МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЭКОНОМИКИ, СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКИ
КАФЕДРА ОБЩЕЙ ТЕОРИИ СИСТЕМ и СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА МЭСИ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине
ТОиСА
ТЕМА : «Системный анализ на примере своей организации»
Выполнила: Пахомова Л.В.
Группа: ЗФ-14
Факультет: Целевой Экономико-Правовой
Специальность: Финансы и кредит
Проверил: проф. Кацман В.Е.
МОСКВА
28.05.2001
СОДЕРЖАНИЕ:
Ч А С Т Ь 1 | |- 3 | |
|I. | |- 4 |
| |1.1. | |
| |1.2. |- 7 |
| |1.3. |- 10 |
| |1.4. |- 11 |
II.
| | |- 13 |
|2.1. |- 15 | |
|Ч А С Т Ь 2 | |- 17 |
Литература: | |- 19 | |
Ч А С Т Ь 1
ВВЕДЕНИЕ
Организация – это объект, обладающий упорядоченной внутренней
структурой. В нем сочетаются многообразные связи (физические,
технологические, экономические, правовые) и человеческие отношения.
Организация как объект представляет собой целостный комплекс
взаимосвязанных элементов (свойство организационной сложности) и особое
единство с внешним окружением. Для нее характерна целенаправленность
функционирования и развития. Она самоорганизующая система на всех этапах
своего жизненного цикла. Именно такое понимание и положено в основу всего
комплекса знаний о теории организации.
Организации создают структуры, чтобы обеспечить координацию и контроль
деятельности своих подразделений и работников. Структуры организаций
отличаются друг от друга сложностью, формализацией, соотношением
централизации и децентрализации.
Структурные взаимосвязи в организациях находятся в центре внимания
многих исследователей и руководителей. Для эффективного достижения цели
необходимо понимание структуры работ, подразделений и функциональных
единиц. Организация работы и людей во многом влияет на поведение
работников. Структурные и поведенческие взаимосвязи, в свою очередь,
помогают установить цели организации, ориентирование на их достижение.
К организациям относятся различные образования (предприятия,
коммерческие фирмы, учебные и научные организации и др.)
Структура организации – это те фиксированные взаимосвязи, которые
существуют между подразделениями и работниками организации. Ее можно
понимать как установленную схему взаимодействия и координации
технологических и человеческих элементов.
I.
Организация является одним из частных элементов системы. Суть данной
контрольной работы представить организацию как систему, исследовать ее с
помощью методов системного анализа, с применением соответствующих
математических и эвристических (интуитивных) методов. В качестве
математических методов используем методы теории графов.
За систему я приняла Экономический бизнес колледж города Москвы (ЭБК),
который является обособленным структурным подразделением Международной
Школы Бизнеса (МШБ) и начал свою работу в 1996 году в городе Москве. ЭБК
осуществляет подготовку специалистов со средним специальным
профессиональным образованием, а также повышение квалификации и
переподготовку кадров.
1.1.
Структура может быть простой или сложной в зависимости от числа и типа
взаимосвязей между частями системы. В сложных системах должна существовать
иерархия, т. е. упорядочение уровней подсистем, частей и элементов. От типа
и упорядоченности взаимоотношений между компонентами системы в значительной
степени зависят функции систем и эффективность их выполнения.
В данном учебном заведении используется иерархическая структура. Она
характерна тем, что реализует все виды связей, т.е. предполагает выполнение
каждым работником определенной работы, функциональные связи между
исполнителями, линейные – руководителя с исполнителем, характеризуется
передачей управленческого воздействия в виде конкретного набора функций:
Рис.1 Иерархическая структура управления ЭБК
Система – это конечное множество функциональных элементов и отношений
между ними, выделенная из внешней среды с определенной целью в рамках
некоторого временного интервала.
Как я уже говорила, за систему в данной контрольной работе я приняла
Экономический бизнес-колледж г.Москвы (ЭБК). На организацию (систему)
находящуюся как в рентабельном так и нерентабельном состоянии (в данном
случае в рентабельном) влияют многие внешние факторы, которые в понятиях
рыночной экономики называют «макроокружением», а с точки зрения ТО и СА –
внешней средой.
Внешняя среда – есть совокупность всех объектов, изменение свойств которых
влияет на систему, а также тех объектов, чьи свойства меняются в результате
поведения системы. На данном ниже примере (рис.2) видно, что ЭБК находится
под влиянием внешних факторов окружающей его среды. Это и социально-
экономические и демографические (что тоже не маловажно) факторы, а также
ряд других (налоговая служба (система), Базовый ВУЗ (МШБ) и др.
Рис.2 Внешняя среда:
1.2.
Основные функции системы:
. удовлетворение потребностей личности в индивидуальном, культурном и
нравственном развитии, приобретении средне-специального образования и
квалификации в избранной области профессиональной деятельности;
. удовлетворение потребностей общества в квалифицированных специалистах;
. Подготовка специалистов;
. переподготовка и повышение квалификации;
. распространение знаний среди населения, повышение его
общеобразовательного и культурного уровня;
. обеспечение непрерывности между средним и высшим образованием (ЭБК (
МШБ);
. образование креативной личности, способной адаптироваться в быстро
меняющемся современном мире.
Рис.3 Экономический Бизнес-Колледж как СИСТЕМА
Рассматривая данную систему (Рис.3), можно заметить, что она состоит из
элементов.
Элемент системы – предел деления системы с точки зрения аспекта
рассмотрения (решения).
Современная система может содержать огромное количество элементов. Для
ее исследования применяется разделение на части - декомпозиция. Таким
образом, большую систему разбивают на относительно небольшие части. Каждую
из которых возможно исследовать, и взаимосвязь между ними. Последующий
процесс разбиения частей на составляющие их части – многоуровневая
декомпозиция.
Рассмотрим на примере рис.3 (стр.7, п/п 1.2.) деление системы на
составляющие элементы (рис.4):
Рис.4 Пример деления системы на составляющие элементы:
В свою очередь, каждый элемент можно также разделить на составные
элементы. Например,
КУРАТОРЫ ( КУРАТОР ГРУППЫ №1, КУРАТОР ГРУППЫ №2, КУРАТОР ГРУППЫ №3.
Каждого куратора, в свою очередь можно «разделить» на обязанности, которые
он выполняет.
Это:
> Заполнение классных журналов;
> Проверка посещаемости;
> Составление расписания факультативных занятий для своей группы;
> Назначение дежурств по закрепленной за группой аудитории;
> Проведение родительских собраний;
> Проверка успеваемости;
> Устройство студентов на практику
и мн. др.
В свою очередь, каждую обязанность куратора можно также разделить на
выполняемые им операции.
1.3.
Части системы можно классифицировать на подсистемы и компоненты.
Подсистема – относительно независимая часть системы, обладающая ее
основными свойствами.
В данной контрольной работе я рассматриваю как систему Экономический
бизнес-колледж г.Москвы. Хотя, в принципе, он сам является подсистемой.
Подсистемой Международной школы бизнеса, его основательницы, его базового
ВУЗа. Потому что сохраняет все его основные функции.
Для ЭБК подсистемами будут являться (рис.3, стр.7, п/п 1.2.):
> Дневное отделение;
> Вечернее отделение
Они сохраняют все основные функции колледжа (системы):
. Переподготовка специалистов;
. Направление студентов в базовый ВУЗ (МШБ)
и др.
Если часть системы, не сохраняет ее некоторые основные свойства, то она
называется компонентом. Компонент – набор однородных элементов системы,
выделенных по определенному признаку.
Выделим по однородному признаку для ЭБК некоторые компоненты:
> Группы студентов по специальности «Менеджер по туризму»;
> Группы студентов по специальности «Бухгалтер-менеджер»;
> Группы студентов по специальности «Оператор ЭВМ»;
> Группы студентов по специальности «Юрист».
Все эти компоненты выделены по определенному признаку, в данном случае
– специальность, выбранная студентами при поступлении в ЭБК.
1.4. Связи в системе
Связь определяется как ограничение степени свободы элементов. Элементы
в системе утрачивают часть своих свойств, которыми они обладали в свободном
состоянии, но также и приобретают. Связи можно охарактеризовать
Страницы: 1, 2