(объем продаж свыше 12 млрд. долл.), за период с 1974 по 1984 г. смогла
увеличить объем продаж с 1 млрд. долл. до 12 млрд. доли, благодаря своей
стратегии, в основе которой была высоко интегрированная информационная
система. Информационная технология обеспечивает функционирование
производственного цикла, охватывая области инвестиционной деятельности,
НИОКР, управление запасами и т.д., используется, например, для разработки и
контроля исследовательских тем, подключения к базам данных других фирм,
слежения за запасами с целью выработки необходимых моделей безопасного
поведения фирмы.
Имеющаяся информационная технология позволяет осуществить доступ к
большим и мощным базам данных, таким, как "Доу-Джонс", "Нью-Йорк таймс’’,
"Дан энд Брэдстрит", "Дейта рисорсиз'' и использовать системы электронной
почты, соединяющей тысячи людей.
Улучшение взаимосвязей благодаря внедрению информационной технологии
ведет к новым формам интеграции, изменяет поведение людей внутри
организации. Так, корпорация "Ксерокс" благодаря внутрифирменной интеграции
за счет использования информационной технологии, смогла сократить на 1/3
время разработки нового изделия при значительно меньшей численности
занятых. Фирма "МакКессон" внедрила информационную систему, которая
позволила сократить число лиц, занятых обработкой поступающих заказов, с
700 до 15 человек. Производительность труда занятых работников, увеличилась
в 5 раз.
Вместо ранее использовавшихся бумажных заказов и почтовых отправлений
внедрили электронные устройства. Они применяются для регистрации и контроля
заказов н имеющихся запасов продукции.
Информационная технология интенсивно проникает в сферу транспорта и в
индустрию туризма. В течение последних нескольких лет ряд авиатранспортных
компаний ("Амэрикэн", "Юнайтед" и "ТВА") разработали свои резервирующие
информационные системы, тем самым став мощными конкурентами других
авиалиний.
В 1987 г. Институт промышленных исследований попытался определить
масштабы и характер использования ЭВМ в промышленных НИОКР в США и
составить прогноз на будущее. В опросе участвовало 126 компаний. В процессе
исследования были проанализированы 100 различных аспектов использования
ЭВМ. Как показали его результаты, в 1986 г. на 100 специалистов, занятых
исследованиями к разработками, приходилось 7,5 человек вспомогательного
персонала в области ЭВМ. 16,3% затрат на НИОКР идет непосредственно на ЭВМ
(машины). Доступ к ЭВМ через домашние терминалы имеют 8,6% специалистов-
исследователей. 66,3% организаций разрешают присоединять купленные частным
образом терминалы к своим вычислительным подразделениям. На каждые 100
специалистов, занятых НИОКР, приходится 51,1 терминала. 54,9% ученых и
инженеров, осуществляющих НИОКР, регулярно используют ЭВМ. 90,6%
обследованных организаций имеют доступ к местной вычислительной сети. Почти
60% старших управляющих имеют терминалы на своих рабочих местах.
Управляющие интенсивно используют ЭВМ для руководства проектами,
составления финансовой отчетности, текстов докладов, графических материалов
и коммуникаций. Главными направлениями использования ЭВМ (в порядке
важности) являются: автоматизация лабораторных работ, статистический анализ
данных, моделирование, профессиональная помощь. Результаты исследования
показали, что наибольшее развитие в ближайшие пять лет получат следующие
направления: искусственный интеллект, экспертные системы, связь, разработка
ЭВМ и суперЭВМ.
Данные опроса показывают, что доля затрат на ЭВМ в ежегодных
капиталовложениях на НИОКР в фирмах с числом занятых исследованиями и
разработками свыше 400 человек превышает 25%, до 200 человек - 14,4%,
количество интерактивных терминалов, приходящихся на 100 профессионалов,
занятых НИОКР, в таких компаниях составляет 83,5 и 42,4% соответственно;
доля ученых и инженеров, регулярно использующих ЭВМ, -67,8 и 48,2%, доля
организаций, использующих местную вычислительную сеть, - 100 и 84,6%
соответственно.
Что касается отраслевых различий в использовании ЭВМ, то самая высокая
доля затрат на ЭВМ в ежегодных капиталовложениях на НИОКР наблюдается в
электромеханике и электронике - 81,7%, самая низкая - в компаниях,
выпускающих химические препараты - 8,2%.В электромеханике и электронике на
каждые 100 профессионалов, занятых НИОКР, приходится 124,6 интерактивных
терминала, в энергетике — 95,7, металлургии — 31,4 терминала.
Самая высокая доля ученых и инженеров, регулярно использующих ЭВМ, - в
энергетике и электромеханике/электронике — 79 и 75,3% соответственно. В
электромеханике/электронике все 100% организаций используют местные
вычислительные сети.
Согласно прогнозу, в период до 1999 г. повысится интенсивность
использования ЭВМ в таких сферах, как моделирование, автоматизация в
лабораториях, в системах САПР/САИТ/СДТПП, профессиональная помощь (см.
табл. 5).
В то же время сократится относительная значимость применения ЭВМ в таких
областях, как статистический анализ, управление базами данных, научно-
технические вычисления, графика, программирование.
В качестве основных выводов исследования указываются следующие:
- первый этап компьютеризации исследований и разработок - регулярное
использование ЭВМ учеными и инженерами - будет завершен в начале - середине
90-х годов;
- второй этап - разработка и интеграция «интеллектуального»
компьютеризированного окружения - начнется в начале 90-х годов;
- практически все промышленные научно-исследовательские организации имеют
местные вычислительные сети;
- по плотности использования ЭВМ, измеряемой количеством терминалов,
приходящихся на одного специалиста,
и регулярным использованием ЭВМ научно-исследовательским персоналом,
крупные научно-исследовательские организации превосходят небольшие; в
отраслевом разрезе впереди технические, энергетические, металлургические,
электромеханические и электронные организации;
- в начале 90-х годов практически все старшие управляющие будут иметь
терминалы на своих столах;
- в период до 1991 г. масштабы применения ЭВМ в НИОКР значительно
возрастут, объем памяти и «обрабатывающая способность» ЭВМ будут
увеличиваться очень высокими темпами (за счет использования оптических
средств).
В настоящее время масштабы применения ЭВМ в деловых операциях в США столь
велики, что отказы в системах могут иметь, по оценке Джона Е.Хопкрофта,
декана Корнельского университета, самые серьезные экономические
последствия. Так, неполадки в вычислительной системе ''Бэнк оф Нью-Йорк''
стоили руководству
банка 5 млн. долл. в день в виде компенсации пострадавшим. Кроме того,
банку был нанесен огромный моральный урон. "Все же могло быть еще хуже.
Если бы в октябре 1985 г. в период биржевой паники произошла ошибка в
программном обеспечении на Нью-Йоркской фондовой бирже, последствия для
мировых рынков, наряду с тем сумасшедшим домом, который уже происходил,
могли быть катастрофическими'', - пишет Дж.Е,Хопкрофт. Случай с ''Бэнк оф
Нью-Йорк'' иллюстрирует возможные последствия сбоя в программном
обеспечении. Незначительная ошибка в программе может не только
означать огромные финансовые потери отдельной компании или банка, но
''угрожать здоровью экономики всей станы''.
В настоящее время затраты на программное обеспечение составляют, по
различным данным, от 2 до 7% ВНП США (в зависимости от системы подсчета).
Общий объем продаж программного обеспечения(ПО) составлял в 1986 г. 228
млрд. долл. (ПО для потребителей, самих потребителей, зарплата персонала по
ПО, стоимость обслуживания), или 5% объема ВНП, в том числе федеральные
затраты на ПО 171 млрд. долл.
Нововведения в сфере вычислительных сетей создают возможность как для
отдельных фирм, так и правительств расширить внешнюю и внутреннюю
деятельность информационных служб.
Значительно увеличились потоки информации с помощью транснациональных
вычислительных сетей. Около 70% этих потоков - внутрифирменные
коммуникации, а остальные — коммерческие. Международные вычислительные сети
используются фирмами и правительствами для коммерческих операций, которые
включают переводы денежных вкладов, интерактивную информацию о ценах,
электронную почту, передачу документов, операции с кредитными карточками и
др. Основная доля прироста на рынке интерактивных международных служб
приходится на финансовые операции, например электронную передачу денежных
средств.
К 1981 г. через интерактивные вычислительные системы «Амэрикэн
экспресс» осуществлялись международные банковские операции на сумму 10
млрд. долл. в день.
Интерактивные вычислительные службы охватывают также следующие сферы: в
промышленности - информационные системы управления, передачу графических
материалов, компьютерные конференции и т.д.; в общественном секторе -
системы транспортного контроля, метеорологические сети, мониторинг
окружающей среды; в сфере образования - компьютерное обучение, доступ к
библиотекам и исследовательским центрам; в медицине - диагноз на
расстоянии, медицинские системы управления и наблюдения за больными; в
сфере услуг - электронный каталог покупок, система резервирования мест в
отелях. Общий объем продаж услуг интерактивных баз данных США в 1985 г.
превысил 4,2 млрд. долл. 60% интерактивных баз данных мира расположено в
США. Как свидетельствуют данные исследования, 95% управляющих считают
интерактивный способ передачи и приема информации наиважнейшим, несмотря на
довольно высокие цены. Они заявляют: "Время - деньги".
Все большее распространение в США и западноевропейских странах получает
работа с ЭВМ на дому с помощью вычислительной и телекоммуникационной
техники. Согласно оценкам, число людей, работающих с ЭВМ дома, достигало в
США во второй половине 80-х годов 20 тыс. человек, а в 1990 г.-10 млн., а к
2000 г. - 13 млн. человек. Домашняя компьютерная работа возникла в США
раньше, чем в других странах.
Согласно оценкам, производительность труда при работе на дому повышается
на 30% из-за меньших перерывов в работе и в связи с тем, что оплачивается
только та работа, которая выполнена. Большую выгоду дает экономия накладных
расходов, сокращение непродуктивно потраченного времени. Качество работы,
выполненной дома, очень высокое. Работа дома удобна женщинам, у них
появляется гибкость в использовании рабочего времени. Компьютеризация
домашней техники позволяет не только заменить различные операции в домашнем
хозяйстве. Многие информационные изделия могут просто заменить функции
существующих справочников, книг, экспертов, осуществлять электронный
контроль, позволяют пользоваться электронной почтой и т.д.
Домашняя компьютерная работа выгодна и предпринимателям. При переводе части
производственной деятельности с предприятия, конторы, магазина в места
жительства сокращается площадь, занятая этими деловыми организациями,
снижаются арендная плата, эксплуатационные расходы. В свою очередь,
уменьшаются потребности работников в столовых, сокращаются расходы на
социальное страхование, охрану труда. Эти явления могут оказать воздействие
на миграционные процессы - переезд из старых городских центров в новые, так
называемые загородные поселки. Вместе с тем отмечаются и такие возможные
последствия домашней компьютерной работы, как разобщенность и отчуждение
работников.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6