Рефераты. Задачи графических преобразований в приложениях моделирования с использованием ЭВМ


[ Rx ] =

 
1 0 0 0

0       

(4.1)

 
cos j sin j 0

0 -sin j cos j 0

0 0 0 1



Матрица вращения вокруг оси ординат на угол y:

 



[ Ry ] =

 
cos y 0 -sin y 0

(4.2)

 
0 1 0 1

sin y 0 cos y 0

0 0 0 1


Матрица вращения вокруг оси аппикат на угол c:

 



[ Rz ] =

 
cos c sin c 0 0

-sin

(4.3)

 
c cos c 0 0

0 0 1 0

0 0 0 1



Полезно обратить внимание на место знака « - » в каждой из трех приведенных матриц.

Б. Матрица растяжения-сжатия:


 


a 0 0 0

[ D ] =

 

(4.4)

 
0 b 0 0

0 0 g 0

0 0 0 1


где

a > 0 – коэффицент растяжения (сжатия) вдоль оси абсцисс;

b > 0 – коэффицент растяжения (сжатия) вдоль оси ординат;

g > 0 – коэффицент растяжения (сжатия) вдоль оси аппликат.


В. Матрицы отражения

Матрица отражения относительно плоскости ху:

1 0 0 0

[ Mz ] =

 

(4.5)

 
0 1 0 0

0 0 -1 0

0 0 0 1


Матрица отражения относительно плоскости yz:

 


-1 0 0 0

[ Mx ] =

 

(4.6)

 
0 1 0 0

0 0 1 0

0 0 0 1


Матрица отражения относительно плоскости zx:

 


1 0 0 0

[ My ] =

 

(4.7)

 
0 -1 0 0

0 0 1 0

0 0 0 1


Г. Матрица переноса (здесь (l, m, n) - вектор переноса):

 


1 0 0 0

[ T ] =

 

(4.8)

 
0 1 0 0

0 0 1 0

l m n 1


Как и в двумерном случае, все выписанные матрицы невырождены.

Приведем важный пример построения матрицы сложного преобразования по его геометрическому описанию.

Пример 3. Построить матрицу вращения на угол j вокруг прямой L, проходящей через точку А (a, b, c) и имеющую направляющий вектор (l, m, n). Можно считать, что направляющий вектор прямой является единичным:

l2 + m2 + n2 = 1

На рис. 10 схематично показано, матрицу какого преобразования требуется найти.



Z

 

Y

 
L



 



X

Рис. 10


Решение сформулированной задачи разбивается на несколько шагов. Опишем последовательно каждый из них.

1-й шаг. Перенос на вектор –А (-a, -b, -c) при помощи матрицы



 


1 0 0 0

[ T ] =

 

(4.9)

 
0 1 0 0

0 0 1 0

-a -b -c 1


В результате этого преноса мы добиваемся того, чтобы прямая L проходила через начало координат.

2-й шаг. Совмещение оси аппликатс прямой L двумя поворотами вокруг оси абсцисс и оси ординат.

1-й поворот – вокруг оси абсцисс на угол y (подлежащий определению). Чтобы найти этот угол, рассмотрим ортогональную проекцию L’ исходной прямой L на плоскость X = 0 (рис. 11).



Z

 

X

 
L’ L q

Y

Y




0

 


 

 


Рис. 11

 

Направляющий вектор прямой L’ определяется просто – он равен

(0, m, n).

Отсюда сразу же вытекает, что


cos y = n / d, sin y = m / d, (4.10)


где


d = m2 + n2 (4.11)


Соответствующая матрица вращения имеет следующий вид:


 


1 0 0 0

(4.12)

 

[ Rx ] =

 
0 n/d m/d 0

0 -m/d n/d 0

0 0 0 1





Под действием преобразования, описываемого этой матрицей, координаты вектора (l, m, n) изменятся. Подсчитав их, в результате получим


(l, m, n, 1)[ Rx ] = (l, 0, d, 1). (4.13)


2-й поворот вокруг оси оси ординат на угол q, определяемый соотношениями

сos q = l, sin q = -d (4.14)


Cоответствующая матрица вращения записывается в следующем виде:

l 0 d 0

[ Ry ] =

 

(4.15)

 
0 1 0 0

-d 0 l 0

0 0 0 1


3-й шаг. Вращение вокруг прямой L на заданный угол j.

Так ка теперь прямая L совпадает с осью аппликат, то соответствующая матрица имеет следующий вид:


 



[ Rz ] =

 
cos j sin j 0 0

-sin

(4.16)

 
j cos j 0 0

0 0 1 0

0 0 0 1


4-й шаг. Поворот вокруг оси ординат на угол -q.

5-й шаг. Поворот вокруг оси абсцисс на угол -y.

Однако вращение в пространстве некоммутативно. Поэтому порядок, в котором проводятся вращения, является весьма существенным.

6-й шаг. Перенос на вектор А (a, b, c).

Перемножив найденные матрицы в порядке их построения, получим следующую матрицу:

[ T ][ Rx ][ Ry ][ Rz ][ Ry ]-1[ Rx ]-1 [ T ]-1.


Выпишем окончательный результат, считая для простоты, что ось вращения ходит через начальную точку.




l2 + cos j(1 – l2) l(1 – cos j)m + n sin j l(1 – cos j)n – m sin j 0

l(1 – cos j)m – n sin j m2 + cos j(1 – m2) m(1 – cos j)n + lsin j 0

l(1 – cos j)n + m sin j m(1 – cos j)n – lsin j n2 + cos j(1 - n2) 0

0 0 0 1



Рассматривая примеры подобного рода, мы будем получать в результате невырожденные матрицы вида




a1 a2 a3 0

[ А ] =

 

(4.17)

 
b1 b2 b3 0

g1 g2 g3 0

l m n 1


При помощи таких матриц можно преобразовать любые плоские и пространственные фигуры.

Пример 4. Требуется подвергнуть заданному аффинному преобразованию выпуклый многогранник.

Для этого сначала по геометрическому описанию отображения находим его матрицу [ A ]. Замечая далее, что произвольный выпуклый многогранник однозначно задается набором всех своих вершин

Vi ( xi, yi, zi), i = 1,…,n,

Строим матрицу

 


x1 y1 z1 1

V = . . . . . . . . . . (4.18)

xn yn zn 1



Подвергая этот набор преобразованию, описываемому найденной невырожденной матрицей четвертого порядка, [ V ][ A ], мы получаем набор вершин нового выпуклого многогранника – образа исходного (рис. 12).


Z

 




0

Y

X


Рис. 11



5.     Заключение

Учитывая вышеописанные принципы, была разработана программа моделирования синтеза металлорежущих станков, которая наглядно показывает зависимость компоновки станка от формы обрабатываемой поверхности через код компоновки, а также возможность построения модели станка из стандартных узлов для последующей оценки компоновки. В виду того, что данная программа разрабатывалась как исследование, в ней лишь наглядно демонстрируется модель станка для обработки произвольной поверхности.

Программа построена на основе принципов объектно-ориентированного программирования (ООП). Такой подход был признан оптимальным для данной задачи с учетом того, что модель станка строится на основе компоновочного кода. При реализации сначала была рассмотрена цепочка узлов, представляющая станок. Это привело к трудностям и неудобству реализации отображения 3-х мерной модели в эмулированном графическом пространстве. Поэтому была реализована концепция, рассматривающая станок, как “дерево” объектов, исходя из того, что один из узлов станка, а именно станина, является неподвижным и зафиксированным жесткой привязкой к системе координат. Таким образом, полученная модель представляла собой объект, из которого выходили две “ветви” объектов.

Принципы ООП позволили создать базовый класс, из которого были получены дочерние классы для станины и остальных узлов. Каждый объект инкапсулировал свои свойства и “видел” лишь свои геометрические размеры и координаты, в которые он должен быть помещен, в результате чего модель получилась гибкой.

6.     Список используемой литературы.

1.      Шишкин Е. В., Боресков А. В. Компьютерная графика. М.: Диалог-МИФИ, 1995. – 288 с., ил.

2. Вайсберг А. В., Гриценко М. Е. Формирование структуры станка на ранних стадиях проектирования. – Точность автоматизированных производств (ТАП – 97). Сборник статей международной научно-технической конференции. Пенза, 1997., с. 52 – 53.



Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.