Рефераты. Защита информации в локальных сетях p> Информационная безопасность - это защищенность информации и поддерживающей инфраструктуры от случайных или преднамеренных воздействий естественного или искусственного характера, чреватых нанесением ущерба владельцам или пользователям информации и поддерживающей инфраструктуры.

Проблема обеспечения безопасности носит комплексный характер, для ее решения необходимо сочетание законодательных, организационных и программно- технических мер.

Общество в целом зависит от компьютеров, поэтому сегодня проблема информационной безопасности - это проблема всего общества.

Следующее место после законодательного по значимости занимает управленческий уровень. Руководство каждой организации должно осознать необходимость поддержания режима безопасности и выделения на эти цели соответствующих ресурсов. Главное, что должен сделать управленческий уровень, - это выработать политику безопасности, определяющую общее направление работ.

Применительно к персоналу, работающему с информационными системами, используются операционные регуляторы, действующие на окружение компьютерных комплексов. Имеются в виду способы подбора персонала, его обучения, обеспечения дисциплины. Сюда же относятся меры по физической защите помещений и оборудования и некоторые другие.

Для поддержания режима информационной безопасности особенно важны программно-технические меры, поскольку основная угроза компьютерным системам исходит от них самих: сбои оборудования, ошибки программного обеспечения, промахи пользователей и администраторов и т.п. Существуют следующие основные механизмы безопасности:

•идентификация и аутентификация;

•управление доступом;

•протоколирование и аудит;

•криптография;

•экранирование.

Перед принятием каких-либо защитных мер необходимо произвести анализ угроз.

Наиболее распространенные угрозы

Самыми частыми и самыми опасными, с точки зрения размера ущерба, являются непреднамеренные ошибки пользователей, операторов, системных администраторов и других лиц, обслуживающих информационные системы. Иногда такие ошибки являются угрозами: неправильно введенные данные, ошибка в программе, а иногда они создают слабости, которыми могут воспользоваться злоумышленники - таковы обычно ошибки администрирования. Согласно статистики 65% потерь - следствие непреднамеренных ошибок. Пожары и наводнения можно считать пустяками по сравнению с безграмотностью и расхлябанностью. Очевидно, самый радикальный способ борьбы с непреднамеренными ошибками - максимальная автоматизация и строгий контроль за правильностью совершаемых действий.

На втором месте по размерам ущерба располагаются кражи и подлоги. В
1992 году в результате подобных противоправных действий с использованием ПК американским организациям был нанесен суммарный ущерб в размере 882 млн. долл. Однако, подлинный ущерб намного больше, поскольку многие организации по понятным причинам скрывают такие инциденты. В большинстве расследованных случаев виновниками оказывались штатные сотрудники организаций, отлично знакомые с режимом работы и защитными мерами. Это еще раз свидетельствует о том, что внутренняя угроза гораздо опаснее внешней.

Весьма опасны так называемые обиженные сотрудники - нынешние и бывшие.
Как правило, их действиями руководит желание нанести вред организации- обидчику, например:

•повредить оборудование;

•встроить логическую бомбу, которая со временем разрушит программы и/или данные;

•ввести неверные данные;

•удалить данные;

•изменить данные.

Обиженные сотрудники, даже бывшие, знакомы с порядками в организации и способны вредить весьма эффективно. Необходимо следить за тем, чтобы при увольнении сотрудника его права доступа к информационным ресурсам аннулировались.

Угрозы, исходящие от окружающей среды, отличаются большим разнообразием. В первую очередь, следует выделить нарушения инфраструктуры
- аварии электропитания, временное отсутствие связи, перебои с водоснабжением, гражданские беспорядки и т.п. Опасны, разумеется, стихийные бедствия и события, воспринимаемые как стихийные бедствия - пожары, наводнения, землетрясения, ураганы. По статистическим данным, на долю огня, воды и аналогичных "врагов", среди которых самый опасный - низкое качество электропитания, приходится 13% потерь, нанесенных информационным системам.

Необходимо рассматривать опасность исходящую от программных вирусов.
Так, недавно появилось сообщение о вирусе "666", который, выводя каждую секунду на монитор некий 25-й кадр, вызывает у пользователей кровоизлияние в мозг и смерть. Несмотря на экспоненциальный рост числа известных вирусов, аналогичного роста количества инцидентов, вызванных вирусами, не зарегистрировано. Соблюдение несложных правил компьютерной гигиены сводит риск заражения практически к нулю.

Таковы основные угрозы, на долю которых приходится основная доля урона, наносимого информационным системам. Рассмотрим теперь иерархию защитных мероприятий, способных противостоять угрозам.

2. ПОЛИТИКА БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ МВД РФ ПРИ ЕГО
ИНФОРМАТИЗАЦИИ.

2.1. Концепция безопасности ЛВС образовательного учреждения МВД РФ.

Рассмотрим локальную сеть, которой владеет образовательное учреждение
МВД РФ, и ассоциированную с ней политику безопасности среднего уровня.

Информация, циркулирующая в рамках локальной сети, является критически важной. Локальная сеть позволяет пользователям разделять программы и данные, что увеличивает риск. Следовательно, каждый из компьютеров, входящих в сеть, нуждается в более сильной защите.

В учреждении должна быть разработана инструкция по обеспечению безопасности информации преследующая две главные цели - продемонстрировать сотрудникам важность защиты сетевой среды, описать их роль в обеспечении безопасности, а также распределить конкретные обязанности по защите информации, циркулирующей в сети, равно как и самой сети.

В сферу действия данной политики попадают все аппаратные, программные и информационные ресурсы, входящие в локальную сеть учреждения. Политика ориентирована также на людей, работающих с сетью, в том числе на пользователей, субподрядчиков и поставщиков.

Целью учреждения МВД РФ является обеспечение целостности, доступности и конфиденциальности данных, а также их полноты и актуальности. Более частными целями являются:

•Обеспечение уровня безопасности, соответствующего нормативным документам.

•Следование экономической целесообразности в выборе защитных мер

(расходы на защиту не должны превосходить предполагаемый ущерб от нарушения информационной безопасности).

•Обеспечение безопасности в каждой функциональной области локальной сети.

•Обеспечение подотчетности всех действий пользователей с информацией и ресурсами.

•Обеспечение анализа регистрационной информации.

•Предоставление пользователям достаточной информации для сознательного поддержания режима безопасности.

•Выработка планов восстановления после аварий и иных критических ситуаций для всех функциональных областей с целью обеспечения непрерывности работы сети.

•Обеспечение соответствия с имеющимися законами и общеорганизационной политикой безопасности.

Перечисленные группы людей отвечают за реализацию сформулированных ранее целей.

•Руководители подразделений отвечают за доведение положений политики безопасности до пользователей и за контакты с ними.

•Администраторы локальной сети обеспечивают непрерывное функционирование сети и отвечают за реализацию технических мер, необходимых для проведения в жизнь политики безопасности.

•Администраторы сервисов отвечают за конкретные сервисы и, в частности, за то, чтобы защита была построена в соответствии с общей политикой безопасности.

•Пользователи обязаны работать с локальной сетью в соответствии с политикой безопасности, подчиняться распоряжениям лиц, отвечающих за отдельные аспекты безопасности, ставить в известность руководство обо всех подозрительных ситуациях.

Нарушение политики безопасности может подвергнуть локальную сеть и циркулирующую в ней информацию недопустимому риску. Случаи нарушения со стороны персонала должны рассматриваться руководством для принятия мер вплоть до увольнения.

2. Обеспечение безопасности при групповой обработке информации в службах и подразделениях института.

Для обеспечения защиты информации в институте должны быть разработаны и введены в действие инструкции для всех категории персонала, в которых должны найти отражение следующие задачи для каждой категории:
Руководители подразделений обязаны:

•Постоянно держать в поле зрения вопросы безопасности. Следить за тем, чтобы то же делали их подчиненные.

•Проводить анализ рисков, выявляя активы, требующие защиты, и уязвимые места систем, оценивая размер возможного ущерба от нарушения режима безопасности и выбирая эффективные средства защиты.

•Организовать обучение персонала мерам безопасности. Обратить особое внимание на вопросы, связанные с антивирусным контролем.

•Информировать администраторов локальной сети и администраторов сервисов об изменении статуса каждого из подчиненных (переход на другую работу, увольнение и т.п.).

•Обеспечить, чтобы каждый компьютер в их подразделениях имел хозяина или системного администратора, отвечающего за безопасность и имеющего достаточную квалификацию для выполнения этой роли.

Администраторы локальной сети обязаны:

•Информировать руководство об эффективности существующей политики безопасности и о технических мерах, которые могут улучшить защиту.

•Обеспечить защиту оборудования локальной сети, в том числе интерфейсов с другими сетями.

•Оперативно и эффективно реагировать на события, таящие угрозу.

Информировать администраторов сервисов о попытках нарушения защиты.

Оказывать помощь в отражении угрозы, выявлении нарушителей и предоставлении информации для их наказания.

•Использовать проверенные средства аудита и обнаружения подозрительных ситуаций.

•Ежедневно анализировать регистрационную информацию, относящуюся к сети в целом и к файловым серверам в особенности.

•Следить за новинками в области информационной безопасности, сообщать о них пользователям и руководству.

•Не злоупотреблять данными им большими полномочиями. Пользователи имеют право на тайну.

•Разработать процедуры и подготовить инструкции для защиты локальной сети от зловредного программного обеспечения. Оказывать помощь в обнаружении и ликвидации зловредного кода.

•Регулярно выполнять резервное копирование информации, хранящейся на файловых серверах.

•Выполнять все изменения сетевой аппаратно-программной конфигурации.

•Гарантировать обязательность процедуры идентификации и аутентификации для доступа к сетевым ресурсам.

•Выделять пользователям входные имена и начальные пароли только после заполнения регистрационных форм.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.