Рефераты. Информационный сектор США

Информационный сектор США

Министерство Образования Украины

Информационный сектор США

Выполнил:

Проверил:.

г. Запорожье

1999г.

Содержание

Введение

1. Информационный сектор экономики США

1. Общая характеристика и структура

2. Ведущие отрасли

2. Информатика в производстве и управлении; социально- экономические

последствия

Приложения

Литература

ВВЕДЕНИЕ

В США сформировался мощный комплекс отраслей информационного сектора. Его

воздействие на экономику, политику, внешнеэкономические связи огромно.

Изменились орудия и средства производства в этих отраслях, появились новые

услуги, технологии, изделия. Вклад информационного бизнеса в ВНП, доля

занятых информационной деятельностью неуклонно возрастают.

Цель настоящего реферата - освещение проблем, связанных с формированием и

развитием информационного сектора США, и социально—экономических

последствий применения информационной техники и технологии в экономике.

Реферат состоит из двух разделов. В первом дается общая характеристика

информационного сектора США, кратко показана его структура. Необходимо

иметь в виду, что в американской литературе нет единого подхода к

определению информационного сектора и его границ и даже единства

терминологии, особенно по отношению к отдельным его отраслям, что

представляет некоторые трудности при сравнении данных различных

исследователей и требует выработки определенного подхода.

Имеют место разные методики подсчета вклада информационного сектора в

американскую экономику, значительно отличающиеся друг от друга (так,

методики определения затрат на программное обеспечение отличаются друг от

друга на порядок).

В современных условиях, как корпорации, так и федеральное правительство

США придают огромное значение дальнейшему прогрессу отраслей

информационного сектора. Эти отрасли развиваются более высокими темпами,

чем другие сферы американской экономики. Наряду с повышением мощности,

быстродействия, емкости памяти снижались цены на вычислительную технику (в

пересчете на единицу мощности ЭВМ), отмечается прогресс в архитектуре,

программировании и методологии. Все это изменило подходы к применению

информационной техники в различных отраслях.

Второй раздел реферата посвящен анализу социально-экономических

последствий внедрения информационной техники. Высокими темпами расширяется

информационная деятельность компаний. Программное обеспечение, управление

базами данных и телекоммуникационными сетями становятся ключевыми

элементами стратегии большинства американских корпораций. По оценке

американских специалистов, оперативные и эффективные телекоммуникации

играют важнейшую роль в информационной компетенции нации. Вычислительные

науки обеспечивают составление фундаментальных прогнозов, проведение

научных разработок, способствуют повышению производительности труда.

Крупнейшие программы, составленные с помощью ЭВМ, оказывают

непосредственное и важное воздействие на национальную экономику. С помощью

НИОКР в области информационной технологии реализуются многие национальные

задачи США: поощрение экономического роста, наращивание оборонного

потенциала, улучшение общественного здравоохранения, состояния окружающей

среды, решение энергетической проблемы, развитие фундаментальных

исследований, поддержание национального престижа и т.д.

1. ИНФОРМАЦИОННЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ США

1.1. Общая характеристика и структура

В настоящее время в США сложилось отношение к информации как к важнейшему

экономическому и стратегическому ресурсу. Информационная вычислительная

техника становится, как считают американские специалисты, крупнейшей

отраслью, движущей силой роста национального богатства страны.

Информационная политика оказывает воздействие на проблемы, связанные с

экономическим развитием, занятостью, здравоохранением, образованием,

международными отношениями. Как пишут американские ученые Д.Марчэнд и

Ф.Хортон, "в информационной экономике - ключ к успеху в конкурентной

борьбе... В прошлом повышение эффективности производства связывали с

факторами труда, капитала и технологии. Сейчас, чтобы быть

конкурентоспособным на национальных и международных рынках, бизнес должен

добавить информационно ориентированный подход к повышению эффективности

производства'' .

Как считают Марчэнд и Хортон, влияние информационной экономики будет

значительным и в национальном, и в международном масштабах. Она будет

оказывать влияние как на традиционные, так и на новые отрасли.

Мнение специалистов о важности информационной экономики опирается на

глубокие структурные изменения в процессе экономического роста,

происходящие в последние десятилетия в США и странах Западной Европы,

усложнение хозяйственных связей и увеличение информационных потоков.

В США сложился мощный информационный сектор. В 1962 г. американский

экономист Ф.Махлуп предпринял первую попытку дать определение ''индустрии

знаний''. К ней он отнес сферы образования, исследований и разработок,

связь, информационное машиностроение и информационную деятельность. Более

того, он отметил 50 видов специальной деятельности внутри этих пяти широких

сфер.Так, в категорию средств связи Ф.Махлуп включил радио-

и телевещание, телефонные и почтовые службы, печатное и издательское дело.

Информационное машиностроение включало производство ЭВМ,

телекоммуникационного оборудования, полиграфического оборудования и

техники, информационных служб. К информационному сектору он относил также

информационные службы, правительственную, юридическую и некоторые другие

сферы деятельности. В исследовании министерства торговли США, проведенном в

1977 г. под руководством М.Ю.Пората совместно с М.Р Шубиным, Е.Тейлор и

М.Е.Сэппом, дано определение информационного сектора, аналогичное

определению Ф.Махлупа. По их мнению, доля информационного сектора США в

конце 70-х годов достигла 25% .

В настоящее время к информационному сектору относят в основном следующие

сферы: производство знаний и нововведений, включая исследования и

разработки, распространение информации и коммуникации; отрасли, связанные

со страхованием; рекламу и справочное обслуживание; индустрию переработки и

передачи информации (ЭВМ и другие устройства, информационные товары);

отдельные области государственной деятельности; производство

вспомогательного оборудования.

Выделяются первичный и вторичный информационные секторы. К первичному

информационному сектору относятся производство электронно-вычислительной

техники, телекоммуникации и полиграфическая промышленность, реклама,

образование. По данным министерства торговли, еще в 1967 г. объем продаж

информационных товаров и услуг этого сектора другим секторам экономики США

составил 174,6 млрд. долл., или 21,9% объема ВНП. Более того, 43% всех

прибылей корпораций было получено в первичном информационном секторе.

Вторичный информационный сектор включает информационную деятельность,

которую нельзя измерить непосредственно: управление, в том числе

государственное и в частном секторе, деятельность ''неинформационных

отраслей'' промышленного сектора (частного и государственного), где

информация производится и ими же потребляется, и включается в конечную

стоимость изделий. Хотя товары, произведенные здесь, могут быть проданы на

рынке, информационная работа на предприятиях - планирование, составление

графиков, расписаний, координация и управление - не отражена в ВНП. По

данным министерства торговли, в первичном секторе в конце 70-х годов

создавалось 25% ВНП, во вторичном -21%, или в целом 46% ВНП страны; 53%

занятых в США были связаны со знаниями, коммуникациями и информационной

работой. Согласно исследованию, проведенному министерством торговли, в

конце 50-х годов рабочая сила из преимущественно промышленной превратилась

в информационную рабочую силу. Тем самым подчеркивалась реальность

существования в США информационной экономики. ''Основные источники

благосостояния переместились от капитала к информационным ресурсам и

знаниям''

По мере научно-технического прогресса информационный сектор обрастал

новыми услугами, технологиями, товарами и средствами передачи информации.

Изменилось техническое обеспечение информационной деятельности, продолжает

увеличиваться вклад информационного бизнеса в ВНП, как непосредственно в

первичном, так и косвенно, - во вторичном секторе. Согласно отдельным

оценкам, в настоящее время доля информационного сектора составляет от 60 до

75% ВНП страны.

Как свидетельствуют данные исследования Ч.Джоншера, экономиста

Массачусетского технологического института, в период 1947—1972 гг.

информационный сектор развивался более высокими темпами, чем промышленный.

Ежегодные темпы прироста в этот период составили в постоянных ценах 3,7 и

2% соответственно. По данным С.Роуча, в 1985 г. каждые 2 из 3 долларов ВНП

создавались в информационном секторе. По его мнению, здесь представлены

отрасли, отличающиеся но только наивысшими темпами роста, но и самой

высокой долей занятых информационной работой.

Отмечается тесная связь между ростом информационного и промышленного

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.