Рефераты. Гигиена детей и подростков

возможной нагрузки при занятиях физической культурой и спортом. Детям 8-10

лет с виде нагрузки предлагается 20 приседаний, 10-11 лет 25 приседаний,

мальчикам 12-14 лет - 30 приседаний за 30 секунд.

В зависимости от характера сдвигов после функциональных проб различают

благоприятную и неблагоприятную реакцию сердечно-сосудистой системы.

Благоприятной реакцией считается учащение пульса в пределах 50-70% от

исходного уровня, увеличение систолического давления на 10-15 мм, умеренное

увеличение пульсового давления на 20-35 мм и восстановление всех

показателей в течении 2-3 минут.

Неблагоприятной реакцией считается значительное (более 70%) учащение

пульса, уменьшение систолического и пульсового давления по сравнению с

исходным уровнем, либо резкое увеличение систолического давления (на 25-40

мм и более) на фоне повышения диастолического, при замедленном

восстановительном периоде. Снижение частоты пульса и систолического

давления в период восстановления (2-3 мин. ) ниже исходных данных, также

рассматривается как неблагоприятная реакция.

3. Комплексная оценка состояния здоровья детей и подростков. Критерии и

группы здоровья.

Комплексная оценка состояния здоровья детей введена приказом МЗ РФ № 60 от

19 января 1983 “О дальнейшем совершенствовании амбулаторно-поликлинической

помощи детскому населению в городах”, дается на основании учета результатов

медицинского осмотра и текущего наблюдения за ребенком, путем анализа 4-х

основных критериев здоровья:

- наличие или отсутствие в момент обследования хронических заболеваний и

степень их клинических проявлений;

- функциональное состояние основных органов и систем: сердечно-сосудистой,

дыхательной, кровеносной, нервной и др. ;

- резистентность организма, проявляющаяся количеством и длительностью

заболеваний по обращаемости за предыдущий ко времени медосмотра год;

- уровень физического и нервно-психического развития и степень их

гармоничности.

В соответствии с указанными критериями, у каждого индивидуума определяется

группа здоровья.

Таблица 3.

Распределение обследуемых по группам здоровья

|Груп|Хроническая |Функциональное |Резистентность|Физическое и |

|па |патология |состояние основных|и реактивность|нервно-психич|

| | |систем и органов |организма |еское |

| | | | |развитие |

|1 |Отсутствует |Без отклонений. |Острые |Хорошее |

| | |Единичный кариес |заболевания за|(нормальное),|

| | |зубов |предшествовавш|гармоничное |

| | | |ий наблюдению |физическое |

| | | |период |развитие. |

| | | |отсутствовали |Нервно-психич|

| | | |или протекали |еский статус |

| | | |эпизодически, |соответствует|

| | | |легко |возрасту |

|2 |Отсутствует |Наличие |Заболеваемость|Нормальное |

| | |функциональных |частые и |(1 ст. ) |

| | |отклонений |продолжительны|ухудшенное (2|

| | |(пониженное |е острые |ст. ) |

| | |содержание |заболевания с |плохое (3ст. |

| | |гемоглобина, |последующим |) или общая |

| | |гипертонические и |затяжным |задержка |

| | |гипотонические |реконвалесцент|(4ст) |

| | |реакции и т. д. |ным периодом –|физ. развитие|

| | |Кариес зубов - |вялость, | |

| | |субкомпенсированна|повышенная |нормальное |

| | |я форма, аномалия |возбудимость, |или нерезко |

| | |прикуса |нарушение сна |выраженное |

| | | |и аппетита, |отставание |

| | | |субфебрилитет |нервно-психич|

| | | |и т. д. |еского |

| | | | |развития. |

|3 |Наличие |Наличие |Заболеваемость|Все степени |

| |хронической |функциональных |- редкие, |ФР. |

| |патологии в |отклонений в |нетяжелые по |Нормальное |

| |стадии |патологически |характеру |или с нерезко|

| |компенсации, |измененной системе|течения |выраженным |

| |врожденных |органа без |обострение |отстаиванием |

| |дефектов развития|клинических |основного |нервно-психич|

| |органов и систем |проявлений, |хронического |еское |

| | |функциональных |заболевания |развитие |

| | |отклонений в др. |без |нормальное |

| | |органах и |выраженного |или отстает |

| | |системах. Кариес |ухудшения | |

| | |зубов - |общего | |

| | |декомпенсированная|состояния и | |

| | |форма. |самочувствия. | |

| | | | | |

| | | |Редкие | |

| | | |интеркуррентны| |

| | | |е заболевания | |

|4 |Наличие |Наличие |Заболеваемость|Все степени |

| |хронической |функциональных |- частые |физического |

| |патологии в |отклонений |обострения |развития. |

| |стадии |патологически |основного |Нервно-психич|

| |субкомпенсации |измененного |хронического |еское |

| |врожденных |органа, системы и |заболевания |развитие |

| |дефектов развития|других органов и |редкие и |нормальное |

| |органов и систем |систем |частые острые |или отстает |

| | | |заболевания с | |

| | | |нарушением | |

| | | |общего | |

| | | |состояния и | |

| | | |самочувствия | |

| | | |после | |

| | | |обострения или| |

| | | |с затяжным | |

| | | |реконвалесцент| |

| | | |ным периодом | |

| | | |после | |

| | | |интеркуррентно| |

| | | |го заболевания| |

|5 |Наличие тяжелой |Резко выраженные |Заболеваемость|Все степени |

| |хронической |или врожденные |- частые |физического |

| |патологии в |функциональные |тяжелые |развития. |

| |стадии |отклонения |обострения |Нервно-психич|

| |декомпенсации или|патологически |основного |еское |

| |тяжелого |измененного |хронического |развитие |

| |врожденного |органа, системы, |заболевания, |нормальное |

| |порока, |др. органов и |частые острые |или отстает |

| |предрешающих |систем |заболевания | |

| |инвалидность | | | |

| |индивидуума | | | |

Дети I группы здоровья наблюдаются врачом в обычные сроки, установленные

для профилактических медосмотров здоровых детей.

Дети II группы здоровья (“группа риска”) наблюдаются врачом в сроки,

устанавливаемые для каждого ребенка, в соответствии со степенью риска в

отношении формирования у них хронической патологии, выраженности

функциональных отношений и степени резистентности.

Часто болеющие дети, дети, перенесшие острую пневмонию, болезнь Боткина и

др. хотя и относятся ко II группе здоровья, в периоде реконвалесценции

берутся на диспансерный учет по ф. № 30.

Дети III, IV, V групп берутся на диспансерный учет по ф. № 30 и порядок их

медицинского обслуживания определяется специальными методическими

указаниями (М. 1968, 1974, Харьков, 1982; Фрунзе, 1985).

По результатам оценки состояния здоровья, уровня физического развития и

физической подготовленности, обследуемые лица выделяются в медицинские

группы,. регулирующие объем их занятий по курсу физического воспитания.

Медицинская характеристика указанных групп приводится в таблице 4. При

выведении медицинской группы, врач должен ответить на следующие вопросы:

- может ли обследуемый выполнить требования, предъявляемые учебными

программами по физическому воспитанию, или ему необходимы ограничения и

какие?

- нуждается ли обследуемый в занятиях физическими упражнениями с лечебной

целью (корригирующей гимнастикой и т. д. )?

- может ли обследуемый заниматься в спортивных секциях, участвовать в

тренировочных занятиях и состязаниях, в каких именно и при каких условиях.

Таблица 4

Группы для занятий по курсу физического воспитания

|Наименова|Допускаемые мероприятия |Медицинская |

|ние | |характеристика группы |

|группы | | |

|Основная |Занятия по программе |Лица без отклонений в |

| |физического воспитания в |физическом развитии, |

| |полном объеме |состоянии здоровья, а |

| |Сдача норм БГТО, ГТО I, |также лица с |

| |ГТО II ступени |незначительными |

| |последовательно. |отклонениями в состоянии |

| |Занятия в одной из |здоровья, но с |

| |спортивных секций (общей |достаточной физической |

| |физической подготовки, |подготовленностью. |

| |легкой атлетики, | |

| |гимнастики и др. ), | |

| |участие в соревновании по | |

| |одному виду спорта. | |

|Подготови|1. Занятия по программе |Лица, имеющие |

|тельная |физического воспитания при|незначительные отклонения|

| |условии более постепенного|в физическом развитии и |

| |прохождения их с отсрочкой|состоянии здоровья без |

| |сдачи контрольных |достаточной степени |

| |испытаний и норм БГТО, ГТО|физической |

| |I ступени на срок до 1 |подготовленности. |

| |года, сдача норм ГТО II | |

| |ступени с особого | |

| |разрешения врача. | |

| |2. Занятия в секции общей | |

| |физической подготовки. | |

|Специальн|Занятия по особой |Лица, имеющие |

|ая |программе или по отдельным|значительные отклонения в|

| |видам государственных |состоянии здоровья |

| |программ, причем срок |постоянного или |

| |подготовки удлиняется, а |временного характера, не |

| |нормативы снижаются |мешающие выполнению |

| | |обычной программы |

| | |производственной работы, |

| | |но являющиеся |

| | |противопоказанием к |

| | |занятиям по |

| | |государственным |

| | |программам в общих |

| | |группах. |

Запрещать занятия по физическому воспитанию врач должен в крайних случаях,

когда он сомневается в их пользе и успехе. В зависимости от состояния

здоровья ребенка врач после консультации со специалистами назначает

конкретные виды упражнений, определяет их продолжительность и осуществляет

систематическое наблюдение за реакциями и здоровьем детей.

Самостоятельная работа студентов

Оценка качества самоподготовки студентов по результатам устного или

письменного тестирования.

Выполнение рефератов на темы:

- Состояние здоровья детей и подростков на современном этапе.

- Влияние на состояние здоровья детей социальной среды.

- Влияние на состояние здоровья природных факторов окружающей среды.

Решение ситуационных задач (анализ результатов медицинского осмотра, оценка

состояния здоровья, выявление факторов риска, определение группы здоровья,

группы для физического воспитания, составление индивидуального комплекса

лечебно-оздоровительных мероприятий и т. д.)

Контрольные вопросы по теме:

1. Определение понятия “здоровье индивидуума” и “здоровье населения”

2. Факторы, формирующие здоровье детей и подростков.

3. Показатели и критерии здоровья

4. Медицинский контроль за состоянием здоровья детей и подростков.

5. Организация и порядок проведения медицинских осмотров.

6. Комплексная оценка состояния здоровья детей и подростков.

7. Распределение обследуемых по группам здоровья.

8. Группы для занятий по курсу физического воспитания.

© «Медицинский Вестник» № 10`98 г. (65)

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.