неё, все хотят чтобы она уволилась. Все это вселяет в больную чувство
страха. Пациентка уверена в своей правоте, к этим мыслям не критична.
Связать все эти последовательные события больная не может. Считает,
что это все отдельные явления в её жизни. Однако, на второй день
общения, когда пациентка рассказывала о случае нападения на нее в
общежитии в период обучения в институте культуры, она сказала, что
если сейчас ей все это и показалось, то тогда точно в тот момент её
жизни угрожала конкретная опасность. В этом можно различить некоторую
критичность. Больная также рассказала, что ходила в магазин с целью
того, чтобы проверить, испугается ли она кого-либо на улице. Речь
идет о положительной динамике на фоне медикаментозной терапии.
Тесты. Использованные материалы в приложении. Больная из четырех
слов выбрала правильное, несоответствующее остальным трем. Таким
образом, способность к правильному образованию понятий сохранена.
Тест на образование аналогий. Пациентка считает что электричество та
относится к проволоке, как пар относится к кипению. Объяснила больная
это так: электричество бежит по проволоки, т.е. связано с ней, и пар
связан с кипением. Таким образом, способность образования аналогий
страдает.
Сравнение понятий. Пациентка считает, что муха и самолет похожи в
том, что они летают, а разница в том, что самолет перевозит грузы, а
муха просто летает и гадит. Сравнение собаки и кошки также нелепо.
Данные ответы позволяют судить о том, что уровень мышления снижен.
Пациентка правильно интерпретирует предложенные метафоры и пословицы.
Заключение: несистематизированный персекуторный бред
(преследования, отношения).
Интеллект
В разговоре с пациенткой обращает на себя внимание тот факт, что
беседа проходит с полным взаимопониманием. Больная правильно понимает
и интерпретирует вопросы, ответы ее логичны. Словарный запас
достаточно высок. Из анамнестических данных видно, что больная в
интеллектуальном плане развивалась активно, говорить начала раньше
других детей, знала в раннем дошкольном периоде много песен наизусть.
Период учебы в школе содержал достаточное количество источников для
коммуникаций с другими детьми в среднеобразовательной и музыкальной
школах. Сам факт обучения в музыкальной школе предполагает наличие
достаточно больших знаний по искусству и культуре.
Знания во всех учебных заведениях, в которых получала образование
больная, оценивались в среднем на . То есть, можно сказать,
что в кругу своего общения, своих коллег, в профессиональном плане
больная занимает среднее положение. Больная говорит, что она не обладает. Каких либо других увлеченностей, не
связанных с работой, в процессе общения выявить не удалось:
не обнаружилось особой любви к кино, театру, заинтересованности в
политике, общедоступных знаний по медицине и т.д. Однако пациентка
имеет некоторые общие понятия по разным сторонам жизни людей. Её
жизнь, по-видимому, строится по плану: работа -- дом -- работа.
Однако следует учитывать, что пациентка живет одна, родственница
рассказала, что последние полгода больная стала более замкнутой, это
может говорить об определенной степени ухода в себя, некоторой
аутизации больной, и пациентка в виду этих особенностей не может
продемонстрировать некоторые стороны своей жизни. Это может создать
впечатление о более низком уровне интеллекта, чем есть на самом деле
у пациентки.
Исследования уровня общежитейских знаний (названия городов, рек,
государств, политической ситуации в мире и т.д.) показывают
осведомленность на умеренном уровне. Тесты на мышление, описанные
выше, демонстрируют некоторую ограниченность в способностях
образовывать аналогии, сравнивать понятия.
Из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что уровень интеллекта
больной является средним для микросоциальной среды с таким же уровнем
образования и такого же возраста в которой она живет.
К сожалению, возможности провести тесты для определению
интеллектуального коэффициента (IQ) нет.
Эмоции
Эмоциональный мир пациентки достаточно богат. Это связано с тем, что
больная имеет образование в области искусств, с тем что является
младшим ребенком в семье, которому уделялось масса внимания. Это
определяло в детстве высокий уровень экспрессии эмоций (из беседы с
сестрой). Из беседы стало ясно, что во взрослом состоянии больная
довольно эмоционально реагирует на различные ситуации: ярко
демонстрируются чувства радости, горя, страха и т.д. Однако, больная
отмечает, что все эти проявления эмоции протекают в рамках
, эмоциональные реакции не вызывают смущения или
изумления у окружающих. Эмоциональное состояние не подвержено
значительным резким колебаниям, но некоторые события в жизни способны
изменить полюс настроения в один момент.
Появление суицидальных мыслей в течение жизни вообще и в за последний
период в частности пациентка категорически отрицает.
За последнее время больная говорит, что ее настроение понижено,
постоянное чувство страха беспокоит её. В основном все эмоции в
последнее время имеют некоторую негативную окраску в связи с этим. На
лице больной действительно присутствует некоторый испуг. Когда
задаешь больной вопросы, создается впечатление, что больная в любой
момент может обидеться, неправильно понять вопрос и расстроиться.
В первый день общения создавалось впечатление, что у больной
слезы.
В процессе общения обращает внимание скудность мимической окраски
речи больной, но не до уровня маскообразного лица, руки больной
постоянно лежат на столе, жестикуляция минимальна.
С целью изучения эмоциональной сферы пациентки проведен цветовой тест
Люшера.
Результат теста Люшера
Интерпретация является предварительной, поскольку получение
достоверных результатов психологического теста возможно только с
участием психолога.
Сейчас вы познакомитесь с краткой интерпретацией вашего актуального
эмоционального состояния, которое меняется в зависимости от
обстоятельств вашей жизни и вашего самочувствия. Сферы, требующие
пристального внимания, обозначены словом "Внимание!".
Сложившаяся ситуация вызывает некоторую тревогу; ситуация
стабилизируется.
Ведущие тенденции, определяющие Ваше поведение:
* Высокая активность, стремление к самовыражению сочетается в
повышенной эмоциональностью и отвлекаемостью.
Ваше актуальное состояние характеризует:
* Пассивность и осторожность мешают гармонизации отношений,
которые идеализируются
Источники стресса и поведение, вызванное стрессом:
* Протест в отношении запретов и ограничивающих требований.
Потребность распоряжаться своей судьбой.
Актуальная проблема, вызванная стрессом:
* Стремление избежать любых ограничений, стесняющих свободу
дальнейшего роста, препятствующих повышению престижа.
Таким образом, объективно продемонстрировано, что у пациентки имеется
нарушение в эмоциональной сфере и снижено внимание, что пациентка
испытывает ощущения, которые стесняют ее свободу, мешают ей
распоряжаться своей судьбой.
Заключение: снижение эмоционального тонуса, умеренно выраженный
аффект страха, умеренная депрессия.
Двигательно-волевая сфера
Пациентка считает, что обладает достаточной силой воли для решения
реальных задач. Проявлением воли можно считать упорную учебу музыке в
школе, продолжение образования в дали от родительского дома. Больная
считает себя настойчивым человеком в отношении тех целей, которые
зависят от неё. Если на пути преодоления трудностей приходится
сталкиваться с конкретными людьми, то пойти наперекор старшим, тем,
кто главнее, бывает не всегда просто. Пациентка утверждает что её
возможно переубедить в чем то, внушить, считает себя достаточно
внушаемым человеком. Она обладает достаточным терпением. Планы на
будущее --- продолжать работать и пытаться подняться по
профессиональной лестнице, несмотря на .
Во время беседы больная ограничена в движениях, особенно в первый
день обследования. Поза больной естественная. Больная отметила, что в
последний месяц испортился аппетит, стала есть мало. Уровне
влечений в половой сфере с пациенткой не обсуждался. В разговоре с
больной не получено каких-либо сведений об извращении влечений,
склонности к импульсивным действиям, амбивалентности желаний.
Беседа с больной и наблюдение не дали никакой информации об
изменениях двигательной сферы. Некоторая заторможенность пациентки
можно объяснить нарушениями в эмоциональной сфере, чувством
некоторого дискомфорта при разговоре с незнакомыми людьми.
Поведение
Времени для полноценного наблюдения за поведением больной вне
ситуации курации недостаточно. Однако, удалось заметить, что
пациентка общается с соседями по палате. Никакой трудовой
деятельностью в больнице пациентка не занимается. На приглашение к
беседе с кураторами больная охотно соглашается. В целом
создается впечатление, что отношение к труду положительное, больная
любит свою работу, о непосредственно выполняемой работе рассказывает
в слегка эмоционально окрашенной форме.
О прошлых болезненных переживаниях пациентка рассказывает без критики,
но охотно. На второй день беседы появляется некоторый критический
оттенок в рассказе.
Квалификация психического статуса
В процессе изучения психического статуса пациентки на основании
беседы, наблюдения, тестирования выявлены следующие синдромы.
Параноидный синдром. Данный синдром выделен на основании того,
что больная имеет нарушение мышление по содержанию в качестве самого
яркого элемента в клинической картине. Пациентка демонстрирует
бредовую мысль, персекуторного содержания (пациентка предполагает,
что за ней следят с целью убить её, недоброжелатели пытаются
рассорить её с матерью, коллеги на работе объединились против неё;
кондуктор в транспорте не желает обращать на неё внимание, так как
считает что она наркоманка или воровка), бред несистематизированный
(пациентка не может полностью объяснить за что её преследует, люди,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5