Рефераты. Управление звуковой картой компьютера

Для любого такта может быть создана копия со ссылкой (mirror). Подобная копия не содержит данных, отображая содержимое основного такта. Можно задать выборочный показ нот в копии такта.

Могут быть созданы "плавающие" пояснительные такты, не звучащие при контрольном проигрывании. Такие такты могут быть помещены в любое место страницы.

Возможна различная трансляция энгармонических тональностей - с выбором в пользу диезов, бемолей либо заданным образом.

Большие партитуры могут печататься на несколько листов, которые затем склеиваются в один большой лист (tiling pages).

Наряду с печатью партитуры возможно ее преобразование в PostScript - кодированный "сценарий" построения изображения - наподобие компиляции исходного текста компьютерной программы. Файлы PostScript предназначены для распространения - их можно просмотреть и напечатать, однако из них нельзя однозначно воссоздать структуру партитуры с разделением на партии, знаки, текст, специальные пометки и т.п.


7. Музыкальные процессоры

Служат для обработки музыкальных партий в формате MIDI - внесения исполнительских нюансов, изменения стиля исполнения, "оживления" композиции. Обнаружено, что естественность имитации звучания акустических инструментов зависит не столько от точности повторения самого тембра, сколько от особенностей игры, присущей данному инструменту: для гитары это способ щипка, подтяжка струн, пальцевое вибрато, для скрипки - сила нажатия смычком на струны, динамика движения смычка и то же пальцевое вибрато, для духовых - характерное изменение громкости по ходу музыкальной фразы и т.п. Процессоры работают обычно с готовой партитурой, построенной "математически точно" - все ноты стоят в точности на своих местах, нюансы изменения высоты и громкости отсутствуют.


Подробнее с работой музыкальных процессоров ознакомимся на примере нескольких прграмм:

1. Style Enhancer

(Разработчик – NTONYX. Последняя выпущенная версия - 2.1).

Первый интеллектуальный MIDI-процессор, разработанный в Новосибирской Государственной консерватории.

Фактически процессор выполняет моделирование исполнения (performance modelling) - имитирует приемы, которыми музыкант воздействует на реальный инструмент. Работа процессора основана на понятии стиля - совокупности характерных приемов воздействия на инструмент, используемых музыкантами в игре на различных инструментах. Каждый стиль характеризует особенности исполнения различных музыкальных фраз, типичные акценты на каких-либо элементах музыки, нюансы ритма, интенсивности, варьирования различных параметров звука.

Просматривая исходный MIDI-файл, SE распознает в нем объекты (objects) - аккорды, музыкальные фразы, ритмические рисунки, громкостные или высотные ходы. К каждому объекту по заданной схеме применяется правило (rule), описывающее параметры объекта, которые нужно изменить, и величины этих изменений. Например, правило может указывать небольшое смещение нот во времени относительно ритмических долей, изменение интенсивности звучания по ходу фразы, вставку команд изменения высоты (pitch bend) для имитации глиссандо, вибрато или подтяжек.

Совокупность правил, применимых к партии отдельного инструмента, и образует стиль. В составе SE поставляется набор готовых стилей - гитарные, скрипичные, фортепианные, духовые и т.п. Показательно, что при обработке партии, скажем, скрипичным стилем и проигрывании ее звуком другого инструмента, похожего по динамике, возникает ощущение, что играет все-таки скрипка. Очевидно, для человеческого восприятия особенности звучания инструмента оказываются важнее, нежели предельно точное воссоздание его тембра.

Для наиболее эффективной работы процессора исходный файл может быть "выровнен" или отквантован - все ноты выставлены по ритмической сетке и их интенсивности (velocity) приведены в одинаковое значение. Это позволит SE более точно распознать и правильно обработать объекты.

Процессор предоставляет ряд монтажных и управляющих функций секвенсора для "тонких" манипуляций с исходными и результирующими MIDI-партитурами.

2. Pattern Variator

(Разработчик – NTONYX. Последняя выпущенная версия - 1.0).

Другой музыкальный процессор NTONYX. Предназначен для внесения в готовые MIDI-композиции динамического изменения параметров звучания - громкости, модуляции, панорамы, плавных и дискретных изменений высоты, характеристик фильров и эффектов, и т.п. Особенно эффективен при обработке музыки, в которой основную нагрузку несет тембрально-динамическая, а не мелодико-гармоническая сторона.

Исходная композиция вводится (импортируется) в формате MIDI, результат сохраняется в специфическом формате PV. Традиционные секвенсорные операции редактирования самих MIDI-дорожек не поддерживаются - целью процессора является только управление параметрами. Параметром может быть любая MIDI-переменная - интенсивность ноты (velocity), темп, длительность ноты, интервал между нотами, значение любого из контроллеров. На каждую MIDI-дорожку может быть наложен собственный набор изменяющихся параметров, который именуется моделью (pattern).

Способ внесения динамических параметров заключается в наложении на композицию графика изменения каждого из них. Графики создаются из участков, каждым из которых может быть либо прямая линия, либо гладкая кривая заданной кривизны. График задает изменение параметра относительно среднего значения, которое указывается в свойствах параметра. В свойствах указывается также масштаб изменения, что усиливает или ослабляет амплитуду изменения, заданную графиком.

Кроме изменяющихся параметров, имеются три функции трансформации нот: переворот по вертикали (высоте), переворот по горизонтали (времени) и подстановку, когда для каждой ноты октавы может быть задано повышение или понижение.

Процессор предлагает очень интересную и чрезвычайно мощную функцию - растягивание модели на несколько повторений (циклов) партии. Это приводит к различному звучанию партии внутри каждого цикла. Убирание до нуля параметра громкости эквивалентно глушению дорожки и пропаданию этой партии из общего звучания. Таким образом, создавая заранее "болванку" с различными партиями - вступления, проигрыша, различных ритмических и басовых рисунков, а затем рисуя для них графики громкости и остальных параметров, можно прямо в PV создавать различные композиции и варьировать их звучание.


8. Автокомпозиторы

Пользуясь различными приемами, автоматически создают элементы музыкального творчества - мелодический или гармонический рисунок, либо готовую композицию, составленную из типовых схем и фрагментов. Служат для быстрого создания заготовок композиций, а не особо требовательным пользователям - и конечного продукта.

Подробнее с работой автокомпозиторов ознакомимся на примере следующей прграммы:

Koan Pro

(Разработчик – SSEYO. Последняя выпущенная версия - 2.2).

Интересная программа для создания фоновой музыки. Идея заключается в группировке голосов (voices) различных типов, каждый из которых либо исполняет заданную партию, либо импровизирует под управлением программы (иначе говоря, программа в некотором роде сочиняет музыкальные шаблоны).

Каждый тип голоса имеет свое назначение: Rhytmic - ритмический рисунок заданного типа; Ambient - "тянущиеся" звуки, типичные для электронной музыки (может быть подставлен Wave-файл); Follows - голос-повторитель, повторяющий движение другого заданного голоса, с задержкой и смещением по высоте; RepeatBar - голос, периодически играющий фразу на основе прошлой сыгранной им же фразы; FixedPattern - фраза фиксированного вида; Listening - голос, "слушающий" остальные голоса и играющий на этой основе - например преобразующий ноты в аккорды.

Наличие "слушающего" голоса позволяет организовать на базе Koan систему аккомпанемента реального времени, настроив эти голоса на MIDI-порт.

Голоса исполняются инструментами. Инструмент может быть инструментом MIDI - GM/GUS/AWE SoundFont/XG либо файлом WAV/MP3. Для MIDI-инструментов поддерживаются все необходимые параметры GM, AWE и XG.

Голоса и инструменты имеют наборы параметров - тип, громкость, панорама, специфические параметры синтезатора, динамика голоса, зависимость от других голосов и т.п. Начальные значения параметров устанавливаются в основной панели, текущие значения могут изменяться на протяжении голоса. Основные параметры - громкость, модуляция, панорама и т.п. - могут иметь рисованные графики изменения (envelopes).

Группа параметров Voice Rules (голосовые правила) задает правила поведения и движения голосов; с помощью этих параметров управляется "автоматический композитор" Koan.

Имеются так называемые микропараметры - небольшие изменения громкости, высоты, модуляции, отклонения нот от ритмической сетки, предназначенные для оживления композиции.

Для каждого параметра поддерживается список значений, из которого при каждом проигрывании композиции случайным образом выбирается значение. Если параметр не имеет списка, каждый раз используется значение, заданное в панели.

Функция Add Random добавляет в партитуру голос случайного типа и тембра. Функции Randomize - Parameter, Column, Group/Row устанавливают случайные значения единичного параметра голоса, колонки однотипных параметров всех голосов или всех параметров одного голоса. Такие же функции Mutate изменяют значения параметров на случайные величины.


9. Автоаккомпаниаторы

Служат для автоматической выдачи готового музыкального аккомпанемента - в реальном времени либо в добавление к заданным сольным партиям подобно популярным музыкальным клавишным инструментам Yamaha PSR/PSS, Casio и др. В отличие от этих инструментов они редко способны динамически изменять тональность и структуру аккомпанемента в зависимости от движения солирующего голоса.

Аккомпаниаторы, как правило, ориентированы на технологию MIDI, позволяя использовать внешние синтезаторы и назначить конкретные MIDI-инструменты для различных партий аккомпанемента.

Работа аккомпаниатора основана на стиле. Стиль представляет собой заготовку из нескольких инструментальных партий - ритмических, басовых, аккордовых, вспомогательных. Как правило, партии записываются в стиль не непосредственно, а в параметрическом виде, который описывает лишь схему мелодического, гармонического или ритмического рисунка.

В процессе исполнения простой аккомпаниатор лишь постоянно повторяет стилевой рисунок. Более сложный варьирует структуру аккомпанемента в зависимости от предыстории или по случайному закону. Наиболее сложные следят за солирующей партией и на ходу выполняют гармонизацию - подбор подходящих аккордовых и басовых ходов - именно так организованы "самоиграйки" типа Yamaha и Casio.

Подробнее с работой автоаккомпаниаторов ознакомимся на примере нескольких прграмм:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.