|
Пользуясь данными из таблицы 11, рассчитаем
.
Полученное значение коэффициента эквивалентности больше единице, следовательно, разработанный ПП является технически прогрессивным.
Далее вычислим коэффициент изменения функциональных возможностей нового ПП по формуле
,
где Кфвн, Кфвб – бальная оценка неизмеримых показателей нового и базового изделия соответственно.
Параметры, описывающие возможности ПП приведены в таблице 12.
Таблица 12 – Параметры ПП
Наименование показателя |
Балльная оценка базового ПП |
Балльная оценка нового ПП |
Объем памяти |
3 |
4 |
Функциональные возможности |
4 |
5 |
Быстродействие |
3 |
4 |
Удобство интерфейса |
4 |
5 |
Степень утомляемости |
2 |
3 |
Производительность труда |
3 |
4 |
Итого: |
19 |
25 |
.
Коэффициент функциональных возможностей превышает единицу, то есть новый ПП превосходит по своим функциональным возможностям базовый в 1,3 раза.
Также конкурентоспособность нового ПП по отношению к базовому можно оценить с помощью интегрального коэффициента конкурентоспособности, учитывающего все ранее рассчитанные показатели.
,
где Кн – коэффициент соответствия нового ПП нормативам (1), Кц – коэффициент цены потребления.
Коэффициент цены потребления вычисляется как отношение договорной цены нового ПП к договорной цене базового, то есть
.
Интегральный коэффициент конкурентоспособности равен
КИ>1, значит новый ПП более конкурентоспособный, чем базовый ПП.
Для наглядности все рассчитанные коэффициенты занесем в таблицу 13.
Таблица 13 – Показатели конкурентоспособности
Коэффициенты |
Значение |
Коэффициент эквивалентности |
1,7 |
Коэффициент изменения функциональных возможностей |
1,3 |
Коэффициент соответствия нормативам |
1 |
Коэффициент цены потребления |
0,94 |
Интегральный коэффициент конкурентоспособности |
2,3 |
9 Изучение и оценка рыночного спроса
В любой рыночной системе в качестве ориентирующей на конечные цели и движущей силы экономического развития выступает спрос конечных потребителей. Поэтому вопросы изучения и прогнозирования спроса являются исходными и важнейшими инструментами организации маркетинговой деятельности в масштабах коммерческих фирм, а также регулирования рынка и товарного обращения в региональном и национальном масштабах.
Под потребительским спросом понимается та часть совокупной общественной потребности в товарах и услугах, которая при данном уровне цен и тарифов может быть удовлетворена за счет денежных средств потребителей.
В зависимости от степени удовлетворения различают реализованный (удовлетворенный) и неудовлетворенный спрос. Реализованный спрос характеризуется суммой денежных средств потребителей, израсходованных на покупку товаров. Показателем удовлетворенного спроса населения в товарах служит розничный товарооборот. Прямых показателей неудовлетворенного спроса не существует. Косвенными его показателями могут быть: прирост сбережений и остаток денежных средств на руках у населения, заметное повышение цен на указанные товары, резкое снижение запасов указанных товаров в торговой сети и на складах производителей.
Первым направлением применения теории спроса является ее использование для разработки стратегии предприятия-производителя на рынке. Для определения объема производства необходимо оценить ситуацию на рынке, т. е. провести анализ спроса и оценить уровень конкурентоспособности продукции, производимой данным предприятием.
Размер реального спроса зависит от реальной покупательной способности (спрос всегда есть платежеспособный спрос), а также цены на товар.
Произвести анализ спроса теоретически очень сложно, так как любое изучение статистики, привлечение социологических исследований дает весьма приблизительный результат. Личные контакты с возможными покупателями дают возможность определить их предпочтение и требования, но это требует больших затрат времени и денег. Необходимо учитывать, что спрос на традиционные товары практически постоянен, а при выпуске принципиально новых товаров спрос только зарождается и может опережать предложение, то есть объем производства данного товара.
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.