Рефераты. Защита информации в локальных сетях p> Из целей выводятся правила безопасности, описывающие, кто, что и при каких условиях может делать. Чем детальнее правила, чем более формально они изложены, тем проще поддержать их выполнение программно-техническими мерами. С другой стороны, слишком жесткие правила могут мешать работе пользователей.

После завершения формирования политики безопасности, можно приступать к составлению программы ее реализации и собственно к реальному воплощению этой программы. Проведение политики безопасности в жизнь требует использования трех видов регуляторов - управленческих, операционных и программно-технических. Рассматривая основы информационной безопасности необходимо рассмотреть управленческий аспект реализации программы безопасности. Для того, чтобы реализовать любую программу, ее целесообразно структурировать по уровням, обычно в соответствии со структурой организации. В простейшем и самом распространенном случае достаточно двух уровней - верхнего, или центрального, который охватывает всю организацию, и нижнего, или сервисного, который относится к отдельным сервисам или группам однородных сервисов.

Уровни структуризации программы информационной безопасности.

Программу верхнего уровня возглавляет лицо, отвечающее за информационную безопасность организации. У этой программы следующие главные цели:

•управление рисками: оценка рисков, выбор эффективных средств защиты;

•координация деятельности в области информационной безопасности, пополнение и распределение ресурсов;

•стратегическое планирование;

•контроль деятельности в области информационной безопасности.

Цель управленческого аспекта - "эффективность и экономия". Управление должно быть организовано так, чтобы исключить дублирование в деятельности сотрудников организации и в максимальной степени использовать знания каждого из них.

В рамках программы верхнего уровня принимаются стратегические решения по безопасности, оцениваются технологические новинки. Информационные технологии развиваются очень быстро, и необходимо иметь четкую политику отслеживания и внедрения новых средств.

Контроль деятельности в области безопасности имеет двоякую направленность. Во-первых, необходимо гарантировать, что действия организации не противоречат законам. Обязательны при этом контакты с внешними контролирующими организациями. Во-вторых, нужно постоянно отслеживать состояние безопасности внутри организации, реагировать на случаи нарушений, дорабатывать защитные меры с учетом изменения обстановки.

Программа верхнего уровня должна занимать четко определенное место в деятельности организации, она должна официально приниматься и поддерживаться руководством, у нее должны быть определенные штаты и бюджет.
Без подобной поддержки распоряжения "офицеров безопасности" останутся пустым звуком.

Цель программы нижнего уровня - обеспечить надежную и экономичную защиту конкретного сервиса или группы однородных сервисов. На этом уровне решается, какие механизмы защиты использовать, закупаются и устанавливаются технические средства, выполняется повседневное администрирование, отслеживается состояние слабых мест и т.п. Обычно за программу нижнего уровня отвечают администраторы сервисов.

Управление рисками

Деятельность любой организации подвержена множеству рисков. Суть работы по управлению рисками состоит в том, чтобы оценить их размер, выработать меры по его уменьшению и затем убедиться, что риски заключены в приемлемые рамки. Таким образом, управление рисками включает в себя два вида деятельности:

•оценка рисков;

•выбор эффективных и экономичных защитных регуляторов.

Процесс управления рисками можно подразделить на следующие этапы:

0.выбор анализируемых объектов и степени детальности их рассмотрения; a.выбор методологии оценки рисков; b.идентификация активов; c.анализ угроз и их последствий, определение слабостей в защите; d.оценка рисков; e.выбор защитных мер; f.реализация и проверка выбранных мер; g.оценка остаточного риска.

Этапы f и g относятся к выбору защитных регуляторов, остальные - к оценке рисков.

Управление рисками - процесс циклический. По существу, последний этап
- это оператор конца цикла, предписывающий вернуться к началу. Риски нужно контролировать постоянно, периодически проводя их переоценку.

Выбор анализируемых объектов и степени детальности их рассмотрения - первый шаг в оценке рисков. Для небольшой организации допустимо рассматривать всю информационную инфраструктуру; однако если организации крупная, всеобъемлющая оценка может потребовать неприемлемых затрат времени и сил. В таком случае следует сосредоточиться на наиболее важных сервисах, заранее соглашаясь с приближенностью итоговой оценки. Если важных сервисов все еще много, то выбираются те из них, риски для которых заведомо велики или неизвестны.

Очень важно выбрать разумную методологию оценки рисков. Целью оценки является получение ответа на два вопроса: приемлемы ли существующие риски, и если нет, то какие защитные средства экономически выгодно использовать.

При идентификации активов - тех ценностей, которые организация пытается защитить, следует учитывать не только компоненты информационной системы, но и поддерживающую инфраструктуру, персонал, а также нематериальные ценности, в том числе репутацию компании. Тем не менее, одним из главных результатов процесса идентификации активов является получение детальной информационной структуры организации и способов ее использования.

Если информационной основой организации является локальная сеть, то в число аппаратных активов следует включить компьютеры, периферийные устройства, внешние интерфейсы, кабельное хозяйство и активное сетевое оборудование. К программным активам будут отнесены операционные системы
(сетевая, серверные и клиентские), прикладное программное обеспечение, инструментальные средства, программы управления сетью и отдельными системами. Важно зафиксировать в каких узлах сети хранится программное обеспечение и из каких узлов используется. Третьим видом информационных активов являются данные, которые хранятся, обрабатываются и передаются по сети. Следует классифицировать данные по типам и степени конфиденциальности, выявить места их хранения и обработки, а также способы доступа к ним. Все это важно для оценки последствий нарушений информационной безопасности.

Первый шаг в анализе угроз - их идентификация.

Целесообразно выявлять не только сами угрозы, но и источники их возникновения - это поможет в выборе дополнительных средств защиты.
Например, нелегальный вход в систему может стать следствием воспроизведения начального диалога, подбора пароля или подключения к сети неавторизованного оборудования. Для противодействия каждому из перечисленных способов нелегального входа нужны свои механизмы безопасности.

После идентификации угрозы необходимо оценить вероятность ее осуществления.

Кроме вероятности осуществления важен размер потенциального ущерба. Например, пожары бывают нечасто, но ущерб от каждого из них, как правило, велик. Оценивая тяжесть ущерба, необходимо иметь в виду не только непосредственные расходы на замену оборудования или восстановление информации, но и более отдаленные, в частности подрыв репутации, ослабление позиций на рынке и т.п.

Слабости обладают свойством притягивать к себе не только злоумышленников, но и относительно честных людей. Поэтому, оценивая вероятность осуществления угроз, целесообразно исходить не только из среднестатистических данных, но учитывать также специфику конкретных информационных систем.

Уничтожение информации называется санацией. Имеется три метода уничтожения: перезапись, размагничивание и разрушение носителя. Если речь идет о данных на магнитных носителях, то для санации вполне достаточно тройной перезаписи случайными последовательностями бит. После этого даже с помощью специальной аппаратуры прочитать первоначальную информацию невозможно.

Управление персоналом

Управление персоналом начинается с приема нового сотрудника на работу и даже раньше - с составления описания должности. Уже на этом этапе желательно привлечение специалиста по информационной безопасности для определения компьютерных привилегий, ассоциируемых с должностью. Существует два общих принципа, которые следует иметь в виду:

•разделение обязанностей,

•минимизация привилегий.

Принцип разделения обязанностей предписывает так распределять роли и ответственность, чтобы один человек не смог нарушить критически важный для организации процесс.

Принцип минимизации привилегий предписывает выделять пользователям только те права доступа, которые необходимы им для выполнения служебных обязанностей. Назначение этого принципа очевидно - уменьшить ущерб от случайных или умышленных некорректных действий пользователей.

Предварительное составление описания должности позволяет оценить ее критичность и спланировать процедуру проверки и отбора кандидатов. Чем критичнее должность, тем тщательнее нужно проверять.

С момента заведения системного счета начинается его администрирование, а также протоколирование и анализ действий пользователя. Постепенно изменяется окружение, в котором работает пользователь, его служебные обязанности и т.п. Все это требует соответствующего изменения привилегий.
Определенную аккуратность следует соблюдать при выдаче новых постоянных полномочий, не забывая изымать старые права доступа.

Ликвидация системного счета пользователя, особенно в случае конфликта между сотрудником и организацией, должна производиться максимально оперативно - в идеале это должно происходить одновременно с извещением о наказании или увольнении. Возможно и физическое ограничение доступа к рабочему месту. Если сотрудник увольняется, у него нужно принять все его компьютерное хозяйство и, в частности, криптографические ключи, если использовались средства шифрования.

Проблема обучения - одна из центральных с точки зрения информационной безопасности. Если сотрудник не знаком с политикой безопасности своей организации, он не сможет стремиться к достижению сформулированных в ней целей. Если он не знает мер безопасности, он не будет их соблюдать.
Напротив, если сотрудник знает, что его действия протоколируются, он, возможно, воздержится от нарушений.


Физическая защита

Безопасность компьютерной системы зависит от окружения, в котором она работает. Необходимо принять меры для защиты зданий и прилегающей территории, поддерживающей инфраструктуры и самих компьютеров.
Существуют следующие направления физической защиты:

•физическое управление доступом;

•противопожарные меры;

•защита поддерживающей инфраструктуры;

•защита от перехвата данных;

•защита мобильных систем;

Меры физического управления доступом позволяют контролировать и при необходимости ограничивать вход и выход сотрудников и посетителей.
Контролироваться может все здание организации и, кроме того, отдельные помещения, например те, где расположены серверы, коммуникационная аппаратура и т.п. Средства физического управления доступом известны давно - это охрана, двери с замками, перегородки, телекамеры, датчики движения и многое другое.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.