Рефераты. Гиппократ и Гиппократов сборник

косской.

ГИППОКРАТОВ СБОРНИК

Общее число книг Сборника определяется различно. В зависимости от того,

считать ли некоторые книги самостоятельными или продолжением других;

Литтре, например, насчитывает 53 сочинения в 72 книгах, Эрмеринс- 67 книг,

Дильс – 72. Несколько книг, по-видимому, утеряны; другие заведено

подложены. Располагают эти книги в изданиях, переводах и историях медицины

в самом различном порядке - в общем, следуя двум принципам: или по их

происхождению, т.е. предполагаемому авторству - таково, например,

расположение Литтре в его издании и Фукса в « Истории греческой медицины»,

- или по их содержанию.

Сочинения Гиппократа вероятно не дошли бы до потомства, если бы они не

попали в александрийскую библиотеку, основанную преемниками Александра

Македонского, египетскими царями - Поломеями в недавно основанном городе

Александрии, которому суждено было надолго быть культурным центром после

падения независимости Греции. При этой библиотеки состояли учёные мужи:

библиотекари, грамматики, критики, которые оценивали достоинства и

подлинность сочинений и вносили их в каталоги. В эту библиотеку съезжались

учёные разных стран для изучения тех или иных сочинений, и много веков

спустя Гален рассматривал списки творений Гиппократа, хранившихся в ней.

Герофил Александрийский, знаменитый в свой время врач, живший около 300 г.

до н.э., составил первый комментарий на «Прогностику» Гиппократа; его

ученик Бакхий из Танагры продолжал дело своего учителя, - это доказывает,

что в III в. Гиппократов сборник входил в состав александрийской

библиотеки. От Герофила начинается длинный ряд комментаторов Гиппократова

сборника, кульминационным пунктом которого является Гален (II в. н.э.).

Последнему мы обязаны главным сведениями о них, так как их сочинения до

нас не дошли. По-видимому,

Эти комментарии носили грамматический характер, т.е. объясняли слова и

фразы, смысл которых был неясен или к тому времени утерян. Затем эти

комментарии относились к какой-нибудь одной или нескольким книгам. Гален

указывает, что только два комментатора охватили полностью все сочинения

Гиппократа, это - Зевкис и Гераклид теранский (последний – сам знаменитый

врач), оба принадлежавшие к школе эмпириков. Из всей массы комментарий

Аполлона из Киттия, александрийского хирурга (I века до н.э.), на книгу « О

вправлении суставов». Комментарий этот был снабжён в рукописи рисунками.

Гален, который по общепризнанному мнения дал синтез всей античной медицины,

большой практик и в то же время теоретик-анатом, физиолог-экспериментатор

и, кроме того, философ, имя которого прошло через века наряду с именем

Гиппократа, уделил много внимания писаниям своего знаменитого

предшественника. Помимо 2 книг: «О догмах Гиппократа и Платона», он дал, по

его собственным словам, комментарии к 17 книгам Гиппократа, из которых до

нас дошло 11полностью, частями 2 книги, не дошло 4. Частями также до нас

дошёл «Словарь трудных слов Гиппократа»; не дошли книги «Об анатомии»

Гиппократа, о его диалекте и (о чём можно больше сожалеть) о его подлинных

сочинениях.

Гален, который был большой эрудит и читал большинство древних

комментаторов, произносит над ними уничтожающий приговор главным образом за

то, что они, пренебрегая медицинской точкой зрения сосредотачивали внимание

на грамматических объяснениях: они претендуют понимать загадочные места,

которые никто не понимает, а то касается положений, которые всем ясны, их-

то они не понимают. Причина та, что они сами не имеют врачебного опыта и

невежественны в медицине, а это вынуждает их не объяснять текст, а

подгонять его к выдуманному объяснению.

Комментаторы после Галена, относящиеся главным образом к византийской

эпохе, мало интересны. Книги исчезают, источников меньше, в их писаниях

мало оригинальности, и они в значительной степени основываются на Галене.

Появляются аббревиатуры, т.е. сокращения ранее бывших комментариев, и,

наконец, греческая литература, посвящённая Гиппократу, угасает. Византийцев

сменяют арабы. Но Византия в лице своих переписчиков, (по большой части

монахов), так же как в своё время александрийская библиотека, сохранила

Гиппократа для потомства.

Картина будет неполной, если мы не упомянем об авторах книг Гиппократова

сборника. Что он в целом не является произведением одного лица – Гиппократа

II Великого, будет ясным для каждого, кто в состоянии просмотреть весь

Сборник если не в подлиннике, то хотя бы в хорошем переводе. Прежде всего,

бросается в глаза, что стиль, манера письма, выбор слов в различных книгах

несколько различны, что производят впечатления, разговора с совершенно

различными лицами. Есть сочинения, написанные простым и немного

тяжеловесным языком, насыщенные деловым содержанием; сочинения, написанные

с целью защитить известное положение общего характера человеком, не чуждым

риторики; есть блестящие образцы софистического красноречия в гогрианском

стиле и, наконец, высокопарные немного туманные изречения, сильно

напоминающие манеру Гераклита. Далее, различия в основных воззрения на

количество и характер определяющих болезнь факторов: в одной книге такими

признаются слизь и желчь; в другой – кровь, слизь, жёлтая и чёрная желчь;

в третей - кровь, слизь, вода и желчь; ещё далее мы встречаем в качестве

основного деятеля пневму, или воздух и т.д. Ясно, что один и тот же

человек, даже принимая во внимание возможные изменения воззрений и стиля в

различные возрасты его жизни, не мог быть автором всех этих различных книг.

Имеются, кроме того, в Сборнике повторения, извлечения из других книг, их

сокращения с большими или меньшими добавлениями, ясно указывающие на

первоисточники и заимствования.

Всё это могла укрыться от учёных, имевших дело с сочинениями Гиппократа ещё

в древности, и вопрос о подлинности и подложности отдельных книг Сборника

был поднят очень давно. В александрийской библиотеке имелось два каталога

сочинений Гиппократа: малый и большой; первый содержал книги, полученные

неизвестно откуда, но считавшиеся подлинными; второй заключал в себе книги,

привезённые в Александрию различными судами в ответ на призыв Птоломеев,

отовсюду собиравших рукописи. Эти «корабельные» рукописи не пользовались

особым доверием. Уже один из первых комментаторов Гераклид тарентский

считал книгу « О соках» подложной. Гален приводит целый ряд мнений его

предшественников об авторах различных книг, присоединяя сюда свои

собственные. Например, по Диоскориду, издателю сочинений Гиппократа, о

котором было упомянуто раньше, 1-я книга «Болезней» принадлежит Фессалу,

сыну Гиппократа; книга « О природе ребёнка» - Полибию, зятю и ученику

Гиппократа, также как книга «О страданиях». К сожалению, сочинения Галена,

специально посвящённое вопросу о подлинности книг, до нас не дошло, но из

отдельных указаний в других сочинениях можно усмотреть, что, например, 2-ю,

4-ю и 6-ю книги «эпидемий» он приписывал Фессалу, 5-ю-Гиппократу, сыну

дракона. К показаниям Галена, впрочем, как неоднократно указывалось, нельзя

относится с полным доверием, так как он оценивал подлинность произведений

по тому, насколько они соответствовали его собственным воззрениям, не

обращая внимания на их стиль и противоречия.

Во всяком случае, древние авторы, писавшие сотни лет после Гиппократа, да к

тому же дошедшие до нас в отрывках и через вторые руки, не смогли дать нам

сколько-нибудь убедительных доказательств подлинности того или иного

произведения. В этом отношении учёные нового времени, стоящие вдалеке от

волновавших в то время вопросов и вооруженные методологией критического

исследования, имеют перед ними несомненное преимущество.

Греческие рукописи в течение средних веков не имели распространения в

Западной Европе. Они появились в Италии после падения Константинополя

(1453). К этому времени относится появление и рукописей Гиппократова

сборника, имевших огромную популярность. Появились сочинения Гиппократа и

других врачей и в Москве с большой коллекцией рукописей.

Детальное изучение рукописей Гиппократа, хранившихся в Париже, осуществили

французские учёные. Последние по времени работы по Гиппократу принадлежат

немецкому ученому Илльбергу. В целом рукописи (ещё их называют кодексы)

относятся к различным векам. Это понятно по характеру букв и свойствам

писчего материала, из имени переписчика, или заказчика и т.д. При этом,

кодексы можно выделить в группы одинакового происхождения

и иногда установить их генеалогию, например:

Самый старый кодекс – Венский (X век), затем Парижский (XII век),

итальянский, Флоренция, (XII-XII вв.), содержащие хирургические сочинения

Гиппократа, и другие. Самым значительным и старым кодексом является

Венецианский (XI века), в котором кроме перечня 60 сочинений Гиппократа,

имеется «словарь гиппократовских слов Галена », биография Гиппократа по

Сорану, почти все указанные в перечне произведения, а также письма.

Основные тексты старых кодексов послужили источниками для других, более

новых - XIII-XVIII веков, самым крупным из которых является Парижский.

Тщательный филологический анализ всех имеющихся кодексов позволяет думать,

что, несмотря на искажения и перестановки в основе этих кодексов лежит

один первоисточник. Первое печатное издание Гиппократа было на латинском

языке в XVII веке в переводе Фибиа Кальва, друга художника Рафаэля.

С XIX века издания сборника Гиппократа вступили в новую стадию, научно-

критическую. Тщательный анализ кодексов дал возможность делать некоторые

выводы об их подлинности: это краткость стиля, ионийский диалект, важность

и простота изложения и отсутствие теоретических выводов и анатомических

деталей. Лучшей классификацией сборника Гиппократа является работа

немецкого учённого Линка, в которой он разделил все сочинения на 6 классов:

1-й-теория желчи и слизи; 2-й-о жидкости и элементарных качествах; 3-й-

сборники, отрицающие учения о жидкостях; 4-й – огонь; 5-й-основное начало;

6-й-теории истечения из головы. Тщательно анализируя сборники, Линк задаёт

вопрос: «Кто такой Гиппократ, и был ли он вообще? ». В дальнейшем

продолжается активный поиск ответа на этот вопрос.

Лучшим представлением о современном состоянии вопроса является статья

немецкого учёного Фукса: «История врачебного искусства у греков» (1902).

В указанной статье Фукс резюмирует всю научную работу XIX века и даёт

классификацию Гиппократова сборника. В статье «сборники Гиппократа»

классифицируются по принадлежности к различным школам и группам врачей –

софистов, при этом решить определённо ,какие книги принадлежат к

Гиппократу, какие нет, Фукс не берётся.

Подводя итоги всем исканиям подлинного Гиппократа почти за 22 столетия,

можно сделать заключение: в 60-ти сочинениях Гиппократова сборника по

крайней мере 6 являются его подлинными сочинениями. Книги эти больше всего

гармонируют с личностью гиппократа, как она сохранилась в придании.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Здесь были изложены главнейшие результаты многовековых исследований о жизни

и творчестве Гиппократа, насколько это возможно было сделать в кратном

очерке. Результаты, в общем, таковы, что дают обильный материал для

скептицизма. Но можно взглянуть на вопрос и с другой точки зрения, которую

выдвинул в XX веке историк медицины Нейбургер. Он пишет:

« Этот скудный результат обозначает зияющий пробел, который хотя и

чрезвычайно заметен в истории литературы, однако, для исторического

рассмотрения, которые обращёно больше на факты, идеи, общее научное

развитие, чем на личности, имеет мало значения». И Дальше жирным шрифтом: «

Ведь это Гиппократов сборник в своём целом послужил источником знания для

бесчисленного количества врачей, оказывал влияние на теорию и практику в

течение двух тысячелетий, и эта громадная духовная сумма идей и знаний,

независимо от вопроса о подлинности, лежит ясно перед нами». Достаточно

указать, что основное ядро современной медицинской номенклатуры болезней

ведёт начало от Гиппократа: плеврит, пневмония, нефрит, диарея, дизентерия,

офтальмия, экзантема, фликтена, тетанус, опистотоеус, параплегия,

эпилепсия, и т.д.

Когда Гиппократ и его непосредственные ученики сошли со сцены,

последователи его учения получили название догматиков, причём характерной

особенностью догматической школы считалось гуморальная патология, учение о

4 основных жидкостях организма, т.е. чисто теоретическая установка, взятая

из Сборника в целом. Школа догматиков, насчитывающая в своём списке ряд

выдающихся врачей, в конце концов не выделялись из прочих школ, и только

авторитет Галена поднял учение Гиппократа на должную высоту.

Во все средние времена авторитет Галена заслонял собой Гиппократа, и он

продолжал действовать, поскольку его учения вошли в эклектическую систему

Галена. Возрождение Гиппократа начинается со времени напечатания его

латинских переводов в XVI в., Гиппократ был признан парижским медицинским

факультетом в качестве высшего авторитета, и получивший степень доктора

медицины должен был произносить факультетские обещания перед бюстом

Гиппократа. Его «Афоризмы», считавшиеся верхом врачебной мудрости,

издавались и комментировались бесчисленно число раз. И каждый раз, после

вторжения в медицину новых смелых и часто опасных для больных теорий

средств, медицина должна была возвращаться к Гиппократу и его основному

завету: «Прежде всего – не вредить».

Дело в том, что медицина кроет в себе внутренние противоречия, к которым

она периодически возвращается в своём диалектическом развитии, каждый раз

обогащаясь новым содержанием. Это, с одной стороны, стремление создать

рациональные основы врачевания, основанные на определённых теоретических

предпосылках и неизбежно связанные с эксперименти-рованием над больными

объектами; с другой – практическая медицина с детальным клиническим

изучением больного и осторожным применением испытанных – иногда веками –

врачебных средств и врачебного режима.

Это – борьба теории и эмпирии, медицины как науки и медицины как искусства.

И каждый раз как научное теоретизирование брало верх к более спокойному и

верному пути, указанному издавна Гиппократом.

Может ли Гиппократ и его Сборник представлять какой-нибудь интерес в наше

время? Это – последний вопрос, который мы должны рассмотреть.

Время деятельности Гиппократ и возглавляемой им косской школы – это время

культурного и идейного расцвета Греции на почве их экономического подъема

после греко-персидских войн. Оно повлекло за собой повышение ценности

человеческой жизни и, как результат, возникновение клинической медицины, в

центре которой стоит больной со всеми его индивидуальными особенностями. А

это в свою очередь повысило требования, предъявляемые к врачу, и поставило

врачебную этику на ту высокую степень, которую мы встречаем в Гиппократовом

сборнике.

«Врач – философ – богу подобен»,- провозглашала косская школа, и «где

любовь к человеку, там также любовь к искусству!» У Гиппократа современный

врач не может почерпнуть новых «патологических» доктрин, или специальных

методов лечения и режима. Сущность гиппократизма лежит в его понимании

врачебного призвания. Лучше всего сказал об этом Литтре – врач, посвятивший

более 2 десятилетий изучению Гиппократова сборника: «Туда не надо идти для

того, чтобы изучать медицину, но, вооружившись, прочным и солидным

образованием, нам следует искать дополнения, которые возвышают ум,

укрепляют суждения, и показывают в научной традиции работу

последовательных поколений, их ошибки и их успехи, их слабость и их силу».

Список литературы

1) Карпов В.П. «Гиппократ», Москва,1994 год

2) Архангельский Г.В., О « Гиппократовом Сборнике »

клиническая медицина.1991 г. № 3

3) Мейер-Штейнега, «История медицины»,1925

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.