(чувства личной ответственности за реализацию в спорте и посредством спорта
гуманистических ценностей, за исключение в нем антигуманных проявлений, за
успешное развитие олимпийского движения; эстетического чувства красоты
спорта, чувства негодования, связанного с любыми нарушениями
нравственности) и т.д.
Анализ работ, посвященных обсуждаемой проблеме, а также реальной
практики работы по олимпийскому образованию детей и молодежи показывает,
что многие из этих задач нередко упускаются из виду.
Важная задача педагогической деятельности в рамках олимпийского
движения состоит также в формировании и совершенствовании у детей и
молодежи целого комплекса гуманистически ориентированных умений, навыков,
способностей:
- умения использовать спорт в сочетании с другими средствами в рамках
здорового образа жизни, для формирования физической культуры;
- умения добиваться высоких достижений в спортивных соревнованиях, а
вместе с тем таким образом строить свои занятия спортом, чтобы они не
наносили вреда здоровью, не приводили к одностороннему, уродливому развитию
личности;
- привычки всегда вести честную и справедливую борьбу, проявлять
мужество и волю в спорте, в спортивных соревнованиях, а также убеждение в
том, что только такое поведение является единственно правильным в спорте;
- эстетической способности видеть, чувствовать и правильно понимать
красоту и другие эстетические ценности спорта, действовать в спорте «по
законам красоты» и отображать его средствами искусства;
- умений и навыков общения с другими спортсменами, тренерами,
судьями, журналистами, зрителями и т.д.;
- умений и навыков такого отношения к природе в ходе занятий спортом,
которое соответствует требованиям высокой экологической культуры;
- умения разъяснять и пропагандировать идеи олимпизма.
Решение этих задач — одно из наиболее слабых звеньев педагогической
работы с подрастающим поколением, проводимой в настоящее время в рамках
олимпийского движения.
Создание системы олимпийского образования предполагает включение в
эту работу не только специалистов в области физической культуры и спорта,
но и учителей и преподавателей других учебных дисциплин. Важную роль в
приобщении молодежи к идеалам и ценностям олимпизма могут сыграть известные
спортсмены, в том числе олимпийцы, деятели науки и культуры, известные
художники, писатели, артисты, работники средств массовой информации.
Ошибочно, однако, рассматривать молодежь лишь в качества объекта
целенаправленной деятельности взрослых. Создание эффективной системы
олимпийского образования предполагает значительное повышение творческой
активности детей и молодежи в пропаганде и реализации идеалов и ценностей
олимпизма (например, на основе их участия в работе самодеятельного
олимпийского клуба).
Выше была дана развернутая характеристика целей и задач
педагогической деятельности в рамках олимпийского движения. Для более
краткой характеристики этих целей и задач можно использовать термин
“олимпийская культура”. Будем понимать под олимпийской культурой всю
совокупность указанных выше знаний, интересов, потребностей, ценностных
ориентаций, способностей, умений и навыков, на основе которых формируется
соответствующее поведение, образ (стиль) жизни человека (определенной
социальной группы и даже общества в целом). На основе данного понятия
можно сказать, что задача педагогической деятельности в рамках олимпийского
движения состоит в формировании и развитии олимпийской культуры человека.
Формы и методы олимпийского образования.
В практике работы по олимпийскому образованию детей и молодежи в
настоящее время применяется довольно широкий круг разнообразных форм и
методов работы.
Центральное место среди них занимает работа по разъяснению и
пропаганде идей олимпизма, олимпийского движения во время учебного процесса
в школах, вузах и других учебных заведениях, и в первую очередь в рамках
тех учебных дисциплин, которые непосредственно связаны с областью
физической культуры и спорта (на уроках физкультуры, занятиях по
физическому воспитанию). В последнее время многие ученые и педагоги
обращают внимание на необходимость существенного повышения доли такой
информационной, разъяснительной работы на уроках по физкультуре, занятиях
по физическому воспитанию в школах, вузах и других учебных заведениях. Все
более широкое распространение получают и занятия, специально организуемые
для этих целей — «олимпийские уроки», «уроки олимпийских знаний»,
«олимпийские часы» и т.д. В настоящее время во многих странах подготовлены
различные методические материалы, включая кино- и видеофильмы, для
проведения работы по разъяснению и пропаганде идей олимпизма. Работа по
созданию таких программ и материалов начата и в нашей стране.
Многие ученые и специалисты полагают, что для повышения эффективности
работы по разъяснению и пропаганде идей олимпизма она должна проводиться не
только на учебных занятиях, непосредственно связанных с областью физической
культуры и спорта, но и в рамках других учебных дисциплин, особенно
гуманитарных.
Общепризнанно, что для разъяснения и пропаганды идей олимпизма должно
использоваться не только учебное, но и внеучебное время. Апробированы на
практике и разнообразные формы такой работы: Олимпийский день; изготовление
олимпийской символики, фильмов и слайдов, а также проведение конкурсов
рисунков, фотографий и т.п., театральные постановки на спортивную и
олимпийскую тематику, «олимпийские КВН»; оформление стендов, фотовитрин и
даже «олимпийских залов»; проведение лекций, семинаров, диспутов,
дискуссий, конференций, викторин по олимпийской тематике, обсуждение
интересных книг или фильмов, посвященных спорту, Олимпийским играм;
организация соревнований среди отличников учебы за звание «Самый спортивный
отличник»; организация Досок (Книг) почета для учащихся, успешно сочетающих
учебу, спорт и общественную активность; создание Олимпийских музеев;
организация переписки со школьниками, студентами, спортсменами других
стран, интересующихся проблемами олимпийского движения; встречи с
известными спортсменами, участниками олимпийских игр и тренерами сборных
команд; организация шефской помощи ветеранам спорта, бывшим олимпийцам и
др.
К сожалению, в реальной практике педагогической работы в рамках
олимпийского движения наблюдается чрезмерное увлечение просветительским
подходом. Иногда, как уже отмечалось выше, цели и задачи этой работы
вообще сводят к задаче формирования у детей и молодежи олимпийской
образованности. Вместе с тем нередко возлагаются неоправданные надежды на
то, что путем разъяснительной работы, на основе лекций, бесед во время
“олимпийских уроков”, “уроков олимпийских знаний”, “олимпийских часов” с
помощью одних лишь лозунгов и призывов удастся решить проблему приобщения
подрастающего поколения к идеалам и ценностям олимпизма.
В последние годы для пропаганды идей олимпизма среди детей и молодежи
шире стали использоваться и сами спортивные соревнования. В ходе этих
соревнований применяется олимпийская атрибутика: подъем олимпийского флага,
олимпийская клятва, церемония зажжения олимпийского огня и др. Во многих
странах регулярно проводятся (особенно в связи с летними и зимними
олимпийскими играми) “Малые Олимпиады”, “Олимпийские мили” и другие
олимпийские соревнования детей, подростков и молодежи.
Они приобрели и международный характер. В частности, с 1968 года
проводятся Международные спортивные игры школьников, а с 1991 г. —
Европейские олимпийские юношеские дни. В 1998 г. в Москве прошли Всемирные
юношеские игры.
Однако традиционная, обычно используемая на практике модель
организации спортивных, в том числе олимпийских, соревнований, основанная
на жесткой конкуренции участников, всемерном поощрении небольшой группы
победителей, отделении спортивных соревнований от художественных конкурсов
и т.д., имеет достаточно серьезные минусы. Она развивает у спортсмена
желание победить любой ценой (даже за счет здоровья, одностороннего
развития, нарушения нравственных принципов), добиться победы,
продемонстрировать свое превосходство над другими, завоевать ценные призы,
награды, получить другие связанные с победой материальные блага, приобрести
славу и т.д. Поэтому при использовании традиционной модели организации
спортивных соревнований возникают весьма существенные трудности в
приобщении детей и молодежи к духовно-нравственным и эстетическим ценностям
олимпизма. Нередко она не только не содействует, но и препятствует
достижению этой цели. К сожалению, это важное обстоятельство часто не
учитывается в практике работы по олимпийскому образованию детей и молодежи.
Отмеченные выше негативные особенности традиционной модели побуждают
ученых и специалистов к поиску и практическому применению в работе с детьми
и молодежью таких новых моделей организации и проведения соревнований,
которые в наибольшей степени соответствуют целям и задачам олимпийского
образования: ориентируют участников на духовно-нравственные и эстетические
ценности; не развивают стремления победить любой ценой; не дают повода для
насилия, грубости, агрессивности, национализма; формируют стремление к
самосовершенствованию, гармоничному развитию и высоконравственному
поведению и т.д.
Одна из таких моделей под названием “Спартианские Игры” в рамках
Страницы: 1, 2, 3