Другой современник этого гениального открытия, доктор А. Л. Эберман,
рассказывая в своих воспоминаниях, как велась работа распилов на
замороженных трупах, говорит: „Проходя поздно вечером мимо анатомического
здания Академии, старого, невзрачного деревянного барака, я не раз видел
стоящую у подъезда, занесенную снегом кибитку Николая Ивановича Пирогова.
Сам Пирогов работал в своем маленьком холодном кабинете над замороженными
распилами частей человеческого тела, отмечая на снятых с них рисунках
топографию распилов. Боясь порчи препаратов, Пирогов просиживал до глубокой
ночи, до зари, не щадя себя. Мы, люди обыдённые, проходили часто безо
всякого внимания мимо того предмета, который в голове гениального человека
рождает творческую мысль. Николай Иванович Пирогов, проезжая часто по
Сенной площади, где зимой обыкновенно в морозные базарные дни расставлены
были рассеченные поперек замороженные свиные туши, обратил на них свое
внимание и стал замораживать человеческие трупы, делать распилы их в
различных направлениях и изучать топографическое отношение органов и частей
между собой".
Сам Пирогов так пишет об этих распилах в своей краткой автобиографии:
„Вышли превосходные препараты, чрезвычайно поучительные для врачей.
Положение многих органов (сердца, желудка, кишек) оказалось вовсе не таким,
как оно представляется обыкновенно при вскрытиях, когда от давления воздуха
и нарушения целости герметически закрытых полостей это положение изменяется
до крайности. И в Германии и во Франции пробовали потом подражать мне, но я
смело могу утверждать, что никто еще не представил такого полного
изображения нормального положения органов, как я".
Полное название этого замечательного труда: "Anatomia topographica
sectionibus, per corpus humanum congelatum triplice directione ductis,
illustrata" (изд. 1852—1859 гг.), 4 тома, рисунки (224 таблицы, на которых
представлено 970 распилов) и объяснительный текст на латинском языке на 768
стр.
Этот замечательный, поистине титанический труд создал Пирогову мировую
славу и является до сих пор непревзойденным классическим образцом топографо-
анатомического атласа. Он назван проф. Делицыным „Лебединой песнью"
Пирогова в области анатомии (в дальнейшем Пирогов целиком посвятил себя
хирургии).
Академия наук отметила этот гениальный вклад в науку большой Демидовской
премией. Этот труд еще долго-долго будет служить источником знании для
многих поколений анатомов и хирургов.
В связи с „ледяной анатомией" (замороженными распилами) Пирогова нельзя
не отметить следующий интересный эпизод. В 1836 г., правда, совсем с другой
целью, профессор анатомии Академии художеств {С.-Петербург) Илья Васильевич
Буяльский, по предложению президента той же академии Оленина — „снять форму
с замороженного препарированного тела"— отпрепарировал все поверхностные
мышцы трупа, применив при этом действие холода. Вот как „Художественная
газета" (№ 4, 1836 г.) в то время об этом писала: „В нынешнем году, в
январе месяце, И. В. Буяльский выбрал из числа мертвых тел, доставленных в
анатомический театр, один мужской кадавер, самый стройный, и, дав членам
красивое и вместе поучительное положение, велел заморозить, чему и погода
вполне благоприятствовала. Тело было потом внесено в препарационную залу —
поверхность его немного оттаяна, и господин Буяльский со своим адъюнктом,
прозектором и его помощником с большим тщанием в течение 5-ти дней
отпрепарировали все мускулы в настоящей их полноте, выносив, смотря по
надобности, тело на мороз. *Вслед за сим снята была
•с препарата гипсовая форма и отлита статуя, которая представляет лежащее
на спине стройное мужеское тело с поверхними мускулами (без кожи). Все
художники, видевшие ее, отдали полную похвалу как красивому и умному
расположению членов фигуры, так и искусству, с каковым сохранена пропорция
полноты частей и их форма".
Так появилась знаменитая и единственная в своем роде статуя ..Лежащее
тело", которая до сих пор служит прекрасным пособием к изучению
пластической анатомии.
Президент Академии распорядился об отливке нескольких таких же статуй для
Лондонской, Парижской и других Академий.
„Лежащее тело" — плод коллективного труда. Помимо Буяльского, в работе
принимали участие: художник Сапожников, снявший гипсовую форму, и виднейший
скульптор — профессор Петр Клодт, отливший статую из бронзы.
Приведенный частный факт, однако, нисколько не умаляет гениального
открытия Пирогова и ничуть не оспаривает его приоритет в вопросе о
замороженных распилах. Творцом „ледяной анатомии" бесспорно и
безапелляционно является Николай Иванович Пирогов.
В своей статье, помещенной в журнале "Отечественные записки", Пирогов
сообщает о попытке присвоения настоящего его открытия (способа создания
замороженных распилов) французским анатомом Лежандром. „Начав мою
работу,—пишет Пирогов,—еще за 20 лет, я не спешил и никогда не думал о
первенстве, хотя и твердо был уверен, что до меня никто не делал такого
приложения холода к изучению анатомии... Гораздо замечательнее было по
следующим обстоятельствам появление в свет труда, сходного с моим, под
прекрасным небом Франции". Дальше следует рассказ о том, как Пирогов еще в
1853 г. представил в Парижскую академию пять-выпусков своего атласа
„Топографической анатомии". 19 сентября того же года об этом труде русского
ученого Пирогова было сделано сообщение на заседании Академии, о чем и
напечатано в ее протоколах. А спустя три года (1856 г.) французскому
анатому Лежандру была присуждена Монтионовская премия за представленные им
в Парижскую академию таблицы, выполненные по тому же методу сечения
замороженных трупов. Об этом было напечатано в протоколах той же академии,
но имя Пирогова не упоминалось. „Мой труд как будто бы не существовал для
академии",— пишет Николай Иванович и иронически добавляет, намекая на
Крымскую войну:— „Я ничем другим не могу объяснить это забвение, как
восточным вопросом, в котором, вероятно, и Парижская академия, по чувству
патриотизма, приняла деятельное участие".
Как раз сейчас, попутно говоря о плагиате некоторыми иностранными учеными
открытий и изобретений русских ученых, следует присовокупить заявление
Пирогова о том, как немецкий профессор Гюнтер „изобрел" остеотом
(инструмент при операции на костях), совершенно сходный с остеотомом
Пирогова и значительно позже опубликования чертежа Пирогова. Вот что об
этом пишет сам Пирогов: „Не смея предположить, чтобы ученому профессору
были неизвестны труды его соотечественника, я должен принять одно из двух:
или мы, т. е. я и Гюнтер, попали в одно время на одну и ту же мысль, или
Гюнтер присвоил себе - мою мысль. Мое сочинение не могло, впрочем, не -
быть известным Гюнтеру"
Вот яркий пример, как некоторые иностранные ученые уважают и ценят
приоритет, прибегая, к самой гнусной форме — плагиату.
Из ценнейших и виднейших работ Николая Ивановича Пирогова, написанных им
еще в период его пребывания в Дерпте, имеющих мировое значение и открывших
новую эпоху, новую эру в развитии хирургии, следует отметить —
„Хирургическую анатомию артериальных стволов и фасций", — ,,Anatomia
chirurgica truncorum arterialium atque fasciarum fibrosarum". Она была
написана Пироговым в 1837 г. на латинском и в 1840 г. на немецком языках и
переведена вскоре на все европейские языки, в том числе и на русский. Этот
замечательный труд переиздавался на русском языке много раз: в 1854 г. —
Блейхманом, в 1861 г.— Шимановским и в последний раз, в 1881 г., он был
переиздан, к сожалению, неудачно, под редакцией и с примечаниями С.
Коломнина. Этот труд был увенчан Демидовской премией Академии Наук. Эта
ценнейшая книга в настоящее время является библиографической редкостью.
Однако это не значит, что - до Пирогова никто не изучал фасций. Пирогов сам
указывает своих предшественников, перечисляя среди них Дезо и Беклара — во
Франции, Чезельдена и Купера — в Англии, Скарпа — в Италии, но данное
обстоятельство ни в малейшей мере не умаляет огромной роли труда Пирогова и
великих его научных заслуг в этой области. Идея эволюции тоже имеет свою
историю, однако, это не дает никому права оспаривать приоритет Дарвина.
Учение о фасциях в то время разработано было исключительно слабо; так,
например, в очень распространенной тогда „Анатомии Гемпеля" (русский
перевод Нарановича, 6-е издание, 1837 г.) из фасций описываются только
широкая фасция бедра и поперечная и то в самых общих чертах. Также очень
неясно и непонятно, смешивая их с соединительно-тканными прослойками,
описывает фасции француз Вельпо. Изучал фасции также неверно и англичанин
Томсон (современник Пирогова). Толчком к изучению фасций Пирогову отчасти
послужила существовавшая тогда неразбериха в этом вопросе (Пирогову
хотелось внести ясность), а равно анатомические исследования Биша — его
учение об оболочках, к числу которых последний произвольно и неосновательно
относил также и фасции.
В своем предисловии к „Хирургической анатомии артериальных стволов и
фасций" (изд. 1840 г.) Пирогов так говорит об этом важнейшем и ценнейшем
своем научном труде: "В этом труде я представляю на суд общества плод моих
восьмилетних занятий. Предмет и цель его так ясны, что я мог бы не терять
времени на предисловие и приступить к делу, если бы и не знал, что и в
настоящее время встречаются еще ученые, которые не хотят убедиться в пользе
хирургической анатомии. Кто, например, из моих соотечественников поверит
мне, если я расскажу, что в такой просвещенной стране, как Германия, можно
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5