Рефераты. Гигиена детей и подростков

Результаты анкетного опроса обобщаются медсестрой, которая отмечает знаком

(+) номера вопросов, на которые получен положительный ответ. После этого

врач детского учреждения анализирует результаты опроса и отбирает детей,

нуждающихся в обследовании, и после их осмотра решает вопрос о

необходимости консультации узких специалистов для дополнительных

обследований.

2. Индивидуальная оценка физического развития по шкалам регрессии.

3. Измерение артериального давления (у учащихся младших классов - с учетом

возрастных поправок на стандартную манжетку) для выявления гипертонических

и гипотонических состояний.

Объективизация значений артериального давления у детей 8-12 лет достигается

только при использовании “возрастных” манжеток или дополнительных расчетов

с поправкой на размер окружности плеча каждого ребенка, которая тесно

коррелирует с массой тела. Величины поправок, стандартизованные на базе

индивидуальной оценки физического развития детей, приведены в таблице:

Поправки (в мм рт. ст.) к цифрам систолического* давления, полученного при

измерении стандартной манжеткой (для детей 8-12 лет с разной массой тела)

Таблица 1

|Возраст (в |Масса тела | | |

|годах) |по | | |

| |отношению к| | |

| |стандарту | | |

|8 |+ 10 |+ 15 |+ 5 |

|9 |+ 10 |+ 15 |+ 5 |

|10 |+ 10 |+ 15 |0 |

|11 |+ 5 |+ 10 |0 |

|12 |+ 0 |+ 5 |0 |

|13** |0 |0 |0 |

Примечание: * - цифры диастолического давления следует рассматривать без

поправок, т. к. различия в значении диастолического давления при изменении

стандартной и возрастной манжетками несущественны.

** - у детей 13 лет и старше (независимо от массы тела) истинные цифры

артериального давления при изменении стандартной и возрастной манжетками не

отличаются.

Артериальное давление измеряется общепринятым способом - сидя, на правой

руке, после 10-минутного отдыха, по методу Короткова. Для большей точности

рекомендуется 3-х кратное измерение с фиксацией показателей последнего

измерения.

Выявление нарушений опорно-двигательного аппарата с помощью

комбинированного визуального инструментального исследования.

Тест для выявления нарушений осанки.

Данное тестовое обследование проводится врачом детского учреждения и

включает осмотр ребенка с ответом на 10 вопросов тест-карты (таблица 2).

Таблица 2

Тестовая карта для выявления нарушений осанки

|1. Явное повреждение органов движения|Да Нет |

|связанное с врожденными пороками, | |

|травмой, болезнью | |

|2. Голова, шея отклонены от средней |Да Нет |

|линии: плечи, лопатки, бедра | |

|установлены несимметрично | |

|Грудная клетка “сапожника”, |Да Нет |

|“деформированная” | |

|4. Чрезмерное уменьшение или |Да Нет |

|увеличение физиологической кривизны | |

|позвоночника: шейного лордоза, | |

|грудного кифоза, поясничного лордоза | |

|5. Чрезмерное отставание лопаток |Да Нет |

|6. Чрезмерное выпячивание живота |Да Нет |

|Нарушение осей нижних конечностей |Да Нет |

|(О-образное, Х-образное) | |

|8. Неравенство треугольников талии |Да Нет |

|9. Вальгусное положение пятки или |Да Нет |

|обеих пяток | |

|10. Явное отклонение в походке |Да Нет |

Обследование проводится в следующем порядке:

Осмотр в фас. Положение - руки вдоль туловища. Определяются форма ног,

положение головы, шеи, симметрия плеч, равенство треугольников талии

(треугольник талии - это просвет треугольной формы между внутренней

поверхностью рук и туловищем, с вершиной треугольника на уровне талии, в

норме треугольники должны быть одинаковыми по форме и равными по величине).

Осмотр сбоку. Положение - руки вдоль туловища. Определяются форма грудной

клетки, живота, выступление лопаток, форма спины.

Осмотр со спины. Положение - руки вдоль туловища. Определяются симметрия

углов лопаток, форма позвоночника, форма ног, ось пяток (вальгусная,

варусная, нормальная).

В конце обследования ребенку предлагается сделать несколько шагов для

выявления возможных нарушений в походке.

В процессе проводимого осмотра заполняется тестовая карта, по которой

дается оценка выявленных нарушений осанки:

· нормальная оценка - отрицательные ответы на все вопросы

· некоторые отклонения требующие наблюдения школьно-дошкольного педиатра -

положительные ответы на один или несколько вопросов от 3-х до 7 номера

включительно

· значительное нарушение осанки - положительные ответы на 1, 2, 8, 9, 10

вопросы (один или несколько). Дети, отнесенные к данной группе подлежат

обязательному направлению к ортопеду.

Тест для выявления истинного сколиоза.

К истинным сколиозам относятся только те, которые сопровождаются торсией,

или поворотом позвоночника относительно оси, при которой остистые отростки

позвонков уклоняются в ту или иную сторону от средней полоски, образуя

выпуклость, видимую при наклоне туловища.

Основным приемом для выявления истинного сколиоза считается осмотр со

сгибанием позвоночника и наклоном туловища вперед: наклон туловища

проводится медленно, при этом руки свободно свисают вниз, ноги выпрямлены.

При наличии сколиоза определяется асимметричное реберное выбухание в

грудном отделе и мышечный валик в поясничном отделе.

Для более точного выявления торсии позвонков осмотр следует проводить в

двух положениях: спереди и сзади.

При осмотре сзади (ребенок стоит спиной к врачу), наклоняя туловище ребенка

от себя, можно выявить торсию позвоночников в грудопоясничном отделах

позвоночника.

Тест для выявления плоскостопия - плантография

Выявление предмиопии с помощью теста А. А. Малиновского

Данный тест применяется у дошкольников в возрасте 6 лет и учащихся 11-х

классов.

Обычно обследование остроты зрения, осуществляемое по специальным

диагностическим таблицам Сивцева-Головина, выявляет в основном наличие уже

развившейся патологии зрения. Тест А. А. Малиновского позволяет выявить

детей с предрасположенностью к миопии.

Выявление предмиопии с помощью теста А. А. Малиновского включает 2

исследовательских этапа.

· определение остроты зрения (по общепринятой методике)

· выявление детей с предмиопией среди контингента с нормальной остротой

зрения.

Методика обследования: после определения обычным способом остроты зрения, к

глазу ребенка с нормальной остротой подносится линза, сила которой

соответствует средней рефракции глаз для детей данного возраста, и вновь

определяется острота зрения (общепринятым способом по буквенным таблицам,

ребенок сидит на стуле на расстоянии 5 м от таблицы (каждый глаз

обследуется раздельно, при закрытом щитком другом глазе. Для тестирования

используют линзы + 1,0 Д в детской оправе, с расстоянием между оптическими

осями глаз 56-58 мм.

Оценка результатов:

t ребенок, глядя через линзу, читает правильно 9-10 строчку таблицы - тест

отрицательный (нормальная возрастная рефракция);

t ребенок, глядя через линзу, не может правильно прочитать буквы 9-10

строчки или вообще их различить - тест положительный (усиление возрастной

рефракции - предмиопическое состояние)

Дети с предмиопией рассматриваются как “группа риска” по миопии, т. к. у

них в 80 раз чаще, чем у остальных, развивается миопия. Эти дети должны

направляться к офтальмологу для особого наблюдения и периодического

контроля. Обследование тестом Малиновского проводит медсестра детского

учреждения. Детям с отрицательным тестом Малиновского исследование остроты

зрения в школе можно проводить 1 раз в 3 года, т. е. в 4-7-10 классах.

Тест для выявления нарушений цветового зрения (для школьников).

Нарушения цветоощущения играет роль при выборе профессии (шофер, аппаратчик

и др.), причем, имея зачастую наследственный характер, чаще выявляются у

мальчиков.

Для исследования цветового зрения используются специальные

полихроматические таблицы Рабкина. В этих таблицах из кружков различных

цветов, но одинаковых различают лица с нормальным цветовым зрением.

Для использования используются только I-XIII полихроматические таблицы

(первая серия - основная). Исследование проводится при естественном

освещении (обследуемый сидит спиной к окну, исследователь - лицом к окну).

Таблицы предъявляются вертикально с расстояния 1 м по 5-6 сек. каждая.

Оценка результатов: неправильное различие даже отдельных таблиц - аномалия

цветового зрения. Школьник направляется на консультацию к офтальмологу.

Исследование цветового зрения проводится в 4-м классе школы в преддверии

профориентационного выбора.

Лабораторные скрининг-тесты для выявления скрининг-протеинурии и

глюкозурии.

Белок и глюкоза в моче определяются медсестрой детского учреждения с

помощью специальных диагностических реактивных полосок, по изменению

окраски которых судят о наличии и даже ориентировочной концентрации их в

моче.

Все дети со следами белка в моче направляются на дополнительное

обследование для выявления причин протеинурии, а со следами глюкозы в моче

на консультацию к эндокринологу.

Повышение качества и информативности медосмотров достигается также

предварительным проведением всем детям лабораторных исследований: общего

анализа крови и кала на яйца глистов (не более, чем за 2-3 недели до

осмотра), но на сегодняшний день эти рекомендации носят лишь пожелательный

характер.

В программу медосмотров школьников включается функциональная проба сердечно-

сосудистой системы с нагрузкой для определения степени ее тренированности и

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.