сочетать:
• кислые продукты и крахмал;
• кислые продукты и белки;
• крахмал и белки;
• белки и жиры;
• белки и сахара;
• крахмалы и сахара;
• сладкие и кислые фрукты;
• фрукты рекомендуется есть отдельно от любой другой пищи;
• утром рекомендуется пища, содержащая крахмал, днем — белковая,
вечером — фрукты и овощи,
Основу питания индусов составляет растительная пища, т. к. не только
убить животное, но и причинить ему вред не может человек, убежденный в
переселении душ. Молоко же (преимущественно кислое) распространено довольно
широко. Из растительных продуктов чаще используются рис, кукуруза, горох и
другие бобовые, а также овощи, в том числе картофель. Наиболее популярным
блюдом считают плов, который варится с овощами и бобовыми и небольшим
количеством растительного масла. Распространены в Индии различные приправы
и специи, за которыми, как известно, устремлялись со всего света (красный и
черный перец, мускат, гвоздика, корица, горчица, мята, петрушка, укроп,
шафран и другие); все национальные блюда неизменно готовят с большим
количеством перца. Источником белка для индусов служат орехи, бобовые и
молоко. Фрукты (яблоки, абрикосы), ягоды и бахчевые культуры также играют
заметную роль в питании индусов.
Иудаизм.
Иудаизм — религия еврейского народа с соответствующим числом верующих.
Основателем иудаизма является пророк Моисей, родившийся в египетском плену.
Сам Моисей, как и в последующем Иисус Христос, постился 40 дней.
Предписания, касающиеся питания евреев, определены прежде всего
соответствующими главами Ветхого Завета (Левит, 7:22—27). «И сказал Господь
Моисею: «Скажи сынам Израилевым: никакого тука ни из вола, ни из овцы, ни
из козла не ешьте. Тук из мертвого и тук из растерзанного зверем можно
употреблять на всякое дело; а есть не ешьте его.
Ибо кто будет есть тук из скота, который приносится в жертву Господу,
истребится
душа та из народа своего. И никакой крови не ешьте во всех жилищах ваших ни
из птиц, ни из скота. А кто будет есть какую-нибудь кровь, истребится душа
та из народа своего». И далее, Левит, глава 11, стихи 2—11; 13—21; 26—27;
29; 32—35: «Скажите сынам Израилевым: вот животные, которые можно вам есть
из всякого скота на земле». «Всякий скот, у которого раздвоены копыта и на
копытах глубокий разрез и который жует жвачку, ешьте». «Только сих не ешьте
из жующих жвачку и имеющих раздвоенные копыта: верблюда, потому что он жует
жвачку, но копыта у него не раздвоены. Нечист он для вас». «И тушканчика,
потому что он жует жвачку, но копыта у него не раздвоены; нечист он для
вас». «И зайца, потому что он жует жвачку, но копыта у него не раздвоены,
не чист он для вас». «И свинью, потому что копыта у нее раздвоены, но она
не жует жвачки, нечиста она для вас». «Мяса их не ешьте и к трупам их не
прикасайтесь; нечисты они для вас». «Из всех животных, которые в воде,
ешьте сих: у которых есть перья и чешуя в воде, в морях ли или реках, тех
ешьте». «А все те, у которых нет перьев и чешуи, в морях ли или реках, из
всех плавающих в водах и всего живущего в водах, скверны для вас». «Они
должны быть скверны для вас; мяса их не ешьте и трупов их гнушайтесь». «Из
птиц же гнушайтесь сих: орла, грифа и морского орла». «Коршуна и сокола с
породою его». «Всякого ворона с породою его». «Страуса, совы, чайки и
ястреба с породою его». «Филина, рыболова и ибиса». «Лебедя, пеликана и
сипа». «Цапли зуя с породою его, удода и нетопыря». «Все животные,
пресмыкающиеся, крылатые, ходящие на четырех ногах, скверны для вас». «Из
всех пресмыкающихся, крылатых, ходящих на четырех ногах, только тех ешьте,
у которых есть голени выше ног, чтобы скакать ими по земле». «Всякий скот,
у которого копыта раздвоены, но нет глубокого разреза и который не жует
жвачки, нечист для вас: всякий, кто прикоснется к нему, будет нечист до
вечера». «Из всех зверей четвероногих те, которые ходят на лапах, нечисты
для вас». «Вот что нечисто для вас из животных, пресмыкающихся по земле:
крот, мышь, ящерица с ее породою». «И все, на что упадет которое-нибудь из
них мертвое, всякий деревянный сосуд, или одежда, или кожа, или мешок, или
всякая вещь, которая употребляется на дело, будут нечисты». «Если же
которое-нибудь из них упадет в какой-нибудь сосуд, то находящееся в нем
будет нечисто, и самый сосуд разбейте». «Всякая пища, которую едят, на
которой была вода из такого сосуда, нечиста будет, и всякое питье, которое
пьют, во всяком таком сосуде нечисто будет». «Все, на что упадет что-нибудь
от трупа их, нечисто будет: печь и очаг должно разломать, они нечисты».
Вся пища у евреев делится на дозволенную (кошерную) и недозволенную
(трефную). Кашрут (дозволенность или пригодность) — понятие, чаще всего
связанное с вопросом об употреблении той или иной пищи. К разрешенным,
«чистым» млекопитающим относятся жвачные парнокопытные — как дикие, так и
домашние; в то время как животное, наделенное лишь одним из этих признаков
(например, свинья — парнокопытное, но не жвачное), является «нечистым», т.
е. запрещенным. С другой стороны, свинья считается «нечистым» животным, т.
к. в нее вселился дьявол.
Запрещено есть мясо верблюда, тушканчика, зайца, свиньи,
пресмыкающихся, некоторых птиц. Нельзя употреблять в пищу мясо хищных птиц,
а также болотных и водоплавающих (кроме гуся и утки). Из рыб разрешено есть
тех, которые имеют хотя бы один плавник и легко отделяемую чешую. Мясо для
приготовления пищи обязательно должно быть обескровлено, т. к. в крови
находится душа живого существа. Таковы предписания относительно пригодности
или непригодности пищи. Кроме того, разрешалось употреблять мясо животных и
домашних птиц, зарезанных только по правилам ритуального убоя.
Были разработаны правила убоя скота и птицы — смерть должна наступать
мгновенно; для этого специально обучали резчиков, в обязанности которых
входит также тщательный осмотр животного до убоя. Так родилась
распространенная в России еврейская фамилия Резник.
Регламентировалось и соблюдение постов. Согласно законам Ветхого
Завета, этой
священной книги иудеев, пост имел особое значение, он служил надлежащим
выражением смирения, покаяния и посвящения себя Богу, хотя в будущем
соблюдение постов будет «радостью и веселым торжеством; только любите
истину и мир» (Исх. 8:19). Законом пост для евреев был установлен только в
великий день «Очищения», который поэтому преимущественно называется
«постом». Об этом подробно написано Ветхом Завете (третья и четвертая
книги Моисеевы: Лев. 16:29 и Чис. 29:1—39). Кроме того, пост могли
объявлять на несколько дней во времена общественных бедствий или во время
приготовления к какому-нибудь важному делу. Народу тогда предписывалось
воздерживаться от пищи и просить у Бога милости и помощи. Поститься можно
было и в индивидуальном порядке, например перед исполнением важного дела
или по поводу несчастья. Древними евреями посты соблюдались тщательно и
строго, продолжительностью по 24 ч. — от вечера до вечера.
Современные еврейские посты: пост в честь выхода израильтян из Египта —
«Десятое Ава»; он начинается накануне вечером и продолжается до вечера
следующего дня. Обычно этот пост совмещается с днем памяти о евреях,
погибших в результате акций гитлеровского нацизма. В этот пост запрещается
не только есть и пить, но и беседовать. Другой современный пост совершается
в день «Отпущения», «Судный день», накануне которого еврей мирятся с
врагами и просят прощения у обиженных. Праздничная трапеза, связанная с
празднованием Судного дня, — хлеб с медом, яблоки с медом, финики, гранаты,
а также рыбья или баранья голова.
Пасха посвящена освобождению евреев из египетского плена и у древних
евреев отмечалась ужином из мяса ягненка с вином. После Пасхи в течение 7
дней употребляется пресный хлеб, называемый мацой. Дело в том, что, уходя
из Египта, беглецы не успели заквасить хлеб в дорогу.
В праздник Шавуот Моисей получил на горе Синай учение о законах, т. е.
Тору. В этот день евреи едят молочную и мучную пищу: сыр, творог, сметану,
блинчики с творогом, торты, коврижки с медом, потому что «Тора сладка и
приятна, как молоко и мед».
Православие.
Пост является наиболее древним церковным установлением; согласно
Ветхому Завету, первой заповедью, данной людям, была заповедь о посте.
Посты существуют во всех религиях и в первую очередь как средство очищения
и обновления человеческой души. Иисус Христос постился 40 дней перед
Нагорной проповедью. В русской православной церкви пост имеет особое
значение и является центральным элементом учения об аскезе. В православном
церковном календаре около 200 дней занято постами. К постам готовились
заранее, запасались квашеной капустой, солеными огурцами, солеными и
сушеными грибами, заготавливали ягоды, яблоки, орехи, гречиху, пшено,
горох, ячмень, нежирную сельдь.
В России различают четыре степени строгого поста:
• «сухоедение» — это хлеб, сырые и квашеные овощи, свежие и сушеные
фрукты;
• «варение без елея» — вареные овощи без растительного масла;
• «разрешение на вино и елей»;
•«разрешение на рыбу».
Общие правила постов заключаются в том, что верующим предписывалось
обязательно воздерживаться от мясной и молочной пищи.
Посты не ограничиваются лишь пищевыми запретами и предписаниями. Их
основная цель — духовное совершенствование, посты прививают навыки
воздержания и самоконтроля. Это время усиления борьбы со страстями,
эмоционального оздоровления и выработки душевного равновесия. Во время
постов стремятся заниматься благотворительностью, проявлять милосердие.
В то же время пост рассматривался и как оружие в борьбе с дьяволом, ибо
бесы изгоняются только молитвой и постом (Марк 9:29; Матфей 17:21).
С этой точки зрения, применение лечебного голодания в психиатрии имеет
теологическую основу. По продолжительности посты делятся на однодневные и
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7