Рефераты. Олимпийское образование

(чувства личной ответственности за реализацию в спорте и посредством спорта

гуманистических ценностей, за исключение в нем антигуманных проявлений, за

успешное развитие олимпийского движения; эстетического чувства красоты

спорта, чувства негодования, связанного с любыми нарушениями

нравственности) и т.д.

Анализ работ, посвященных обсуждаемой проблеме, а также реальной

практики работы по олимпийскому образованию детей и молодежи показывает,

что многие из этих задач нередко упускаются из виду.

Важная задача педагогической деятельности в рамках олимпийского

движения состоит также в формировании и совершенствовании у детей и

молодежи целого комплекса гуманистически ориентированных умений, навыков,

способностей:

- умения использовать спорт в сочетании с другими средствами в рамках

здорового образа жизни, для формирования физической культуры;

- умения добиваться высоких достижений в спортивных соревнованиях, а

вместе с тем таким образом строить свои занятия спортом, чтобы они не

наносили вреда здоровью, не приводили к одностороннему, уродливому развитию

личности;

- привычки всегда вести честную и справедливую борьбу, проявлять

мужество и волю в спорте, в спортивных соревнованиях, а также убеждение в

том, что только такое поведение является единственно правильным в спорте;

- эстетической способности видеть, чувствовать и правильно понимать

красоту и другие эстетические ценности спорта, действовать в спорте «по

законам красоты» и отображать его средствами искусства;

- умений и навыков общения с другими спортсменами, тренерами,

судьями, журналистами, зрителями и т.д.;

- умений и навыков такого отношения к природе в ходе занятий спортом,

которое соответствует требованиям высокой экологической культуры;

- умения разъяснять и пропагандировать идеи олимпизма.

Решение этих задач — одно из наиболее слабых звеньев педагогической

работы с подрастающим поколением, проводимой в настоящее время в рамках

олимпийского движения.

Создание системы олимпийского образования предполагает включение в

эту работу не только специалистов в области физической культуры и спорта,

но и учителей и преподавателей других учебных дисциплин. Важную роль в

приобщении молодежи к идеалам и ценностям олимпизма могут сыграть известные

спортсмены, в том числе олимпийцы, деятели науки и культуры, известные

художники, писатели, артисты, работники средств массовой информации.

Ошибочно, однако, рассматривать молодежь лишь в качества объекта

целенаправленной деятельности взрослых. Создание эффективной системы

олимпийского образования предполагает значительное повышение творческой

активности детей и молодежи в пропаганде и реализации идеалов и ценностей

олимпизма (например, на основе их участия в работе самодеятельного

олимпийского клуба).

Выше была дана развернутая характеристика целей и задач

педагогической деятельности в рамках олимпийского движения. Для более

краткой характеристики этих целей и задач можно использовать термин

“олимпийская культура”. Будем понимать под олимпийской культурой всю

совокупность указанных выше знаний, интересов, потребностей, ценностных

ориентаций, способностей, умений и навыков, на основе которых формируется

соответствующее поведение, образ (стиль) жизни человека (определенной

социальной группы и даже общества в целом). На основе данного понятия

можно сказать, что задача педагогической деятельности в рамках олимпийского

движения состоит в формировании и развитии олимпийской культуры человека.

Формы и методы олимпийского образования.

В практике работы по олимпийскому образованию детей и молодежи в

настоящее время применяется довольно широкий круг разнообразных форм и

методов работы.

Центральное место среди них занимает работа по разъяснению и

пропаганде идей олимпизма, олимпийского движения во время учебного процесса

в школах, вузах и других учебных заведениях, и в первую очередь в рамках

тех учебных дисциплин, которые непосредственно связаны с областью

физической культуры и спорта (на уроках физкультуры, занятиях по

физическому воспитанию). В последнее время многие ученые и педагоги

обращают внимание на необходимость существенного повышения доли такой

информационной, разъяснительной работы на уроках по физкультуре, занятиях

по физическому воспитанию в школах, вузах и других учебных заведениях. Все

более широкое распространение получают и занятия, специально организуемые

для этих целей — «олимпийские уроки», «уроки олимпийских знаний»,

«олимпийские часы» и т.д. В настоящее время во многих странах подготовлены

различные методические материалы, включая кино- и видеофильмы, для

проведения работы по разъяснению и пропаганде идей олимпизма. Работа по

созданию таких программ и материалов начата и в нашей стране.

Многие ученые и специалисты полагают, что для повышения эффективности

работы по разъяснению и пропаганде идей олимпизма она должна проводиться не

только на учебных занятиях, непосредственно связанных с областью физической

культуры и спорта, но и в рамках других учебных дисциплин, особенно

гуманитарных.

Общепризнанно, что для разъяснения и пропаганды идей олимпизма должно

использоваться не только учебное, но и внеучебное время. Апробированы на

практике и разнообразные формы такой работы: Олимпийский день; изготовление

олимпийской символики, фильмов и слайдов, а также проведение конкурсов

рисунков, фотографий и т.п., театральные постановки на спортивную и

олимпийскую тематику, «олимпийские КВН»; оформление стендов, фотовитрин и

даже «олимпийских залов»; проведение лекций, семинаров, диспутов,

дискуссий, конференций, викторин по олимпийской тематике, обсуждение

интересных книг или фильмов, посвященных спорту, Олимпийским играм;

организация соревнований среди отличников учебы за звание «Самый спортивный

отличник»; организация Досок (Книг) почета для учащихся, успешно сочетающих

учебу, спорт и общественную активность; создание Олимпийских музеев;

организация переписки со школьниками, студентами, спортсменами других

стран, интересующихся проблемами олимпийского движения; встречи с

известными спортсменами, участниками олимпийских игр и тренерами сборных

команд; организация шефской помощи ветеранам спорта, бывшим олимпийцам и

др.

К сожалению, в реальной практике педагогической работы в рамках

олимпийского движения наблюдается чрезмерное увлечение просветительским

подходом. Иногда, как уже отмечалось выше, цели и задачи этой работы

вообще сводят к задаче формирования у детей и молодежи олимпийской

образованности. Вместе с тем нередко возлагаются неоправданные надежды на

то, что путем разъяснительной работы, на основе лекций, бесед во время

“олимпийских уроков”, “уроков олимпийских знаний”, “олимпийских часов” с

помощью одних лишь лозунгов и призывов удастся решить проблему приобщения

подрастающего поколения к идеалам и ценностям олимпизма.

В последние годы для пропаганды идей олимпизма среди детей и молодежи

шире стали использоваться и сами спортивные соревнования. В ходе этих

соревнований применяется олимпийская атрибутика: подъем олимпийского флага,

олимпийская клятва, церемония зажжения олимпийского огня и др. Во многих

странах регулярно проводятся (особенно в связи с летними и зимними

олимпийскими играми) “Малые Олимпиады”, “Олимпийские мили” и другие

олимпийские соревнования детей, подростков и молодежи.

Они приобрели и международный характер. В частности, с 1968 года

проводятся Международные спортивные игры школьников, а с 1991 г. —

Европейские олимпийские юношеские дни. В 1998 г. в Москве прошли Всемирные

юношеские игры.

Однако традиционная, обычно используемая на практике модель

организации спортивных, в том числе олимпийских, соревнований, основанная

на жесткой конкуренции участников, всемерном поощрении небольшой группы

победителей, отделении спортивных соревнований от художественных конкурсов

и т.д., имеет достаточно серьезные минусы. Она развивает у спортсмена

желание победить любой ценой (даже за счет здоровья, одностороннего

развития, нарушения нравственных принципов), добиться победы,

продемонстрировать свое превосходство над другими, завоевать ценные призы,

награды, получить другие связанные с победой материальные блага, приобрести

славу и т.д. Поэтому при использовании традиционной модели организации

спортивных соревнований возникают весьма существенные трудности в

приобщении детей и молодежи к духовно-нравственным и эстетическим ценностям

олимпизма. Нередко она не только не содействует, но и препятствует

достижению этой цели. К сожалению, это важное обстоятельство часто не

учитывается в практике работы по олимпийскому образованию детей и молодежи.

Отмеченные выше негативные особенности традиционной модели побуждают

ученых и специалистов к поиску и практическому применению в работе с детьми

и молодежью таких новых моделей организации и проведения соревнований,

которые в наибольшей степени соответствуют целям и задачам олимпийского

образования: ориентируют участников на духовно-нравственные и эстетические

ценности; не развивают стремления победить любой ценой; не дают повода для

насилия, грубости, агрессивности, национализма; формируют стремление к

самосовершенствованию, гармоничному развитию и высоконравственному

поведению и т.д.

Одна из таких моделей под названием “Спартианские Игры” в рамках

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.