Рефераты. Питание с учетом различных вероисповеданий

Питание с учетом различных вероисповеданий

Министерство Здравоохранения РФ

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:

«ПИТАНИЕ С УЧЕТОМ РАЗЛИЧНЫХ ВЕРОИСПОВЕДАНИЙ»

Реферат по дисциплине философии Курановой Алины.

2003г. | |

ПИТАНИЕ С УЧЕТОМ РАЗЛИЧНЫХ ВЕРОИСПОВЕДАНИЙ.

Питание как культ и как основа жизни.

В настоящее время на земном шаре проживает более 6 миллиардов человек,

и все они отличаются друг от друга не только языком, цветом кожи,

национальностью, но и вероисповеданием. Слово религия происходит от лат.

геligio, что означает «набожность», «святыня», «благочестие».

Определений религии существует более 200, из которых удачным можно

назвать данное американским исследователем Б. Иэрхартом: «Религия подобна

времени; все чувствуют, что это такое, но не так-то легко ухватить его суть

и дать ему точное определение».

Атеисты любую религию определяют как «опиум для народа». Люди верующие

считают, что религия — это взаимоотношения между богом и человеком, и само

существование бога не обсуждается. Существует третий подход, когда религия

рассматривается как историческое и социальное явление, как система

объединения людей церковью. Религия в современном обществе объективно

представляет собой одну из важнейших составляющих культуры народов.

Первым и центральным вопросом любой религии является вопрос веры. Это

понятие нематериальное. Вера эмоциональна, интуитивна, предполагает

религиозное чувство. Религия же представляет собой сложившуюся систему,

существующую на основе теории (религиозного вероучения) и практической

деятельности. Вероучением занимается теология (от греческого theos — бог и

logos — учение); в русском языке этому слову соответствует понятие

«богословие». Существование религии невозможно без практики, основным и

обязательным элементом которой является культ (от латинского — уход,

почитание).

Вопросы питания в большей или меньшей степени как элементы культа

присутствуют во всех религиях. Это пищевые запреты и ограничения (посты),

обычаи, традиции и другие предписания.

По вопросам бытия, жизни и ее происхождения существует две

принципиальных точки зрения: религиозная позиция называется креационизмом,

согласно которому, жизнь была создана Творцом в определенное время, и

вторая, объясняющая процессы мироздания с научной точки зрения (основных

теорий тут несколько):

• самопроизвольное зарождение, т. е. все произошло само собой, что и

следует из названия;

• теория стационарного состояния означает, что жизнь существовала

всегда;

-согласно теории панспермии, жизнь на планету Земля была занесена

извне;

-теория биохимической эволюции — постепенное возникновение жизни и ее

последующее развитие от простого к сложному.

Верующим человеком религиозные предписания не обсуждаются, чего бы они

ни касались. Атеисты (от греч. а — отрицание и theos — бог) возникновение

постов и других пищевых религиозных предписаний объясняют следующим

образом: древние люди еще во времена родового строя, когда основным

источником пищи были охота и собирательство, из-за суеверий стали

использовать различные обряды (просьба удачной охоты и т. д.). Обряды

касались многих сторон жизни, но поскольку наличие или отсутствие пищи

имело первостепенное значение для выживания, обряды, прямо или косвенно

связанные с питанием, стали наиболее важными. Со временем эти обряды

закрепились в сознании древних людей и в практической жизни, приобрели

культовую окраску. Пищевые предписания в своей основе имели не только

суеверия, но и чисто экономическую основу — необходимость бережного

расходования пищевых припасов; соблюдение постепенно вырабатываемых

элементарных гигиенические правил имело жизненное значение.

Так постепенно жизнь первобытной общины регламентировалась системой

различных запретов. Впоследствии по мере развития общества эти культы

приобретали

религиозную окраску. В итоге постам церковью было придано, по существу,

новое содержание — не только и не столько физическое, но, прежде всего

нравственное очищение.

Все религии подразделяются на две большие группы: монотеистические (от

греч. monos — один, и theos — бог), признающие существование одного бога, и

политеистические (роlу — много и theos - бог), поклоняющиеся множеству

богов. Русский термин «многобожие» является аналогом термина «политеизм».

Мировые религии.

Существует множество религий — от совсем малочисленных до национально-

государственных (например, индуизм в Индии составляет основу религиозной

жизни нации) и даже мировых, распространившихся за пределы культурно-

национального очага, в котором они возникли, и имеющих огромное число

приверженцев во всем мире. Мировыми религиями считаются буддизм,

христианство и ислам. По данным журнала «World Аlmanac» (1994 г.), в мире

насчитывалось 1833 млн. христиан; 971 млн. мусульман; 732,8 млн. индуистов;

314,9 млн. буддистов (эти данные нельзя считать очень точными, т. к. в

некоторых странах проводить опрос считается неэтичным).

Христианство.

Христианство (от греческого Christos — «помазанник», «мессия»),

зародившись как единая религия, со временем разделилось (в 1054г. произошел

окончательный раскол католической и православной церкви), а после эпохи

жестоких религиозных войн XVI века выделяется протестантизм, и

конфессиональное разделение Европы становится стабильным. Католицизм или

католичество (означает «всеобщий», «вселенский») наиболее массовая

христианская конфессия (от лат. confessionalis — церковный). Католиков

насчитывается до 800 млн. Католичество преобладает в романских странах

(кроме Румынии) и в Ирландии. Православие (от греческого - ортодоксия)

исторически сложилось как восточная ветвь христианства, преобладает в

славянских странах (кроме католических Польши и Хорватии), Греции и

Румынии. Православных порядка 100 млн. человек.

Протестантизм распространен в германо-скандинавских странах (кроме

католических Австрии, Баварии). В середине 90-х г.г. общее число людей,

склоняющихся к протестантизму, определялось в 585 млн. человек; примерно

412 млн. из них — представители европейского протестантизма, ведущего

начало непосредственно от реформации, и 173 млн. верующих приняли учение в

результате миссионерской деятельности — «неевропейские независимые

христиане».

Ислам.

Самая молодая из мировых религий — ислам (от арабского «покорность» или

от слова «салям» — мир); второе название религии— мусульманство.

Исповедующих ислам сейчас в мире — около одного миллиарда человек.

Священной книгой мусульман является Коран, ниспосланный людям в виде стихов

через пророка Мухаммеда в Мекке. Ислам также неоднороден, два основные его

течения называются суннизм («сунна» в переводе с арабского означает

«образец», «пример») и шиизм («шиа» с арабского — «приверженцы»).

Буддизм и индуизм.

Исповедующих индуизм приблизительно в 2 раза больше, чем буддистов.

Религиозная история питания.

Одним из самых древних занятий человека было приготовление пищи. На

протяжении длительного времени у разных народов формировались не только

навыки кулинарии, но и привязанности, предпочтения. Кулинарные особенности

складывались под влиянием многих факторов: географическое положение,

климатические особенности, возможности экономики, определенные традиции и

другое. В меню народов, проживающих на берегах морей и океанов,

естественно, преобладали рыба и морепродукты; кочевники (скотоводы)

питались тем, что могло дать животноводство,

т.е. молоком и мясом; жители лесостепей использовали в питании продукты

животноводства и лесных промыслов; жители южных стран для приготовления

пищи применяли большое количество овощей и фруктов. Таким образом,

определялся набор исходных продуктов для приготовления пищи. Другой

важнейший фактор, под влиянием которого складывались национальные кухни, —

это технология приготовления пищи, способ ее обработки.

Определяющим было использование огня, т. е. устройство очага.

Географическое положение и климат имели первостепенное значение и в этом

вопросе. Русская печь в условиях довольно суровой зимы служила источником

тепла и устройством для приготовления пищи одновременно. Южане использовали

открытый огонь, нередко устраивая кухню отдельно от жилья. В свою очередь,

устройство очага определяло особенности тепловой обработки. В печи удобнее

всего варить, тушить и выпекать, на открытом огне предпочтительнее жарить

(на вертеле, решетке).

Вкусовые предпочтения и режим питания складывались также в зависимости

от климатических и географических особенностей: южные народы при

приготовлении пищи широко использовали различные специи, острые соусы и

приправы, северяне предпочитали относительно пресную еду. У большинства

народов сложилась традиция питаться три раза в день. У южан завтрак, как

правило, легкий, обед и ужин обильные.

Степень влияния религий на особенности национального питания у разных

народов различна. Чаще всего церковные предписания и запреты органично

вписывались в систему уже сложившихся кулинарных традиций. Однако влияние

церкви в целом на особенности национальных кухонь является неоспоримым и

значительным фактом. Всем известно, что мусульмане не едят свинину, считая

свинью «нечистым» животным. Народы Индии, исповедующие индуизм (их в стране

подавляющее большинство), вообще не употребляют в пищу мясо животных,

многие индуисты — строгие вегерианцы. В результате у каждого народа

кулинария приобретает свои специфические особенности. Так складывались

национальные кухни, существенным элементом которых до настоящего времени

являются религиозные предписания.

В Китае удивительным образом сложилась система религиозной практики. На

равных в стране существуют буддизм, даосизм, конфуцианство. Если буддизм

является одной из мировых религий, то две последние преимущественно

распространены в Китае.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.