Рефераты. История скорой помощи

станций, не дожидаясь открытия новых.

Результаты двухмесячной работы Сущевской и Сретенской станций

превзошли все ожидания. Ими было выполнено 82 вызова и 12 перевозок, на что

было затрачено 64 часа 32 минуты. Анализ работы станций показал, что первое

место среди обратившихся за помощью занимали лица, находившиеся в состоянии

алкогольного опьянения. Их было 27. Далее следовали пострадавшие от травмы.

С ушибами и ушибленными ранами — 8 человек, с переломами конечностей — 4,

падение с высоты — 6, падучая болезнь — 4 и т. д. Своим приказом № 212 обер-

полицмейстер обязал принимать вызовы в первую очередь к пьяным, находящимся

«в бесчувствии». Остальных же, по его мнению, надлежит доставлять в

приемные покои на извозчиках.

13 июня 1898 года в истории Москвы была первая катастрофа, обслуженная

Скорой помощью. На Иерусалимском проезде, в доме Суровцева, упала

строящаяся каменная стена. Было девять пострадавших. Выезжали обе кареты.

Всем пострадавшим была оказана первая помощь, пять из них были

госпитализированы.

Следующий, 1899 год был ознаменован открытием еще трех станций при

Лефортовском, Таганском и Якиманском полицейских участках. В январе 1900

года при Пречистенском пожарном депо была запущена шестая Станция скорой

помощи. И последней, седьмой стала Пресненская, вступившая в строй 15 мая

1902 года. Таким образом, вся тогдашняя Москва в пределах Камер-Коллежского

вала, включая Бутырские улицы, обслуживалась семью каретами скорой помощи.

Увеличение числа станций, конечно, не могло не сказаться на состоянии

финансовых субсидий, жертвуемых А. И. Кузнецовой. Их хватало с большим

трудом. На содержание медицинских работников начали поступать средства из

бюджета города. С 1899 года врачи стали выезжать только на очень серьезные

вызовы, а основная работа выполнялась фельдшерами, которые выезжали с

санитарами. В 1900 году обер-полицмейстер обратился к Городской Думе с

прошением взять на содержание города кареты скорой помощи. Этот вопрос

предварительно обсуждался на комиссии «О пользах и нуждах общественных», и

было предложено финансировать каре ты из городского бюджета, а ремонт

производить на средства А. И, Кузнецовой. 19 декабря 1900 года на заседании

Думы это предложение было поддержано Гучковым, Герье и князем Голицыным.

Дума ассигновала 2160 рублей в распоряжение Московского обер-полицмейстера

на содержание двенадцати лошадей для карет скорой помощи и 375 рублей для

лошадей пожарных команд.

В 1902 году после открытия Пресненской станции эта сумма была

увеличена до 2957 рублей. Особым событием 1903 года стало появление в

Москве первой кареты для перевозки рожениц при родильном приюте братьев

Бахрушиных. В этом же году прогрессивными московскими врачами делается

попытка организовать «неотложную» помощь на дому в связи с надвигавшейся

эпидемией холеры. Но этой идее так и не суждено было осуществиться.

Москва продолжала расти, появилось большое количество многоэтажных

домов, росло население, увеличивался общественный транспорт, открывались

новые заводы и фабрики. В Москве участились несчастные случаи. Карет скорой

помощи, которыми располагало полицейское управление, уже не хватало. Надо

было искать выход из создавшегося положения. С предложениями изменить

статус скорой помощи, выделив ее из ведомства полиции, выступил губернский

врачебный инспектор Владимир Петрович Поморцов. Аналогичные предложения

звучали и из уст других видных общественных деятелей.

Профессор Московского университета Петр Иванович Дьяконов (1855—1908)

предложил создать добровольное общество скорой медицинской помощи с

привлечением частного капитала. С большим энтузиазмом взялся он за дело

создания общества, но преждевременная смерть помешала его завершить. Но

труды П. И. Дьяконова нашли своих последователей и в мае 1908 года

состоялось учредительное собрание общества, на котором был утвержден устав

и избрано его правление. Общество ставило своей целью оказывать бесплатную

медицинскую помощь пострадавшим от несчастных случаев на улицах, в

общественных местах, на фабриках, железных дорогах и прочих местах.

Председателем правления общества был избран Сулима, секретарем —

Меленевский. Общество, состоявшее из энтузиастов, преданных делу людей, в

своей деятельности решило применить все самое передовое, что было в мире в

то время в области оказания экстренной медицинской помощи. Секретарь

общества, Меленевский, был командирован на конгресс скорой помощи во

Франкфурт-на-Майне. Кроме Франкфурта он посетил Вену, Одессу и ряд других

городов, имевших станции скорой помощи. Вернувшись из командировки,

Меленевский сделал доклад, выводы которого было решено использовать при

организации скорой помощи в Москве.

Вскоре членами общества Варнеком, Меленевским и Остроуховым была

выпущена брошюра «Несчастные случаи и подача помощи потерпевшим при них.

Станции скорой медицинской помощи, их задачи, устройства и деятельность».

По существу, это был первый сборник инструкций для практических врачей как

по оказанию экстренной медицинской помощи больным, так и по организации

работы станций. Большую помощь в создании этого труда оказала Одесская

станция скорой помощи, поделившаяся своим опытом организации работы.

В 1908 году исполнилось десять лет существования в Москве карет скорой

помощи. Отдавая должное уважение заслугам А. И. Кузнецовой, Общество скорой

медицинской помощи направило ей приветствие, в котором подчеркивались ее

благородная роль в создании столь важной службы для родного города, ее

большой вклад в дело оказания первой помощи пострадавшим. В этом же

приветствии члены Общества выразили свою озабоченность тем положением,

которое создалось к тому времени в Москве. В нем указывалось, что «... в

настоящее время, в связи с быстрым ростом населения Москвы, с развитием

городских путей сообщения и осложнением жизни во всех ее отношениях, число

несчастных случаев в домах и на улицах увеличилось в таких размерах, что

скорая, находящаяся у нас в заведывании полиции, уже совершенно

недостаточна сравнительно с запросами на нее». Понимая, что скорая при

полиции не может обеспечить потребности города, общество всеми силами

старается создать в Москве службу, способную удовлетворить запросы

растущего города, вырвать ее из подчинения полицейскому ведомству и

передать Обществу скорой медицинской помощи. Но это оказалось трудной

задачей и встретило много препятствий со стороны городских властей.

В апреле 1909 года члены Общества организовали медицинское

обслуживание массового мероприятия, посвященного открытию памятника Н. В.

Гоголю. На призыв Общества откликнулось много врачей и студентов-медиков,

которые активно поработали, оказывая первую помощь участникам празднеств.

Хорошая организованная Обществом работа заслужила самые лестные отзывы в

московской печати. Вдохновленный этим успехом Сулима еще раз подтвердил

свою уверенность в необходимости создания в Москве самостоятельной станции

скорой медицинской помощи. В мае 1909 года он заявил на годичном собрании

Общества: «Мы пришли к такому заключению, что при осуществлении нашего дела

в Москве на первых порах необходимо учредить одну центральную станцию, а

впоследствии по мере развития дела возможно будет учреждать филиальные

станции в различных частях города». В его планы входила закупка шести

карет, лошадей и весь необходимый для этого инвентарь. По приблизительным

подсчетам, на это требовалось около 30 тысяч рублей, а годичное содержание

такой Станции с персоналом составляло 25 тысяч рублей. Такими средствами

Общество не располагало. Планам Сулимы не суждено было осуществиться.

Отсутствие финансовых средств, а также уход с поста председателя

Сулимы, в связи с его переводом в Петербург, сильно пошатнули деятельность

Общества. Финансовое положение Общества нельзя было назвать

удовлетворительным. Только в 1912 году за счет частных пожертвований

удалось сколотить необходимую сумму денег для создания станции и

оборудования санитарного автомобиля. Станция эта была открыта на

Долгоруковской улице и работали на ней врачи — члены Общества и студенты

медицинского факультета. Помощь оказывалась в общественных местах и на

улицах в радиусе Земляного вала и Кудринской площади.

По мнению членов Общества, деятельность Долгоруковской станции должна

поддержать их в упорной борьбе, начатой Сулимой, за передачу всех имеющихся

карет в ведение Общества, окончательно разорвав узы, связующие их с

полицией. Но Городская управа всячески препятствовала этим действиям.

Приглашенный на одно из заседаний Общества член управы Малинин заявил:

«Пусть Общество скорой помощи покажет свою деятельность, тогда управа,

может быть, пойдет навстречу этой организации».

В 1912 году доктором В. П. Поморцовым была разработана конструкция

городской кареты скорой медицинской помощи. Это был комбинированный тип

экипажа как для скорой, так и для обслуживания хирургической помощи в

армейских условиях, в качестве подвижного лазарета. Этот труд положил

начало созданию отечественного санитарного транспорта.

Первая мировая война, начавшаяся в 1914 году, изменила многое в судьбе

развития скорой медицинской помощи. Материальные ресурсы были

переориентированы на фронт. Из полицейских участков исчезли кареты А. И.

Кузнецовой, Долгоруковская станция прекратила свое существование, а

единственный в Москве санитарный автомобиль, принадлежавший Обществу скорой

помощи, был мобилизован для перевозки раненых. Прекратили также свою работу

станции Петрограда и многих других крупных городов России.

В середине 1917 года, после Февральской революции, вновь поднимается

вопрос о создании в Москве скорой помощи. В городском самоуправлении

выступает с докладом о необходимости организовать скорую медицинскую помощь

в городе доктор В. П. Поморцов. На страницах периодической печати

появляется статья доктора С. М. Швайцара с предложением открыть четыре

подстанции скорой помощи при Старо-Екатерининской, Бахрушинской. Яузской и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.