Рефераты. Олимпийское образование

разработанного и практически реализуемого с 1991 г. проекта под названием

«СпАрт» /»SpArt»/ (оно производно от трех английских слов: «Spirituality» —

духовность, «Sport» — спорт и «Art» — искусство).

Спартианская система культурно-спортивной работы.

Каковы основные особенности спартианской системы культурно-спортивной

работы?

Прежде всего эта система имеет ярко выраженную гуманистическую

направленность, выдвигая на передний план интересы, потребности, личность

человека и человеческие отношения. Она призвана обеспечить целостное

позитивное воздействие спортивной деятельности в интеграции с другими

видами творческой деятельности на личность и человеческие отношения и тем

самым содействовать решению широкого круга социально-педагогических,

культурных задач применительно к различным группам населения.

Спартианская система культурно -спортивной работы ориентирована на

использование комплекса средств, форм и методов. Центральное место среди

них занимает новая уникальная модель Игр и соревнований - Спартианские

игры. Программа этих Игр ориентирована на разностороннее духовное и

физическое развитие участников. Она включает в себя соревнования и

конкурсы, которые связаны с различными видами спорта, туризмом, искусством,

наукой, техническим творчеством, национальной и народной культурой. На

Играх используется уникальная, "мягкая" система определения победителей

соревнований. Самой высокой награды заслуживают те участники, которые

демонстрируют красоту действий и поступков, наиболее высокие результаты в

самосовершенствовании, добиваются успеха в различных игровых видах

творческой деятельности, требующих физической подготовленности, спортивного

и художественного мастерства, творческих способностей, юмора, знаний и т.д.

Помимо соревнований проводятся "игры без побежденных", которые

ориентированы в первую очередь на единение, сотрудничество и в которых

поэтому нет разделения участников на победителей и побежденных, основной

акцент смещается с результата на сам процесс игры, придумывание игр, юмор,

творчество и т.д.

Все это создает условия для того, чтобы среди участников не было

"обиженных", чтобы каждый из них мог продемонстрировать определенные

достижения и почувствовать себя "победителем", чтобы лица с ограниченными

возможностями здоровья (инвалиды) могли наравне с другими участвовать в

играх и соревнованиях.

Второй важный элемент спартианской системы культурно-спортивной

работы - спартианские клубы, школы, игротеки, летние игровые лагеря. Они

создаются на базе общеобразовательных или специализированных школ (ДЮСШ,

ДЮК ФП, школ-интернатов, музыкальных училищ и др.), Дворцов творчества

детей и молодежи, по месту жительства и т.д. и объединяют на добровольных

началах людей разного возраста (детей, подростков, молодежь, взрослых),

разных увлечений, разной физической подготовленности и физического

состояния, в том числе инвалидов. Основное направление их деятельности -

совместный активный, творческий отдых, общение, развитие и проявление своих

способностей в различных областях творческой деятельности на основе

организации Спартианских и других игр, имеющих высокий гуманистический

культурный потенциал, а также подготовка к ним. Эта подготовка включает в

себя: получение человеком достоверной информации о самом себе, о своих

возможностях, способностях, недостатках; овладение приемами физического и

психического оздоровления, развития своих способностей, самовоспитания;

приобретение глубоких и разносторонних знаний и умений в области спорта,

олимпизма, искусства, включая знакомство с культурными обычаями и

традициями своего народа и народов других стран, с национальными видами

спорта и искусства, с народными играми и т.д., овладение искусством

создания в движениях художественных образов, красотой и пластикой

одухотворенного движения и т.д.

Важными элементами спартианской системы являются также разработка и

пропаганда определенного духовно-нравственного Кодекса поведения

(Спартианского кодекса); использование специальных призов и наград для

поощрения высоконравственного и эстетического поведения, красоты действий и

поступков в играх и соревнованиях, а также разностороннего и гармоничного

развития, успехов не в какой-то одной сфере (спорт, искусство и т.д.), а в

различных сферах творческой деятельности; организация постоянного общения -

в ходе игр, соревнований, обучения и т.д. - лиц с ограниченными

возможностями здоровья (инвалидов) и тех, кто не имеет таких ограничений,

детей и взрослых, спортсменов и тех, кто увлекается искусством (наукой,

техническим творчеством и т.п. ) и т.д.; использование новых форм работы в

рамках олимпийского движения, а вместе с тем развертывание нового

гуманистического движения «СпАрт» - спартианского движения и т.д.

Спартианская система культурно -спортивной работы реализует все более

ярко проявляющуюся в настоящее время тенденцию к поиску и практическому

использованию интегративного подхода к организации спортивной работы с

различными группами населения.

Можно выделить как минимум три основных аспекта этого интегративного

подхода.

Первый аспект - совместное использование, органичное объединение

спорта, искусства и других духовно-творческих видов деятельности, чтобы

создать условия для гармоничного, разностороннего развития личности.

Напомним, что еще в 1976 г. в Окончательном докладе первой Международной

конференции министров и руководящих работников, ответственных за физическое

воспитание и спорт, подчеркивалось, что "спорт и занятия физкультурой

можно... с пользой для дела сочетать с рядом других мероприятий, таких, как

культурные мероприятия, мероприятия на открытом воздухе и мероприятия по

охране окружающей среды" и что "хотя спорт является действительно мощным

фактором улучшения качества жизни, он приобретает все свое значение лишь в

сочетании с другими элементами".

Второй аспект - стремление использовать разнообразные (по типу,

модели организации) спортивные игры и соревнования, чтобы повысить их

привлекательность и доступность для лиц различного пола, возраста,

физического состояния и т.д. Наряду с традиционными все шире используются

другие игры, соревнования: спортивно-динамичные, психотехнические,

психокоррекционные, творческие, развивающие, интеллектуальные игры;

оздоровительно-развлекательные игровые тренажеры, которые позволяют оживить

для детей компьютерные игры, добавив к ним в увлекательной форме физические

нагрузки; подвижные сюжетные и приключенческие игры; традиционные

спортивные игры, но модифицированные с учетом возраста, физического

состояния участников; соревнования с экологической или эстетической,

художественной направленностью; народные игры и забавы, национальные виды

спорта и т.д. Применяются не только традиционная, но и новые модели

организации соревнований, которые предусматривают существенную модификацию

их программы и системы определения победителей (например, в "кооперативных

играх" учитываются достижения не отдельных участников или команд,

соревнующихся друг с другом, а всех участников, объединенных в одну

команду).

В ряде стран (Германия, Канада, США и др.) широко используется такая

новая модель игр, которая в отличие от соревновательной в первую очередь

ориентирована на единение, сотрудничество, не предусматривает разделение

участников на победителей и побежденных.

Третий аспект - создание условий для того, чтобы лица с ограниченными

физическими или интеллектуальными возможностями (инвалиды) могли совместно

с другими участвовать в соревнованиях и самое главное на равных

соревноваться .

Спартианская концепция комплексного интегративного подхода к

организации спортивной работы в течение ряда лет эффективно используется на

практике. С 1991 г. регулярно проводятся Спартианские игры - школьные,

городские, региональные, российские. Ежегодно они включаются в Единый

календарный план Всероссийских массовых физкультурно-спортивных

мероприятий. Участниками Игр являются не только школьники и студенты, но и

дети дошкольного возраста, а также взрослые. В Играх совместно участвуют

лица с ограниченными возможностями здоровья (инвалиды) и те, кто не имеет

таких ограничений. Во многих городах и регионах РФ созданы спартианские

школы, клубы, игротеки, летние игровые лагеря и т.д.

В настоящее время “спартианская” программа олимпийского образования

проходит экспериментальную проверку. Одна из экспериментальных площадок

создана на базе школы физкультурно-эстетического направления № 39 г.

Смоленска (директор школы — Г.Ф. Петлеваный ). С 1994 г. школа практически

реализует спартианскую программу олимпийского образования школьников. На

проведенном Олимпийским комитетом России в 1996 г. Всероссийском конкурсе,

посвященном 100-летию современных Олимпийских игр, на лучшую

общеобразовательную школу и среднее профессионально-техническое учебное

заведение в области олимпийского образования, школа заняла 1-е место.

В Саратовской, Кемеровской областях, Краснодарском крае и др. на

основе тесного сотрудничества отделений спартианского движения со

спорткомитетами, Олимпийскими академиями, с органами образования и

культуры, с комитетами по делам молодежи разработаны и практически

реализуются региональные программы спартианской системы культурно-

спортивной работы.

Использование этой системы на практике показало ее достаточно высокую

эффективность для организации активного, творческого отдыха и общения

различных групп населения, для усиления ориентации подрастающего поколения

на духовно-нравственные ценности и гармоничное развитие, для приобщения

детей и молодежи к идеалам олимпизма, для социальной реабилитации и

интеграции инвалидов, детей-сирот и т.д.

Программа спартианской системы культурно-спортивной работы с

населением получила одобрение и поддержку со стороны Государственного

комитета РФ по физической культуре и туризму, Олимпийского комитета России,

Российского Совета ФСО «Юность России», Министерства социальной защиты

населения РФ, Министерства образования РФ, Координационного комитета по

делам инвалидов при Президенте России и других государственных и

общественных организаций. Государственный комитет по делам молодежи в 1997

г. присудил этой программе 1-е место в конкурсе инновационных программ

работы с молодежью и включил спартианское движение в Федеральный реестр

молодежных и детских объединений, пользующихся государственной поддержкой.

Эффективное и масштабное развертывание двух отмеченных выше

инновационных и перспективных направлений деятельности в сфере физической

культуры и спорта - олимпийского образования и спартианской системы

организации культурно-спортивной работы с населением - возможно лишь при

наличии высококвалифицированных специалистов , обладающих соответствующими

знаниями, умениями и навыками.

Литература

1. Атанасов Ж. Олимпийское движение и воспитание нравственно-

эстетического отношения к спорту //Проблемы олимпийского движения: Сб. /Под

ред. А. Солакова). - БОК, София-Пресс, 1977, с. 125-138.

2. Баринова И.В. Состояние и пути совершенствования олимпийского

образования и воспитания учащейся молодежи: Автореф. канд. дис. М., 1994.

3. Гутин А.Т. Идеалы и ценности олимпизма в воспитании юных

спортсменов: Канд. дис. М., 1984.

4. Дьюри Ж. Олимпийское движение и воспитание // Всемирный научный

конгресс «Спорт в современном обществе»: Сб. научн. матер. М., 1974, с. 122-

130.

5. Егоров А.Г., Петлеваный Г.Ф., Шапоренкова О.В. Система

олимпийского образования школы-комплекса №39 физкультурно-эстетического

направления // Олимпийское образование в школе: Учебн. пос. - Смоленск,

1997, с. 139-172.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.