Рефераты. Литература - Социальная медицина (правовые аспекты деятельности врача)

установленные для специалистов, окончивших сельскохозяйственные учебные

заведения.

В случае причинения вреда здоровью медицинских работников при исполнении

ими трудовых обязанностей или профессионального долга им возмещается ущерб

в объеме и порядке, установленном законодательством РФ.

Обязательное медицинское страхование этой категории составляет 120

месячных должностных окладов.

При гибели работников государственной или муниципальной систем

здравоохранения при исполнении трудовых обязанностей или профессионального

долга во время оказания медицинской помощи, а также при проведении научных

исследований семьям погибших выплачивается денежное пособие в размере 120

месячных должностных окладов.

1.4. Юридические аспекты медицинской деятельности по трансплантации органов

и тканей человека

В соответствии с «Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан»,

законами «О трансплантации органов и (или) тканей человека» (1992), «О

донорстве крови и ее компонентов» (1993) допускается изъятие органов и

(или) тканей человека для трансплантации.

Перечень трансплантатов определяется Министерством здравоохранения. В

законе указаны трансплантаты: сердце, легкое, почка, печень, костный мозг.

Не подпадает под действие закона трансплантация репродуктивных органов,

препаратов и пересадочных материалов, для приготовления которых

используются тканевые компоненты.

Органы и ткани могут быть использованы как от живых, так и от мертвых

доноров. Донором может быть только дееспособный гражданин, достигший 18-

летнего возраста. Согласие донора должно быть добровольным и дано в

письменной форме. Не допускается изъятие органов и тканей у лиц,

находящихся в служебной или иной зависимости. Живой донор должен находиться

с реципиентом в генетической связи. Перед операцией донор проходит

медицинское обследование. Консилиум врачей обязан констатировать, что после

трансплантации донору не будет причинен значительный вред. Изымается парный

орган, часть органа или ткани, отсутствие которых не влечет за собой

необратимого расстройства здоровья.

Пересадка органов и тканей осуществляется с письменного согласия

реципиента, а при его недееспособности—с согласия законных представителей.

В случае невозможности получить согласие реципиента’ (бессознательное

состояние) и в угрожающих его жизни условиях пересадка осуществляется без

его согласия.

Забор и заготовку органов и тканей могут осуществлять только

государственные учреждения здравоохранения, перечень которых утверждается

Министерством здравоохранения РФ совместно с РАМН.

Оформление трансплантации осуществляется следующими договорами:

1. Договор, который заключается между донором и реципиентом об отчуждении

органов и тканей.

2. Договор, фиксирующий отношения между медицинским учреждением и

реципиентом, по поводу пересадки ему органов или тканей в целях спасения

жизни и восстановления здоровья.

Донор вправе требовать от учреждения здравоохранения полной информации о

возможных осложнениях в связи с предстоящей операцией по изъятию органов

или тканей. Он также может получить бесплатное лечение в связи с

проведенной операцией. Донор вправе отказаться от процедуры изъятия у него

органов или тканей.

В законодательстве определены условия изъятия органов и тканей от лиц,

умерших в’ учреждениях здравоохранения. Необходимо констатировать факт

смерти консилиумом врачей. Не допускаются к участию в этом консилиуме транс-

плантологи, члены бригад, обеспечивающих работу донорской службы и

оплачиваемых ею. Кроме этого необходимо разрешение на изъятие органов и

тканей главного врача учреждения здравоохранения. Все эти действия могут

иметь место только при отсутствии запрета умершего или его близких

родственников.

Заключение о смерти дается на основании констатации гибели всего головного

мозга, установленной в соответствии с процедурой, утвержденной Минздравом

РФ.

Федеральный закон «О погребении и похоронном деле» внес существенное

дополнение в порядок изъятия органов или тканей человека. Так, статья 5

этого закона определяет следующее:

1. Волеизъявление лица о достойном отношении к его телу после

смерти—пожелание, выраженное в устной форме в присутствии свидетелей или в

письменной форме:

— о согласии или несогласии быть подвергнутым патолого-анатомическому

вскрытию;

— о согласии или несогласии на изъятие органов и тканей из его тела;

— быть погребенным на том или ином месте, по тем или иным обычаям или

традициям, рядом с теми или иными, ранее умершими; — быть подвергнутым

кремации;

— о доверии исполнить свое волеизъявление тому или иному лицу.

2. Действия по достойному отношению к телу умершего должны осуществляться в

полном соответствии с волеизъявлением умершего, если не возникли

обстоятельства, при которых исполнение волеизъявления умершего невозможно.

3. В случае отсутствия волеизъявления умершего право на разрешение

указанных действий имеют: супруг, близкие родственники (дети, родители,

усыновленные, усыновители, родные братья и родные сестры, внуки, дедушка,

бабушка), иные родственники либо законный представитель умершего, а при

отсутствии таковых—иные лица, взявшие на себя обязанность осуществить

погребение умершего.

В соответствии с законом «О донорстве крови и ее компонентов» (1993) кровь

изымается у живого человека в возрасте от 18 до 60 лет. Необходимо

добровольное согласие в устной форме лица на забор у него крови или ее

компонентов. Перед изъятием крови донор должен пройти медицинское

обследование. При переливании крови необходимо устное согласие реципиента.

Категорически запрещается купля-продажа и коммерческие сделки, предметом

которых являются органы и ткани человека. Запрещается принуждение к изъятию

органов или тканей человека для трансплантации. За нарушение данных

положений виновные несут уголовную ответственность в соответствии с

законодательством РФ.

1.5. Контроль за качеством оказания медицинской помощи

На сегодняшний день в территориальных фондах обязательного медицинского

страхования (ОМС), страховых медицинских организациях завершено

формирование подразделений для вневедомственной экспертизы качества

медицинской помощи. Все более насущными становятся вопросы взаимодействия

вневедомственной и ведомственной экспертизы качества медицинской помощи. В

рамках программы по созданию вневедомственной экспертизы практически во

всех территориальных фондах ОМС сформированы отделы по организации

экспертизы качества медицинской помощи, составлен реестр штатных и

нештатных врачей-экспертов РФ.

В 1996 году создан Межрегиональный Экспертный Совет по экспертизе качества

медицинской помощи, в обязанность которого входят разработка нормативных

документов, обобщение опыта территорий по проведению экспертизы качества

медицинской помощи.

Приказ Минздрава РФ от 24.10.96 года «О совершенствовании качества

медицинской помощи населению РФ» установил положения о системе

ведомственного контроля качества медицинской помощи в учреждениях

здравоохранения РФ и о системе вневедомственного контроля качества

медицинской помощи, а также определил цели и задачи контроля за качеством

оказания медицинской помощи.

Целью осуществления ведомственного контроля качества медицинской помощи

является обеспечение прав пациента на получение медицинской помощи

необходимого объема и надлежащего качества на основе оптимального

использования кадровых и материально-технических резервов здравоохранения и

применения совершенных медицинских технологий.

Система ведомственного контроля включает в себя оценку состояния и

использования кадровых и материально-технических ресурсов лечебно-

профилактических учреждений, экспертизу процесса оказания медицинской

помощи конкретным пациентам, изучение мнений пациентов, регистрацию и

анализ показателей, характеризующих качество и эффективность медицинской

помощи, выявление и обоснование дефектов, врачебных ошибок и других

факторов, оказывающих негативное действие и повлекших за собой снижение

качества эффективности медицинской помощи, подготовку рекомендаций для

руководства лечебно-профилактических учреждений и органов управления

здравоохранения, которые направлены на предупреждение врачебных ошибок в

работе, повышение качества и эффективности медицинской помощи, организации

контроля за реализацией управленческих решений.

Ведомственный контроль качества медицинской помощи осуществляется

экспертным путем должностными лицами ле-чебно-профилактических учреждений,

клинико-экспертными комиссиями и главными специалистами всех уровней

здравоохранения. В необходимых случаях для проведения экспертиз могут

привлекаться сотрудники ВУЗов, НИИ и т. д.

В Положении о вневедомственном контроле качества медицинской помощи в РФ

под системой вневедомственного контроля понимается оценка качества

медицинской помощи субъектами, не входящими в систему здравоохранения, в

пределах своей компетенции. Субъектами системы контроля являются:

Лицензионно-аккредитационные комиссии (ЛАК), которые осуществляют: контроль

за безопасностью медицинских услуг для пациентов и персонала, их

соответствие установленным стандартам при проведении лицензирования и

аккредитации учреждений здравоохранения; контроль за выполнениями

учреждениями здравоохранения и физическими лицами лицензионных условий;

выдачу лицензий и сертификатов юридическим лицам и гражданам; участие в

формировании вневедомственной экспертизы и регистра экспертов на территории

субъектов РФ.

Исполнительные органы фондов обязательного медицинского страхования в

пределах компетенции осуществляют контроль за правильностью оформления

документов, подтверждающих временную нетрудоспособность граждан.

Страховые медицинские компании организуют и осуществляют в рамках

заключенных договоров обязательного и добровольного медицинского

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.