилизация
лестничной шиной производится при переломах диафиза плечевой кости.
Лестничную шину обертывают ватой и моделируют по здоровой конечности: на
расстоянии, равном длине предплечья, шину изгибают под прямым углом, второй
конец шины пригибают к спине. В подмышечную впадину кладут ватно-марлевый
валик. Бинтами шину фиксируют к конечности и туловищу. Можно руку подвесить
на косынке. Иммобилизацию фанерной шиной производят наложением ее по
внутренней стороне плеча и предплечья.
При иммобилизации п р е д п л е ч ь я шину выгибают желобом и обкладывают
мягкой подстилкой, накладывают по наружной поверхности от середины плеча до
пястно-фаланговых сочленений. Локтевой сустав
сгибают под прямым углом. В ладонь вкладывают плотный валик. Руку
подвешивают на косынке.
При повреждениях п а л ь ц е в к и с т и шины накладывают от дистальных
фаланг до локтя.
При повреждения п о з в н о ч н и к а пострадавшего укладывают на носилки
со стандартным или импровизированным щитом. Иммобилизация шейного отдела
позвоночника проводится с помощью ватно-марлевой повязки или шины
Еланского.
При повреждениях к о с т е й т а з а пострадавшего укладывают на жесткие
носилки, придав ему положение с полусогнутыми и слегка разведенными
конечностями. Под коленные суставы подкладывают валик - "положение
лягушки".
Техника наложения гипсовых повязок:
Медицинский гипс выпускается в виде порошка. При его соединении с водой
начинается процесс отвердения (через 5-7 мин.). Полную прочность гипс
приобретает только после высыхания всей повязки. Если гипс плохо застывает,
его нужно замачивать в теплой воде (35-40 град.). В воду можно добавить
алюминиевых квасцов (5-10 г на 1 л воды) или поваренную соль ( 1 ст.л. на 1
л воды ). 3 % раствор крахмала, глицерина задерживает схватывание гипса.
Гипсовые бинты изготовляют из обычных марлевых. Для этого бинт постепенно
разматывают и на него наносят тонкий слой порошка гипса, после чего бинт
рыхло скатывают в рулон. Удобны для работы готовые гипсовые неосыпающиеся
бинты.
П р и г о т о в л е н и е п о в я з о к: Гипсовые бинты опускают в воду.
При этом видны выделяющиеся пузырьки воздуха. В этот момент не следует
надавливать на бинты. Через 2-3 минуты бинты вынимают, слегка отжимают и
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12